ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Какое отношение имеет Китай к Арктике?
Какое отношение имеет Китай к Арктике?11-04-2017, 15:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Какое отношение имеет Китай к Арктике?Китай смотрит на Арктику «с особым оптимизмом» и разрабатывает всё больше проектов по развитию региона в сфере инфраструктуры и науки, заявили эксперты на встрече в Шанхае 9 апреля. При этом Китай не имеет прямого выхода к Арктике. После полной загрузки пропускной способности Суэцкого и Панамского каналов, арктические пути приобретут первостепенное значение, сообщила 9 апреля китайская газета Global Times. Глобальное потепление сделает Арктику более доступной для Китая. «Сейчас, когда наши дипломатические и политические отношения нормализовались, я уверен, что мы сможем тесно сотрудничать. Факт, что Китай смотрит на Арктику с особым оптимизмом. Это позволяет создать общую платформу для движения вперёд», — заявила премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг во время Китайско-норвежского диалога по изменениям в Арктике и международному сотрудничеству в Шанхае. В последние годы возрос интерес Китая к Арктике. Глобальное потепление может открыть новые морские пути между Восточной Азией, Северной Америкой и Европой. Таяние ледников в Арктике напрямую влияют на Китай, особенно на уровень моря, полагает Ян Хуэйгэнь. Появление более короткого судоходного пути из Восточной Азии в Европу и Северную Америку открывает перед Китаем огромные экономические и военные возможности, отметил ранее китайский учёный Ли Чжэньфу. «Тот, кто будет контролировать арктический маршрут, будет контролировать новое направление мировых экономических и международных стратегий», ― считает он. Северный морской путь, проходящий от Берингова пролива на востоке до Новой земли на западе, на 6400 км короче и значительно дешевле южного маршрута из Шанхая до Гамбурга. Его удешевляет и отсутствие рисков вроде пиратства, которое особенно сильно угрожает китайским кораблям в районе Аденского залива. По оценкам китайских экспертов, только один «северный» рейс контейнеровоза или сухогруза может сэкономить от $0,5–3,5 млн. Морские грузоперевозки по кратчайшему пути из Европы в Китай в прошлом году увеличились на 35% — до 7 млн тонн. Суда перевозят нефть, сжиженный газ, уголь, руду и другой сухой груз. «В 2022 году мы будем перевозить 40 млн тонн. В десять раз больше, чем в 2014 году», — заявил недавно в Архангельске заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин. Россия является ключевым игроком в Арктике, имея в своем распоряжении 30 дизельных и четыре атомных ледокола. Суэцкий и Панамский каналы скоро достигнут своей максимальной пропускной мощности, что делает арктические морские пути все более привлекательными и важными, напомнил Ян Цзянь. Передел ресурсов Помимо арктических коридоров, Арктика привлекает внимание богатыми запасами редких и редкоземельных металлов, минералов, руд и другого сырья, имеющего стратегическое значение. К тому же в ней сокрыты неосвоенные биоресурсы. В частности более 150 видов рыб населяют арктические воды, а также белый медведь, песец, нарвал, косатка, морж, белуха. По данным ООН, разведанные запасы арктической нефти составляют 100 млрд тонн газа — 50 трлн кубометров. А по данным учёных из геологических служб США и Дании, опубликованных в журнале Science в 2009 году, подо льдами Арктики залегает около 83 млрд баррелей нефти, что составляет 13% от мировых неразведанных запасов. Этого количества достаточно для того, чтобы обеспечивать весь мир на протяжении почти трёх лет при среднем ежегодном потреблении 30 млрд баррелей. Однако вся проблема в том, что большинство запасов углеводородов в Арктике трудноизвлекаемы. При низкой цене на нефть все арктические проекты могут быть заморожены, считает аналитик ИК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. В любом случае китайцы называют себя «околоарктической страной» и демонстрируют, «что они не намерены позволять канадцам, русским и американцам полностью делить эти ресурсы между собой», отметил Дэвид Беркьюсон. В 2010 году китайский контр-адмирал Инь Чжо заявил, что «Арктика принадлежит всему миру, и ни у одного народа нет над ней единоличной власти». Претензии Китая на разработку ресурсов в Арктике стали примером для других стран, не имеющих к Арктике никакого отношения — Японии, Индии, Южной Кореи. Так, Япония уже более века проводит исследования и участвует в разведке месторождений природных ресурсов. Южная Корея изучает возможность строительства в Арктике терминала сжиженного природного газа. Индия сейчас также активизировала свою деятельность по освоению Арктики. «Гринпис России выступает против планов любых компаний добывать нефть на арктическом шельфе какой бы то ни было страны — США, России или Норвегии. Эти проекты экономически неоправданны и экологически очень опасны», ― считает руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров. Последствия аварий в Арктике устранить сложно, а ущерб они наносят колоссальный. «Глас Китая» В 2017 году Финляндия возглавит Арктический совет и станет в нём проводником «гласа Китая», заявил профессор отделения Арктической политики при факультете Социальных наук Лапландского университета Ласси Хэйнинен. «Финляндия одна из самых дружественных по отношению к Китаю стран ЕС, поэтому она всегда может рассчитывать на выгоду от экономических отношений с Китаем. Северные страны развивали отношения с Китаем без какой-либо идеологической предвзятости, поэтому поездка Си в Финляндию также несёт весть миру, что Китай надеется на то, что другие страны возьмут пример с Финляндии в развитии прагматических партнёрских отношений с Китаем», — заявил Чу Инь. В совместном заявлении от 5 апреля страны заявили, что усилят экономическое и технологическое сотрудничество в Арктике в таких сферах, как морская индустрия, геология, морские и полярные научные исследования, «зелёные технологии», судоходство и безопасность на море, туризм. По мнению экспертов, Китаю не стоит подчёркивать свои права на Арктику и заявлять о том, что она принадлежит всему миру. В этом случае ему могут напомнить о его претензиях на большую часть Южно-Китайского моря и спорные Парасельские острова и архипелаг Спратли, которые вопреки решению международного суда он считает своими. При военном конфликте в Южно-Китайском море Китай может потерять важные торговые маршруты. Северный морской путь в этом случае может стать их альтернативой, заявил «Газете.Ru» Илья Усов. Вернуться назад |