ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Молдова и Приднестровье: объятия дружеские и удушающие

Молдова и Приднестровье: объятия дружеские и удушающие


3-04-2017, 09:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Молдова и Приднестровье: объятия дружеские и удушающие

 

Главы РМ и ПМР пожимают друг другу руки, а молдавское правительство наносит удары

«Встречи - это хорошо, значит, условный мост, соединяющий два берега Днестра начал восстанавливаться», – пишут читатели на странице президента Молдовы в Facebook. 
 
30 марта президент Молдовы Игорь Додон провёл вторую встречу с главой Приднестровья Вадимом Красносельским. У главы молдавского государства в ленте – 16 фотоснимков и несколько предложений по итогам переговоров. На официальном сайте президентуры – подробности. Обсуждались пути решения конкретных проблем жителей двух берегов Днестра. Ранее эти вопросы обсуждались 4 января в Бендерах, четыре из них предложены Кишинёвом, столько же – Тирасполем. В частности, речь идёт о восстановлении стационарной телефонной связи в ПМР, согласовании выдачи номеров на автотранспорт, введении в действие механизма подтверждения дипломов об окончании университета им. Т. Шевченко.  Обсуждались также мораторий на производство возбуждённых уголовных дел в отношении должностных лиц в Молдове и Приднестровье; свободное перемещение граждан, проживающих по обе стороны Днестра; доступ жителей Дубоссарского района (ПИР) к обработке сельскохозяйственных угодий (они находятся в ведении Кишинёва); мост через Днестр; функционирование ряда учебных заведений ПМР, находящихся в системе образования Молдовы. 
 
«Хочу вам сказать, что после последней нашей встречи, которая состоялась 4 января, нашими коллегами и партнёрами с левого берега Днестра были предприняты конкретные меры. Речь об упрощении процедуры выезда из Приднестровья, о хорошем функционировании школ с молдавским языком обучения на Левобережье. Сегодня господин Красносельский вручил мне список 10 чиновников, включая бывшего примара Варницы, на имя которых были аннулированы ранее заведенные уголовные дела, и эти люди не могли проехать на левый берег Днестра», – сказал молдавский президент, оценивая итоги мартовской встречи.
 
«Каждый вопрос решаем. Все они уже рассмотрены на уровне профильных комиссий. Есть дорожные карты, технологические схемы решения. Не хватает политического импульса. Приднестровская сторона сделала первый шаг, чтобы нас не могли обвинить в косности и затягивании переговорного процесса. Ждем ответных действий от Молдовы», – отметил руководитель Приднестровья Вадим Красносельский.
 
Президенты двух республик планируют вместе обратиться к действующему председателю ОБСЕ с просьбой организовать встречу в формате «5+2». Ранее предполагалось, что формат «5+2» (Молдавия и Приднестровье договариваются как стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ – посредники урегулирования, ЕС и США – наблюдатели) имеет смысл возродить, когда будут найдены решения всех вопросов обозначенного пакета. Пока что Австрия, председательствующая в ОБСЕ, видит в Молдове  противостояние по линии «президент-правительство-парламент» и рекомендует не торопиться с «5+2», дабы переговоры не были сорваны. Впрочем, у нежелания ОБСЕ участвовать в формате «5+2» есть и другая причина.
 
Додон понимает, что его руки связаны конституционными полномочиями, поэтому урегулирование приднестровского конфликта буксует. Потому-то на днях президент РМ подписал декрет о проведении референдума, где, в частности, должен решиться вопрос о расширении возможностей роспуска парламента. Декрет уже вступил в силу.
 
Ещё один острый для Приднестровья вопрос, который обсуждался на встрече Додона с Красносельским, касается поставки электроэнергии Молдавской ГРЭС (подконтрольной российской «Интер РАО ЕЭС»), расположенной в ПМР, на правый берег Днестра. Додон выступил категорически против посреднических схем: в 2015 году вокруг посредника – приднестровской фирмы «Энергокапитал» – вспыхнул скандал в связи с подозрениями о выведении денег в офшоры и уклонении от уплаты налогов. 
 
Однако, пока руководители ПМР и РМ обговаривали в резиденции Додона под Кишинёвом важнейший вопрос энергетической безопасности (Приднестровью продажа электроэнергии обеспечивает основной поток валютной выручки, а Молдова только четверть необходимого ей объёма электричества производит самостоятельно), в правительстве РМ приняли решение в пользу… украинского олигарха Рината Ахметова. С 1 апреля в Молдову поставлять электроэнергию будет его компания DTEK Trading, предложившая цену $50,2 за 1 мВтч (цена Молдавской ГРЭС – $54,4 за мВтч). Прикрывшись «экономической целесообразностью», правительство Павла Филипа отодвинуло перспективу урегулирования приднестровского конфликта, не пожелало договариваться с Молдавской ГРЭС и одновременно ударило по Додону, ослабив его переговорные позиции.
 
