Позвольте доложить итоги недавней моей поездки в Крым. Поездка была предпринята на предмет открытия филиала небольшой компании торгующей нефтепродуктами.
До этого я посещал Крым в декабре 2014 года. Та поездка оставила впечатление возврата в 91 год. Атмосфера развала СССР пропитывала все города и посёлки посещаемые мной по дороге. Если побережье ещё как-то пыталось навести лоск (плохо получается), то в глубине неприкрытая разруха. Исключение составила Ялта - она очень понравилась, но, возможно, из-за монументально нависших гор. Заранее извиняюсь перед крымчанами, видел меньше 1/100, наверно где-то и есть супер-крутые места, куда я не доехал. Сейчас говорю не о природных красотах, а о местах обитания людей, городках и посёлках.
По приезду в декабре 2016 года, на первый взгляд ни чего не изменилось. Единственно, основные магистрали стали значительно лучше. За что сразу цепляется взгляд- это разрушенные промзоны, давно не ремонтируемые дома, отсутствие в городах башенных кранов. (например в Феодосии видел всего один строящийся высотный дом) Посещал восточную половину полуострова, до Севастополя не доехал.
С помощью местных проводников осмотрел несколько пром. площадок под развитие, везде одно и тоже. Вот для примера:
На вопрос о наличии документов на право собственности показан украинский государственный акт. То есть за два года в составе РФ собственник не озаботился переводом обьекта в правовое поле РФ. На вопрос о кадастровом плане - недоумённое пожимание плечами, и ответ в форме - много вас тут таких ходит, мы под каждого подстраиваться не будем.
Из технической документации сохранён только план-схема обьекта (в карандаше) от лохматого 1993 года.
Все обьекты не проходят по сегодняшним пожарным и экологическим нормативам РФ
Например этот не имеет системы пожаротушения,
антитеррористических мероприятий
и санитарной зоны в 300 метров (с одной стороны до ближайших домов 140 м, с другой к забору примыкает скотобойня, с третьей проходит ЛЭП)
Все мои расспросы разных людей про кадастровые номера обьектов недвижимости ни к чему не привели, люди просто не понимают о чём речь. На вопрос о том, как документально оформить продажу обьектов без документов, предлагались разные варианты, от аренды (что без документов тоже невозможно), до предложений дать честное благородное слово.
В головах встречающей стороны сплошные прожекты и полное недоумение, когда начинаешь разговор о стандартах и нормах принятых в РФ. Все обсуждения заканчивались козырянием связями на разных уровнях власти и заверениями, что обо всём договоримся.
Жить по закону они пока принципиально не готовы. Мы тоже не белые и пушистые, но возвращаться назад в 90-е желания нет.
За три недели до поездки писал электронное письмо министру транспорта республики Крым. Ни ответа, ни привета. В России у меня большой опыт переписки с различными региональными министерствами, от Хабаровска до Ханты-Мансийска, и всегда есть обратная связь, хотя бы на уровне - спасибо за ваше обращение.
Посещение нескольких гос.учреждений пролило свет на молчание министерства. Это полная неукомплектованность персоналом. Практически нет отделов и секретариатов. Везде 1-2 человека. Так что вангую и в этом году недоосвоение выделеных федеральным центром средств. Правильно оформить документы просто некому.
За 2 года кадастром описано 15% земель. Окончания работ не видно, сил и средств на это дело нет. Учёта собственников земель нет. Часто на один и тот же участок претендует несколько человек и у каждого есть на руках украинский государственный акт.
Те кто пытаются сделать межевание и получить кадастр называют сроки от полугода до года.
В-общем ситуация неутешительная, больших компаний в Крыму нет ибо санкции, а малым туда заходить некуда, так как нормы и законы РФ для местных сродни китайской грамоте. Пока экспансия в Крым откладывается на неопределённый срок.
P.S. Небольшая зарисовка: при возврате в аэропорт столкнулся с такой ситуацией, дорожники перекрыли полностью проезд в одну сторону по обьездной трассе (окраина Симферополя, полосы разделены отбойником) народ выскакивая со второстепенных дорог и видя закрытый поворот направо, спокойно поварачивали налево (т.е. шли по встречке) и где-то через километр встретившись со встречным потоком образовали дикую пробку. При этом ни сотрудников ГИБДД ни попыток дорожников организовать движение я не увидел.
P.S.1 частник на жигулях, что подвозил до аэропорта рассказал о зарплате в 17000. А цены, что в магазине, что на бензин повыше московских.
Отдельная песня, это сервис недорогих кафе и баров. Его просто нет. Стандарт какого нибудь KFC или крошки-картошки кажется недостижимым идеалом.
При этом простые люди на улицах улыбчивы и доброжелательны.