Несмотря на свои очень небольшие размеры и маленькую численность населения (площадь Мальдивских островов всего 298 км², а население — около 339 тысяч человек), Мальдивские острова имеют интересную и, в общем-то, славную историю. Еще в 1558 году на островах высадились португальцы. Они возвели на Мальдивах форт и рассчитывали превратить острова в еще одно свое владение в Южной Азии. Но надеждам португальцев не суждено было сбыться. Местные жители дали им ожесточенный отпор и уже в 1573 году, всего лишь через пятнадцать лет после высадки на острове, португальцы были вынуждены покинуть Мальдивы. Не вышла попытка оккупации островов и у Нидерландов, которые, тем не менее, смогли покорить огромную Индонезию. Мальдивы оставались независимым султанатом, которым правили сменявшие друг друга султанские династии. С 1773 года островами управляла династия Хурааги. Лишь в конце XIX века установления протектората над Мальдивами добилась Британская империя. С 1887 по 1965 годы Мальдивы были протекторатом Великобритании.
После предоставления независимости Британской Индии, которая разделилась на Индию и Пакистан, а также Бирме и Шри-Ланке, жителям Мальдив казалось, что скоро настанет и их очередь получить свое собственное независимое государство. Однако, Великобритания предоставлять Мальдивам независимость не спешила. Тогда в апреле 1964 г. в городе Мале прошли массовые выступления, в результате которых толпы протестующих разрушили аэропорт и осадили администрацию. В следующем 1965 году Великобритания была вынуждена пойти на предоставление независимости Мальдивам. Первоначально страна оставалась султанатом — после провозглашения независимости власть осталась в руках султана Мухаммеда Фарида Диди (1901-1969), правившего с 1954 года и получившего в связи с обретениями Мальдивами суверенитета королевский титул. Однако в 1968 году, в результате референдума, Мальдивские острова были провозглашены республикой. Король Мухаммед Фарид Диди покинул престол и в следующем 1969 году скончался.
Президентом Мальдивских островов стал Ибрагим Насир Раннабадери Килагефану (1926-2008). По происхождению он принадлежал к мальдивской аристократии — потомкам султанской династии Диямигили, управлявшей Мальдивами в 1704-1759 и 1767-1773 гг. В 1957-1968 гг. Ибрагим Насир (на фото) занимал пост премьер-министра Мальдивского султаната. Уже тогда он проявил себя жестким администратором, сумев подавить сепаратистское движение на атоллах Адду, Хувадху и Фувамулла, двадцатитысячное население которых в 1959 году провозгласило создание «Объединенной республики Сувадиве». Став президентом страны, Ибрагим Насир ввел государственную монополию на внешнюю торговлю, однако в начале 1970-х гг. экономическая ситуация в стране стала ухудшаться, что привело к народным выступлениям против действующей власти. В конце концов, в 1978 году Ибрагим Насир бежал в Сингапур, где и прожил тридцать лет, до своей кончины в 2008 году.
После бегства Ибрагима Насира президентом Мальдивской республики стал Момун Абдул Гаюм (род.1937). При Насире Абдул Гаюм был оппозиционным лидером, борцом с авторитарной властью и несколько раз арестовывался властями и помещался под арест. Но стоило ему стать главой государства, как произошло перевоплощение, достойное знаменитого сказочного сюжета о драконе-тиране и его убийцах, тут же самих превращавшихся в таких же драконов. Момун Абдул Гаюм установил не менее жесткий режим, чем его предшественник Ибрагим Насир. Причем Абдул Гаюму удалось удерживать власть на протяжении тридцати лет — с 1978 по 2008 годы.
На пост президента Мальдивских островов Абдул Гаюм (на фото) баллотировался пять раз и все пять раз неизменно побеждал на выборах с более чем 90% голосов. Оппозиция пыталась свергнуть Абдул Гаюма: на него три раза совершались покушения, имела место попытка государственного переворота силами высадившихся наемников — боевиков Народной организации освобождения Тамил-Илама, отколовшейся от знаменитых "Тигров освобождения Тамил-Илама", однако все было безуспешно.
Лишь в 2008 году постаревший президент уступил требованиям оппозиции и мировому общественному мнению и согласился на перевыборы. В этот раз выборы Абдул Гаюм проиграл. Новым президентом Мальдивских островов стал Мухаммед Нашид (род.1967) — молодой политик, человек либеральных взглядов, получивший 54% голосов против 45%, отданных за Гаюма. Однако правительство Нашида, пытавшегося проводить либеральные реформы, столкнулось с многочисленными проблемами. В стране ухудшилась экономическая ситуация, чем воспользовались ушедшие в оппозицию сторонники Абдула Гаюма. Они обвинили Нашида в предательстве традиционных мальдивских и исламских ценностей и стремлении превратить страну в сателлита Запада. Начались массовые протесты населения. В ответ Нашид приказал арестовать главу Уголовного суда страны Абдуллу Мохаммеда, которого подозревал в симпатиях к Абдулу Гаюму. Это стало последней каплей — на сторону протестующих перешли полицейские и военнослужащие немногочисленной мальдивской армии. Мухаммед Нашид был вынужден 7 февраля 2012 года добровольно уйти в отставку. Затем Нашида несколько раз арестовывали, но в скором времени выпускали.