Кроме того, в планах Киева и Кишинёва – совместный контроль на приднестровском участке украинско-молдавской границы. Это означает установку двусторонних КПП и  появление молдавских пограничников на границе с Приднестровьем. В ПМР считают этот план крайне опасным: приднестровский вооружённый конфликт не урегулирован, Украина является одной из стран-гарантов этого урегулирования, но Киев подыгрывает Павлу Филиппу, противостоящему молдавскому президенту. В ПМР считают, что проблему контроля над границей необходимо вынести на переговоры в формате «5+2», а Игорь Додон поручил экспертам своей администрации сделать оценку рисков в случае появления украинско-молдавских КПП на приднестровском сегменте границы с Украиной.
 
Прозападное большинство в парламенте РМ и, соответственно, правительство по-хорошему договариваться с Приднестровьем не желают, инициативы Игоря Додона встречают сопротивление. ОБСЕ же в вопросе установки молдавских постов на украинско-приднестровской границе стоит на позициях Кишинёва и Киева, отказываясь выносить этот вопрос на обсуждение в формате «5+2». Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Вольф Дитрих Хайм предпочитает игнорировать возмущение Тирасполя даже после того, как министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев направил ему официальное обращение по поводу подрывающих безопасность Приднестровья пограничных планах Украины и Молдовы.  
 
Премьер-министр Молдовы Павел Филип ещё в феврале договорился с Петром Порошенко о введении совместного контроля на украинско-приднестровском участке границы в Кучургане (Одесская область). Цель Филипа – обеспечить удушение ПМР со стороны украинской границы до конца 2017 года с последующей заменой российского миротворческого контингента в Приднестровье на «гражданскую миссию с международным мандатом». И Порошенко тут тоже при деле. 
 
Президент Молдовы, обладающий ограниченными полномочиями, не в силах кардинально повлиять на развитие ситуации – на днях председатель парламента Молдовы Адриан Канду раскритиковал декрет о референдуме и заявил, что «первую скрипку» в Молдавии играют премьер-министр, правительство и парламент. 
 
Действия правительства РМ рискуют подорвать миротворческие устремления молдавского президента, значительно усложняют Приднестровью жизнь и отодвигают перспективу урегулирования застарелого конфликта. Подключение к этим решениям украинской стороны и «глухота» ОБСЕ только усугубляют ситуацию. 
 

Главы РМ и ПМР пожимают друг другу руки, а молдавское правительство наносит удары

«Встречи - это хорошо, значит, условный мост, соединяющий два берега Днестра начал восстанавливаться», – пишут читатели на странице президента Молдовы в Facebook. 
 
30 марта президент Молдовы Игорь Додон провёл вторую встречу с главой Приднестровья Вадимом Красносельским. У главы молдавского государства в ленте – 16 фотоснимков и несколько предложений по итогам переговоров. На официальном сайте президентуры – подробности. Обсуждались пути решения конкретных проблем жителей двух берегов Днестра. Ранее эти вопросы обсуждались 4 января в Бендерах, четыре из них предложены Кишинёвом, столько же – Тирасполем. В частности, речь идёт о восстановлении стационарной телефонной связи в ПМР, согласовании выдачи номеров на автотранспорт, введении в действие механизма подтверждения дипломов об окончании университета им. Т. Шевченко.  Обсуждались также мораторий на производство возбуждённых уголовных дел в отношении должностных лиц в Молдове и Приднестровье; свободное перемещение граждан, проживающих по обе стороны Днестра; доступ жителей Дубоссарского района (ПИР) к обработке сельскохозяйственных угодий (они находятся в ведении Кишинёва); мост через Днестр; функционирование ряда учебных заведений ПМР, находящихся в системе образования Молдовы. 
 
«Хочу вам сказать, что после последней нашей встречи, которая состоялась 4 января, нашими коллегами и партнёрами с левого берега Днестра были предприняты конкретные меры. Речь об упрощении процедуры выезда из Приднестровья, о хорошем функционировании школ с молдавским языком обучения на Левобережье. Сегодня господин Красносельский вручил мне список 10 чиновников, включая бывшего примара Варницы, на имя которых были аннулированы ранее заведенные уголовные дела, и эти люди не могли проехать на левый берег Днестра», – сказал молдавский президент, оценивая итоги мартовской встречи.
 
«Каждый вопрос решаем. Все они уже рассмотрены на уровне профильных комиссий. Есть дорожные карты, технологические схемы решения. Не хватает политического импульса. Приднестровская сторона сделала первый шаг, чтобы нас не могли обвинить в косности и затягивании переговорного процесса. Ждем ответных действий от Молдовы», – отметил руководитель Приднестровья Вадим Красносельский.
 
