ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Ростислав Ищенко. Выгодны ли России итоги президентских выборов в Узбекистане
Ростислав Ищенко. Выгодны ли России итоги президентских выборов в Узбекистане7-12-2016, 14:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
При
почти 88-процентной явке на прошедших в воскресенье президентских
выборах в Узбекистане прогнозируемо победил исполняющий обязанности
президента, премьер-министр страны Шавкат Миромонович Мирзиёев.
Переходный период без сенсаций Премьер-министром Шавкат Мирзиёев работал последние 13 лет, с декабря 2003 года. Способность контролировать ситуацию в стране он доказал в течение трёхмесячного переходного периода между смертью первого президента Узбекистана Ислама Каримова и выборами. + Уже тот факт, что всё это время из Узбекистана не поступало никаких сенсационных политических новостей, свидетельствует об уверенных действиях центральной власти по обеспечению стабильности. +
В данном случае в стране сохранялось полное спокойствие, а предвыборный период и сами выборы прошли без каких-либо эксцессов, и это демонстрирует несомненную силу и достаточный авторитет новой власти. Убедительная, безоговорочная победа Шавката Мирзиёева стала лишь дополнительным подтверждением этого очевидного факта. + Стабилизатор Средней Азии Таким образом, внутренняя стабильность в Узбекистане в ближайшие годы гарантирована. Наряду с Казахстаном, Узбекистан является главным стабилизатором Средней Азии. Любые эксцессы в регионе являются частным случаем до тех пор, пока в Астане и Ташкенте сохраняют контроль над ситуацией. Понятна и роль Средней Азии в обеспечении безопасности южных границ России, а также в реализации проекта Нового Великого шёлкового пути, который должен транзитом через Среднюю Азию и Россию (самый короткий и дешёвый на сегодня путь) вывести китайские товары на европейские рынки. +
По части внешней политики действующая власть, опирающаяся на правоцентристское большинство в парламенте, и левоцентристская парламентская оппозиция едины. И одни, и другие выступают за сохранение status quo. Отношения с Россией должны быть хорошие. Сближение должно продолжаться. Но к евразийскому проекту (Евроазиатский экономический союз — ЕврАзЭС) Узбекистан равнодушен. + Что выгодно для Москвы В принципе, такая позиция сегодня должна в целом устраивать и Москву. ЕврАзЭС ещё только структурируется. Часть партнёров России по этому интеграционному объединению явно имели завышенные ожидания, рассчитывая на повторение ситуации СССР, с односторонними экономическими уступками Москвы, в обмен на эфемерную (на уровне заявлений) политическую лояльность. Сейчас главные усилия тратятся на то, чтобы выработать и запустить действенные механизмы согласования позиций и снятия противоречий. + С учётом того, что Узбекистан и Казахстан традиционно конкурировали за лидерство в Средней Азии, их одновременное появление в ЕврАзЭС на этапе его создания могло бы сделать противоречия непреодолимыми. Сейчас же мы имеем два варианта сотрудничества со среднеазиатскими государствами. + Первый — в рамках ЕврАзЭС — обеспечивает ориентацию на Казахстан и Россию малых государств Средней Азии (Киргизии и Таджикистана) и полностью гарантирует китайский транзит. + Второй — на двусторонней основе с Узбекистаном, — позволяет согласовывать политику в сфере торговли энергоносителями и поставок из Узбекистана необходимого российской промышленности сырья. +
Узбекистан может искать выход на мировые рынки через территории Туркмении (которая также проводит политику неприсоединения к российским интеграционным проектам) и Ирана. Также Узбекистан может быть включён в одно из южных ответвлений Нового Великого шелкового пути. Возможно, при благоприятных условиях это позволит на какой-то период обеспечить устойчивый рост узбекской экономики. + Однако переформатирование глобальной политической и экономической системы делает неизбежным создание крупных замкнутых кластеров. Российско-китайский проект Большой Евразии для Средней Азии является безальтернативным. США покинули регион уже при Обаме, и при Трампе туда вряд ли вернутся. Членство Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) — совместном росийско-китайском интеграционном проекте, более мягком, чем ЕврАзЭС, — также предопределяет выбор кластера. Фактически речь в данном случае идёт лишь о скорости интеграции и её глубине. + С точки зрения интересов России скорость и глубина экономической интеграции не так важны (эти вопросы можно легко решить в двустороннем формате), как сохранение в Узбекистане политической стабильности и преемственности. В этом плане исход прошедших выборов позволяют оптимистично смотреть в будущее. + Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня» Вернуться назад |