Три вранья о князе и Телиге
Фантастическое сообщение заняло ленты
патриотических и расово правильных информагентств и страниц соцсетей под
конец субботы, 18 марта 2017-го. В частности, УНИАН со ссылкой на
подручную Вовы Вятровича из Украинского института нацпамяти (УИНП) Елену
Халимон сообщило, что «красной краской в Киеве не только облили
памятник Елене Телиге в Бабьем Яру, вот так сейчас выглядит памятник
Владимиру Великому».
И понеслась брехня по селу: дескать, «сценаристы в Кремле» (это
определение Богдана Червака, нынешнего лидера ОУН – Организации
украинских националистов) оскверняют не только памятники украинским
патриотам, но параллельно и уничтожают «украинскую тысячелетнюю
историю». Зачем эта первая ложь, даже трудно сказать.
Потому что понятно: война памятников и война с памятниками – это
омерзительное явление, свидетельствующее о глубокой и
нравственно-культурной и духовной деградации. И части общества, которое
допускает это, и власти, которая покрывает или оставляет безнаказанными
эти случаи. В украинском патриотическом случае ситуация еще хуже –
власть тут ведет кампанию декоммунизации и десоветизации. И под этим
соусом не только сводит счеты со всеми неугодными, вытравливая, извращая
и переформатируя память, историю, культурные традиции и привычки, но
проводит курс дерусификации украинской жизни, замешанной на практически
уже психиатрически-зоологической русофобии...
...Но мы сейчас не об этом. Мы о мелком вранье, рождающем великое
недоверие. Памятник Елене (Олэни) Телиге неизвестными вандалами
действительно был облит красной краской 18 марта. Но памятник Святому
Равноапостольному киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, был
осквернен еще в сентябре 2016 года. Его тоже с ног до головы окатили
красной краской. А в октябре того же года расписали постамент свастикой и
надписями «ПТН ПНХ» и все в том же духе. Типа кто-то так боролся с
«приватизацией Рашкой украинской истории». Потому что в Москве в то
время к ноябрьскому Дню национального единства собирались открыть (и
таки открыли) свой памятник князю Владимиру. Вот чтобы москалям не так
сладко жилось, обгадили памятник в Киеве. Отлично, патриоты? Нормально,
укры и арии...
Мы о мелком вранье, рождающем великое недоверие. Памятник Елене (Олэни) Телиге неизвестными вандалами действительно был облит красной краской 18 марта. Но памятник Святому Равноапостольному киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, был осквернен еще в сентябре 2016 года. Его тоже с ног до головы окатили красной краской. А в октябре того же года расписали постамент свастикой и надписями «ПТН ПНХ»
Вторая ложь еще позаковыристее. Даже несмотря на то, что осквернение любых памятников – это кощунство и варварство, нельзя сравнивать и значимость этих исторических фигур, и обстоятельства установки им памятников, и, увы, даже мотивы осквернения. Что сделал князь Владимир, известно всем – крестил Русь и превратил, как говорили раньше, «колыбель трех братских народов – белорусского, русского и украинского» в могучее и уважаемое европейское государство, которое потом испоганили потомки-княжичи. И установленный еще в 1853 году памятник князю в Киеве – это заслуженное и закономерное признание его заслуг потомками.
А кто такая Олэна Телига? Говорят, поэтесса, которую гнобили в СССР, а потом еще и расстреляли немецкие захватчики в феврале 1942 года. И это, наверное, правильно, что таким людям открывают памятники – какая-то часть украинского общества получает многолетнюю сатисфакцию за забытье и прежние унижения их взглядов и кумиров.
Но есть другая сторона медали у этой возвращаемой памяти. Памятник Телиге в феврале текущего года открыли к 75-летию ее расстрела... в Бабьем Яру. И сам этот факт, увы, явился провокацией и осквернением памяти тех людей, которые осенью 1941 года и позже были расстреляны в этом страшном месте. Это десятки тысяч киевских евреев, пленных моряков Днепровской флотилии, офицеров и красноармейцев. Вот на память о них и наплевали нынешние «восстановители исторической справедливости». Ибо нет в памятнике Телиге в Бабьем Яру никакой справедливости. В любом другом месте есть, наверное. А в Бабьем Яру нет.
И вовсе не потому, что Олэна Телига – Елена Ивановна Шовгенова, по происхождению русская из Подмосковья, дочь инженера-гидротехника Ивана Шовгенова. И сначала жила и воспитывалась в Москве, а затем в Петербурге, и лишь в 1918 году перебралась на Украину, где жили родственники отца, который покинул ее после того, как правительство УНР потерпело поражение от большевиков. За ним в 1922 году эмигрировала и вся семья. И была Олэна-Елена, обучавшаяся на историко-филологическом отделении Украинского педагогического института имени Михаила Драгоманова в Праге, русской по культуре, пока в начале 20-х годов прошлого века не вышла замуж за Михаила Телигу, бывшего сотника армии УНР. Этот и переформатировал девушку, как сейчас переформатируют в уже упомянутом УИНП. Она порвала с окружением своего отца и брата, монархиста и русского националиста, и бросилась в «украинское море», постепенно прибившись к ОУН. Это все и определяет до сих пор.
Во-первых, потому что Олэна эта самая была не только поэтессой, но и видным деятелем ОУН(м), той части этой организации, которой руководил Андрей Мельник. В противовес той части, которой руководил Стефан Бандера – ОУН(б). Среди «мельниковцев» она дослужилась до члена «культурно-образовательной референтуры ОУН(м)».