Президенты двух республик планируют вместе обратиться к действующему председателю ОБСЕ с просьбой организовать встречу в формате «5+2». Ранее предполагалось, что формат «5+2» (Молдавия и Приднестровье договариваются как стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ – посредники урегулирования, ЕС и США – наблюдатели) имеет смысл возродить, когда будут найдены решения всех вопросов обозначенного пакета. Пока что Австрия, председательствующая в ОБСЕ, видит в Молдове  противостояние по линии «президент-правительство-парламент» и рекомендует не торопиться с «5+2», дабы переговоры не были сорваны. Впрочем, у нежелания ОБСЕ участвовать в формате «5+2» есть и другая причина.
 
Додон понимает, что его руки связаны конституционными полномочиями, поэтому урегулирование приднестровского конфликта буксует. Потому-то на днях президент РМ подписал декрет о проведении референдума, где, в частности, должен решиться вопрос о расширении возможностей роспуска парламента. Декрет уже вступил в силу.
 
Ещё один острый для Приднестровья вопрос, который обсуждался на встрече Додона с Красносельским, касается поставки электроэнергии Молдавской ГРЭС (подконтрольной российской «Интер РАО ЕЭС»), расположенной в ПМР, на правый берег Днестра. Додон выступил категорически против посреднических схем: в 2015 году вокруг посредника – приднестровской фирмы «Энергокапитал» – вспыхнул скандал в связи с подозрениями о выведении денег в офшоры и уклонении от уплаты налогов. 
 
Однако, пока руководители ПМР и РМ обговаривали в резиденции Додона под Кишинёвом важнейший вопрос энергетической безопасности (Приднестровью продажа электроэнергии обеспечивает основной поток валютной выручки, а Молдова только четверть необходимого ей объёма электричества производит самостоятельно), в правительстве РМ приняли решение в пользу… украинского олигарха Рината Ахметова. С 1 апреля в Молдову поставлять электроэнергию будет его компания DTEK Trading, предложившая цену $50,2 за 1 мВтч (цена Молдавской ГРЭС – $54,4 за мВтч). Прикрывшись «экономической целесообразностью», правительство Павла Филипа отодвинуло перспективу урегулирования приднестровского конфликта, не пожелало договариваться с Молдавской ГРЭС и одновременно ударило по Додону, ослабив его переговорные позиции.
 
Кроме того, в планах Киева и Кишинёва – совместный контроль на приднестровском участке украинско-молдавской границы. Это означает установку двусторонних КПП и  появление молдавских пограничников на границе с Приднестровьем. В ПМР считают этот план крайне опасным: приднестровский вооружённый конфликт не урегулирован, Украина является одной из стран-гарантов этого урегулирования, но Киев подыгрывает Павлу Филиппу, противостоящему молдавскому президенту. В ПМР считают, что проблему контроля над границей необходимо вынести на переговоры в формате «5+2», а Игорь Додон поручил экспертам своей администрации сделать оценку рисков в случае появления украинско-молдавских КПП на приднестровском сегменте границы с Украиной.
 
Прозападное большинство в парламенте РМ и, соответственно, правительство по-хорошему договариваться с Приднестровьем не желают, инициативы Игоря Додона встречают сопротивление. ОБСЕ же в вопросе установки молдавских постов на украинско-приднестровской границе стоит на позициях Кишинёва и Киева, отказываясь выносить этот вопрос на обсуждение в формате «5+2». Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Вольф Дитрих Хайм предпочитает игнорировать возмущение Тирасполя даже после того, как министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев направил ему официальное обращение по поводу подрывающих безопасность Приднестровья пограничных планах Украины и Молдовы.  
 
Премьер-министр Молдовы Павел Филип ещё в феврале договорился с Петром Порошенко о введении совместного контроля на украинско-приднестровском участке границы в Кучургане (Одесская область). Цель Филипа – обеспечить удушение ПМР со стороны украинской границы до конца 2017 года с последующей заменой российского миротворческого контингента в Приднестровье на «гражданскую миссию с международным мандатом». И Порошенко тут тоже при деле. 
 
Президент Молдовы, обладающий ограниченными полномочиями, не в силах кардинально повлиять на развитие ситуации – на днях председатель парламента Молдовы Адриан Канду раскритиковал декрет о референдуме и заявил, что «первую скрипку» в Молдавии играют премьер-министр, правительство и парламент. 
 
Действия правительства РМ рискуют подорвать миротворческие устремления молдавского президента, значительно усложняют Приднестровью жизнь и
отодвигают перспективу урегулирования застарелого конфликта. Подключение к этим решениям украинской стороны и «глухота» ОБСЕ только усугубляют ситуацию. 
 

2017 год станет для Игоря Додона решающим: он покажет, сумеет ли президент Молдовы опереться на поддержку народа и изменить ход событий, опасный как для Приднестровья, так и для Молдовы
.

Вернуться назад