ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Версальская вечеря насторожила Европу

Версальская вечеря насторожила Европу


11-03-2017, 09:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
В понедельник президент Франции Франсуа Олланд собрал у себя в Версале на неформальный ужин лидеров стран, представляющих ведущие экономики Евросоюза: канцлера Германии Ангелу Меркель, премьер-министра Италии Паоло Джентилони и премьер-министра Испании Мариано Рахоя. В Париж съехались не для того, чтобы насладиться блюдами французской кухни. В Версале обсуждали вызовы, с которыми столкнулся Евросоюз, переживающий свой самый серьёзный кризис.



Отстающие должны посторониться


Хозяин встречи, Франсуа Олланд, призвал гостей строить «Европу прогресса». За этой броской фразой кроется стремление французского президента принять новые принципы и нормативы строительства Европейского Союза. Смысл их участникам версальской вечери видится в том, что у стран ЕС «разный уровень развития, разный потенциал и разные возможности». Поэтому отстающие страны Союза «не должны мешать развиваться другим».

Келейность неформального саммита, обсуждающего важнейшие проблемы Евросоюза, ярко показала, что веру в светлое будущее народов Союза утрачивают не только страны, застрявшие на обочине европейского развития, но и те, кого так любят называть локомотивами экономики ЕС. Теперь к этому светлому будущему участники версальской встречи будут пробиваться чуть ли не поодиночке.


Дело в том, что даже страны, представленные в Версале, демонстрируют разный уровень экономической устойчивости. Италия и Испания, например, обременены долгами, значительно превышающими их валовой национальный продукт. Есть вопросы и к участникам саммита. Двое из них (Паоло Джентилони и Мариано Рахой) остаются пока формальными, а не авторитетными лидерами в своих странах и вряд ли могут рассчитывать на стабильную поддержку новых инициатив в парламентах.

Франсуа Олланд практически утратил авторитет во Франции. Теперь отношение этой страны к Евросоюзу будет формироваться уже на основе позиции президента, выборы которого завершатся через два месяца. Шаткое положение и у признанного лидера европейских политиков — Ангелы Меркель.

Опросы общественного мнения показывают, что партия канцлера Германии потеряла лидирующие позиции в стране. Христианских демократов догнали по популярности социал-демократы, а кандидат в канцлеры от СДПГ Мартин Щульц уже начинает обходить Ангелу Меркель в предвыборной гонке.

В этих условиях версальскому квартету будет непросто убедить коллег из других 23 стран Союза, что перспективы у Евросоюза теперь только в политике «двух скоростей» развития. Оправдывая новый подход, в Версале подчёркивали, что отстающие страны «не должны быть обойдены вниманием». Этот посыл за отсутствием конкретики никто даже не комментирует. Эксперты воспринимают его, как фигуру речи, призванную успокоить лидеров стран, записанных в отстающие.

Таких много. Страны эти неоднородны. Их даже невозможно расписать на две, так называемые, группы развития. В самом деле, по данным МВФ, в прошлом году ВВП на душу населения в Болгарии не дотянулся и до 7000 американских долларов. В Литве и Латвии этот показатель был в вдвое выше болгарского, в Словении — втрое. В Финляндии, Нидерландах и Австрии в прошлом году ВВП на душу населения получили в полтора раза больше, чем приглашённые в Версаль Италия и Испания.

Вот и разберись здесь: кому какую скорость развития включать, а кого записывать в отстающие. Все эти и подобные им вопросы встанут на саммите в Риме, намеченном на 25 марта. Вообще-то в итальянской столице европейские лидеры соберутся на праздник. Будут отмечать 60-летие Римского договора, ставшего основой для построения единой Европы. О предстоящем празднике не забыли в Версале. Участники встречи выразили надежду, что «этот день станет днём обновления Евросоюза», но своим заявлением только усилили настороженность, возникшую теперь в других европейских столицах.