Когда ОУН(м) и ОУН(б), соревнуясь между собой в служении «третьему рейху» и «вождю немецкого народа Адольфу Гитлеру», двинулись из Галичины в Восточную Украину и Киев, то вместе с ними в составе так называемых «походных групп» и военизированных «куреней» понесла идеи независимой Украины и Олэна. И осенью 1941-го оказалась в Киеве
И когда ОУН(м) и ОУН(б), соревнуясь между собой в служении «третьему рейху» и «вождю немецкого народа Адольфу Гитлеру», двинулись из Галичины в Восточную Украину и Киев, то вместе с ними в составе так называемых «походных групп» и военизированных «куреней» понесла идеи независимой Украины и Олэна. И осенью 1941-го оказалась в Киеве сотрудницей газеты «Украинское слово». Как боролась Олэна и за какую Украину, эта газета показывает сама, на своих страницах. Вот заголовок статьи от 3 октября 1941 года: «Самый главный враг народа – жид». Вот слова из статьи «Задачи украинской интеллигенции» от 10 октября 1941 года: «Наша задача – восстановить разрушенную жидо-большевиками украинскую национальную культуру». А вот – из редакционной статьи «Зуб за зуб» от 4 ноября 1941 года: «За каждое око – око. За каждый зуб – зуб. Еврее-коммуна должна зарубить себе это на своем лбу».
Другими словами, Олэна уже тогда боролась за расово чистую «Украинскую Украину» и оправдывала «решение еврейского вопроса». А «Буковинский курень», сформированный ее ОУН(м), непосредственно решал его в Бабьем Яру, сидя у расстрельных пулеметов...
Вот поэтому возведение памятника Телиге в Бабьем Яру директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский на своей странице в Facebook прокомментировал так: «Телигу чествуют не как поэтессу, а как одного из руководителей ОУН. Той ОУН, которая призывала к уничтожению евреев, которая активно морально и физически участвовала в Холокосте. ...Дело не в том, где и за что расстреляли Телигу. Дело в том, что убийц евреев чествуют на том же месте, где этих евреев убивали. Это все равно, что на могилах воинов АТО поставить памятник «Мотороле». А вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган в интервью порталу Life сказал: «Это шаг, равный издевательству над жертвами, в украинской манере. Они научились воевать с памятниками, ставить памятники, а теперь они учатся унижать существующие памятники, чтобы у людей, которые придут к Бабьему Яру, не успели высохнуть слезы, и они увидели, что рядом с жертвами ставят памятники палачам».
Собственно, об этом сказал в глаза украинским парламентариям и президент Израиля Реувен Ривлин в ходе визита в Украину в сентябре прошлого года. «Порядка 1,5 млн. евреев были убиты на территории современной Украины во время Второй мировой войны в Бабьем Яру и многих других местах. Их расстреливали в лесах, возле яров и рвов, сталкивали в братские могилы. ...Многие пособники этих преступлений были украинцами, и среди них особенно выделялись бойцы ОУН, которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам», – сказал Ривлин, выступая в Раде. А через полгода в Бабьем Яру освятили памятник Олэне Телиге. Еще раньше поставили крест членам ОУН, которые тоже якобы были расстреляны в этом месте теми же немцами...
Историк и исследователь трагедии Бабьего Яра Илья Левитас сомневается в том, что Телигу расстреляли и захоронили именно в Бабьем Яру. По его мнению, «их расстреливали прямо в подвалах гестапо, а потом хоронили на Лукьяновском кладбище, скорее всего, там и находится могила поэтессы»
Во-вторых, нуждается в исследовании и уточнении главный аргумент установки памятника Телиге в Бабьем Яру – ее якобы расстреляли именно там. После того, как немцам: а) надоело вечное соперничество между двумя ветвями ОУН, и они сделали ставку на ОУН(б), помогая ей вырезать ОУН(м); б) им нужно было зачистить следы и убрать свидетелей кровавых расстрелов в Бабьем Яру, где первую скрипку играли «побратимы» Телиги. Вот всех их под шумок и «мочканули» на радость Бандере. Но историк и исследователь трагедии Бабьего Яра Илья Левитас сомневается в том, что Телигу расстреляли и захоронили именно в Бабьем Яру. По его мнению, «их расстреливали прямо в подвалах гестапо, а потом хоронили на Лукьяновском кладбище, скорее всего, там и находится могила поэтессы». И это вполне логично, если учесть, что все арестованные националисты, включая Телигу, находились в застенках гестапо на Владимирской улице, где сейчас находится здание СБУ.
И, повторяю, война с памятниками аморальна и недопустима. Но точно такая же и ВОЙНА ПАМЯТНИКАМИ, когда насильственно и демонстративно одну историю выталкивают другой. Памятник Телиге в Бабьем Яру – это не только восстановление исторической справедливости в новейшем ее проявлении и не примирение оппонентов. Это попытки примирить палачей и жертв. К тому же это подстава памяти самой поэтессы. Потому что любое насильственное действие рождает такое же противодействие. Особенно когда людьми движут месть и безысходность...
И третья ложь звучит вообще прелестно: «сегодня неравнодушные киевляне отмыли памятник». Никакие это не «неравнодушные киевляне». Это сделала киевская власть по просьбе и требованию вице-премьера Павла Розенко, который доложил генетически и расово чистой части патриотической общественности, что дозвонился до мэра Киева Виталика Кличко и выбил из него обещание почистить памятник поэтессе за считанные часы. И как ни странно, Виталик свое слово сдержал – к вечеру памятник блестел. Добавляя, правда, киевской власти еще один сомнительный штришок к политическому портрету и четко показывая, кто сегодня в чести у власть предержащих, а на кого она плюет. Потому что памятник князю Владимиру не очищен от краски уже почти полгода. Говорят, то автовышек необходимых нет, то денег, то нужной краски, то очистителя...
...О совести не говорят, но и так видно – ее тоже нет...