Президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) — заблокировал социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также компании Mail.ru, «Яндекс» и их сервисы. Это следует из указа главы украинского государства о расширении экономических санкций против России, который был обнародован 16 мая. Пользователи соцсетей назвали это уже перемогой Порошенко 80 уровня.
Новый указ Порошенко подготовлен как всеобъемлющий документ, и включает в себя предыдущие санкционные списки — ранее изданные распоряжения о санкциях признаны утратившими силу. В сводном «черном списке» 1228 человек и 468 юридических лиц. В числе последних все банки, работающие в Крыму (крупнейшие из которых РНКБ, банк «Россия», Генбанк), плюс предприятия российской «оборонки»: заблокированы активы производителя зенитных комплексов «Бук» концерна «Алмаз-Антей», «Рособоронэкспорта» и «Ростеха». Под санкциями оказались авиакомпании «Аэрофлот», «ЮТейр», «ВИМ-Авиа» и «Уральские авиалинии», нефтяная компания «Башнефть», а также крымские предприятия, которые перешли под контроль России.
Есть и принципиальные новации. Так, Украина впервые ввела санкции против крупнейших российских интернет-компаний с одновременной блокировкой доступа к их ресурсам. Под санкции подпали все сервисы «Яндекса» (в том числе относящиеся к украинскому домену .ua), а также Mail.ru и подконтрольные ей соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Украинские провайдеры будут обязаны заблокировать доступы к этим ресурсам на три года. В списке также есть сайты «Лаборатории Касперского» и DrWeb — сами компании ранее уже были под санкциями, но доступ к ресурсам явным образом запрещен не был.
Кроме того, санкции введены против РБК, «ТВ Центра», ВГТРК, «НТВ Плюс» и «Звезды».
Почему Киев пошел на такой шаг — можно даже не гадать. Еще в феврале 2017 года советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк прямо заявлял, что российские соцсети надо заблокировать, чтобы остановить российскую пропаганду. А в конце апреля на официальном сайте президента Украины была опубликована петиция, что власти должны наложить санкции на «Яндекс». «Вышеупомянутая компания осуществляет экспансию на Украине, финансируется российским капиталом и представляет угрозу национальной безопасности», говорилось в тексте петиции.
На указ Порошенко уже отреагировал Кремль. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «это очередное проявление недружественной и недальновидной политики Киева в отношении Российской Федерации». «Очередной шаг в цепи многих, которые нарушают права людей на Украине на получение информации, которые вредят интересам населения. Проявление подобной враждебности лишний раз подчеркивает, кто может стоять за пробуксовкой Минских договоренностей», — подчеркнул Песков.
Удастся ли Киеву блокировать российский интернет, чем ответит на это Кремль?
— Попытка заблокировать на Украине российские соцсети вряд ли будет эффективной, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Как показывает практика, подобные ограничения хорошо срабатывают против телеканалов. Можно, конечно, через спутник принимать в «незалежной» российские каналы — точно так же, как можно принимать украинские каналы в Крыму. Но это требует от человека дополнительных усилий, и далеко не все такие усилия готовы прикладывать.
В случае же с интернетом ситуация другая. Здесь гораздо большую роль играют не наличие или отсутствие каких-либо технических блоков, а привычки пользователей. И вряд ли украинские пользователи так просто от своих привычек откажутся.
Но надо понимать: на Украине граждане пользуются совершенно другими новостными ресурсами, чем российские. А платформы типа «Яндекс» или Mail.ru эти ресурсы — во многом механически — просто объединяют. Так вот в «незалежной» российские платформы работали исключительно с украинской новостной повесткой, и с украинским контентом.
«СП»: — Как же тогда они занимались пропагандой, как утверждают в Киеве?
— В том-то и дело, что «Яндекс» и Mail.ru не были орудиями российской «мягкой силы», и тем более российской пропаганды. Эти платформы банально не представляли для Киева источник информационных рисков. Именно по этой причине указ Порошенко мало что противопоставляет Москве на «пропагандистском» направлении.
«СП»: — Западные корпорации на Украине широко использовали «Яндекс», «Одноклассники» и «ВКонтакте» для рекламы и продвижения своей продукции, вкладывали в это серьезные деньги. Порошенко своим указом махом лишил их значительной части рекламных площадок. Запад как-то будет пытаться влиять на ситуацию?
— Не думаю. Западные корпорации оказались в той же ситуации на Украине, что и российские банки. Банковский сектор РФ в итоге понес на украинском направлении огромные безвозвратные потери, хотя ситуацию с украинскими «дочками» можно было просчитать еще в 2014 году. Потери западных корпораций, надо думать, несколько меньше, но их тоже придется списать на собственные ошибки.
Замечу: и российские банки на Украине, и западные компании, которые вкладывали в рекламу в украинских социальных сетях, были важны, прежде всего, для самой «незалежной». Они приносили Киеву деньги в условиях острого экономического кризиса. Те же площадки Mail.ru и «Яндекс» были частью украинской инфраструктуры — медийной, рекламной. Это значит, что указ Порошенко, прежде всего, наносит удар по собственной отраслевой экономике.
СП": — Украина в новом списке расширила санкции по многим разделам. Мы чем-то ответим Киеву?
— На мой взгляд, Россия должна в ответ сформировать свой список — прежде всего, торговых санкций. До сих пор продукция украинских компаний присутствует на российских рынках, и контрсанкции в такой ситуации более чем уместны.
— Как показывает практика, если интернет-ресурсы оказываются под запретом, этот запрет работает для подавляющего большинства пользователей, — возражает руководитель отдела антивирусных разработок и исследований компании Dr. Web Сергей Комаров. — С другой стороны, продвинутый пользователь может обойти любой запрет в интернет-пространстве. Таких способов обхода масса, поскольку полностью «выключить» ресурс в интернете технически невозможно.
Однако нынешняя ситуация уникальна тем, что в «незалежной» блокируют очень популярные сайты. Согласно данным Gemius, на Украине соцсеть «Одноклассники» занимает второе место по веб-аудитории, опережая Facebook, а ее ежемесячная мобильная аудитория оценивается в 4,7 млн. пользователей. А по данным аналитического агентства SimilarWeb, на Украину приходится 17,6% от общего трафика «ВКонтакте» (январь 2017 года).
Это очень большая аудитория, и насколько безболезненно она смирится с решением Киева — большой и открытый вопрос.