«Еврозона» для избранных

Эксперты, тем не менее, определили критерии отбора стран, которым «не должны мешать развиваться». К ним, безусловно, относятся государства «зоны евро». Эти экономики, связанные единой валютой, имеют общие риски и высокую степень взаимозависимости. Возможно, кого-то и попросят из этого союзообразующего клуба, но пока вопрос стоит иначе.

Его сформулировал Франсуа Олланд в интервью шести известным европейским газетам. «Мы должны признать: некоторые страны никогда не присоединятся к зоне евро, — удивил журналистов новым откровением президент Франции. — Отсюда мое предложение создать отдельный бюджет зоны евро. Потому что, желая делать все с участием 27 стран, мы рискуем совсем ничего не сделать».

В еврозону, как известно, входит только 19 стран ЕС. Требования перехода на единую валюту были достаточно высокими. Первыми их осилили старички Евросоюза, затем подтянулись вновь вступившие страны — главным образом, из Западной и Северной Европы. К кому-то из них проявили определённую снисходительность, мотивированную политическими резонами. Так, к примеру, попали в европейский валютный пул, субсидируемые Евросоюзом государства Балтии.

В последние годы там произошла настоящая деиндустриализация. В прошлом ноябре президент Латвийской Республики Раймондс Вейонис в интервью местной газете «Диена» признал, что в Латвии фактически нет своей экономики, поскольку она в значительной мере зависит от финансирования ЕС.

Однако это не повлияло на статус прибалтийских стран в зоне евро. Теперь, по версии Олланда, государства Балтии должны формировать единый бюджет с Германией, Францией, Финляндией, другими сильными европейскими экономиками, оперирующими общей валютой. Вряд ли это принесёт успех заявленному проекту «Европа прогресса».

В то же время «страны с низкой скоростью развития» останутся не только за чертой единого бюджета, но и вне проектов, который этот бюджет будет финансировать. Вспомним, кто до сих пор оперирует национальными валютами. Вот их «поимённый» список: Болгария, Венгрия, Дания, Польша, Румыния, Хорватия, Чехия и Швеция.

Как видим, версальская четвёрка записала в «отстающие» страны Союза не только с разным уровнем экономического развития, но и сильно различающимися экономическими и политическими амбициями. Взять ту же Польшу, которая уже видела себя неформальным центром Восточной Европы. Свою главную опору она искала в Прибалтике, отнесенной теперь в «высшую лигу» ЕС. Варшава, в свою очередь, рискует остаться у разбитого корыта светлого европейского будущего.

Как бы то ни было, неформальная вечеря в Версале добавила топлива в кострище европейского кризиса. Запахло не только созданием разных «зон развития», но и явным распадом Евросоюза. По крайней мере, таким видится экспертам итог неуклюжей попытки участников версальской встречи — преодолеть возникший в Союзе кризис через экономическое размежевание.

Можно посетовать на слабость нынешних политических лидеров Европы, не сумевших в критический момент найти аргументы для укрепления и развития Евросоюза. Но в поиске причин лучше оглянуться назад, посмотреть на ошибки, которые наделали европейские политики в новом веке.

Почему-то первой в этом ряду называют неконтролируемую миграцию. Она и в самом деле потрепала нервы европейцам. Однако важнее другое. Евросоюз давно уже работает в режиме «двух скоростей», когда страны с сильной экономикой обирают новичков Союза или просто слабых.

Это хорошо видно на примере Греции, у которой было развитое судостроение и садоводство. Нефтяной флот греческого судовладельца, миллиардера Аристотеля Онассиса превышал флоты многих стран мира. Сегодня греческие верфи закрыты. Центр европейского судостроения переместился в Германию. Не повезло и греческим оливкам. На рынке их заместили плоды из Испании. Хорошо известно, какой урон это нанесло экономике Греции.

Подобных примеров много. Они убедительно доказывают протекционизм Евросоюза в интересах сильных экономик. В Версале этой политике попытались придать некую легитимность. Пока не ясно, как новая инициатива поможет странам, представленным на неформальной вечере. Зато очевидно другое: равноправному партнёрству в Европе больше не рады. Но именно оно 60 лет назад в Риме объединило шесть европейских стран, убравших преграды на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.


Вернуться назад