— Мухаммед Нашид
После отстранения Нашида пост президента в 2012-2013 гг. занимал бывший вице-президент страны Мохаммед Вахид Хассан Маник, а в 2013 году президентом страны был избран Абдула Ямин Абдул Гаюм (род.1959) — сводный брат бывшего президента страны Момуна Абдул Гаюма. В отличие от Нашида, ориентировавшегося на сотрудничество с Западом, Абдула Ямин счел, что помочь решить экономические проблемы Мальдивам могут единоверцы. Ислам был провозглашен главной основой национальной идентичности Мальдивских островов. Как оказалось, Абдула Ямин был прав — помощь Мальдивам стала оказывать Саудовская Аравия. Разумеется, саудиты приступили и к утверждению своего идеологического влияния на острове. Саудовская Аравия профинансировала строительство в столице Мальдивских островов городе Мале исламского университета. Молодые мальдивцы стали подпадать под влияние салафизма, привнесенного на острова саудовскими проповедниками.
— Абдула Ямин
Идеи религиозного фундаментализма в Мальдивской республике оказались востребованными. Кстати, Мальдивские острова, несмотря на то, что являются туристической страной, очень щепетильны в вопросах религии. Человек, не исповедующий ислам, не может получить гражданство Мальдивских островов. При этом, прежде мальдивцев нельзя было назвать религиозными фанатиками — местный ислам, как и в других районах Южной и Юго-Восточной Азии, был весьма умеренным, сочетался с национальными обычаями и традициями (до принятия ислама население островов исповедовало буддизм). Но рост влияния Саудовской Аравии сказался на распространении религиозно-фундаменталистских взглядов, особенно среди мальдивской молодежи.
Несмотря на то, что Мальдивские острова являются всемирно известным, дорогим и востребованным курортом, экономическое положение большей части населения островов остается тяжелым. Как и в других странах Южной Азии, на Мальдивах — высокая рождаемость, но учитывая маленькую территорию, острова становятся все более перенаселенными. Столица страны город Мале считается одним из самых населенных городов на планете, если брать соотношение количества жителей и занимаемой городом площади. В столицу съезжаются молодые люди со всей страны, которые не могут найти себе работу в рыбацких деревнях, разбросанных по атоллам. Но и в городе они оказываются невостребованными, пополняя прослойку городского люмпен-пролетариата. В стране очень высокий уровень безработицы, особенно среди молодого поколения. Это влияет на общую социальную ситуацию, способствует росту преступности. Среди безработной молодежи много наркоманов, что способствует процветанию наркобизнеса (впрочем, здесь свою роль играет и наличие большого количества обеспеченных туристов на курортах Мальдив).
Еще одна важная проблема — присутствие на островах большого количества иностранцев. Значительный сегмент туристического бизнеса на Мальдивских островах принадлежит английским, австралийским и другим «белым» предпринимателям, приобретшим объекты туристической инфраструктуры. Естественно, что такое положение не нравится местным жителям, которые чувствуют себя обделенными и уверены в том, что страна продолжает эксплуатироваться неоколонизаторами. Кроме того, в качестве рабочей силы на объекты туристической индустрии предпочитают нанимать гастарбайтеров — чаще всего, выходцев из Бангладеш. Почему-то они считаются более приемлемыми на должностях официантов, поваров, аниматоров или спасателей, чем уроженцы Мальдивских островов. Это тоже очень не нравится местному населению, которое и само находится без работы. Кроме того, туристическая индустрия, по мнению фундаменталистов, негативно влияет на нравственность мальдивского населения — ведь где большое количество богатых отдыхающих, там неизбежно появляются и наркотики, и алкоголь, и проституция, как с этим не борись.
— мальдивские полицейские
Риск радикализации мальдивских фундаменталистов вполне реален. В настоящее время примерно 200-300 граждан Мальдивских островов находятся в Сирии и Ираке, где воюют в рядах радикальных группировок. Когда те из них, кому посчастливится уцелеть, вернутся на родину, вряд ли они будут довольствоваться убогой жизнью деревенских рыбаков или городских безработных маргиналов. Радикалы уже не раз угрожали властям страны терактами. Но если на курортах Мальдивских островов будут взрываться бомбы, то для экономики страны это станет настоящей катастрофой. Ведь Мальдивские острова практически существуют за счет двух основных отраслей экономики — рыбной ловли и туризма. Прекращение или многократное сокращение потока иностранных туристов обвалит экономику страны, поскольку тогда единственным направлением получения доходов в бюджет государства останется рыбная ловля и производство рыбной продукции. При этом надо учитывать, что Мальдивские острова в силу своих географических особенностей, вынуждены завозить не только технику или топливо, но и продовольствие, и даже пресную питьевую воду. Все эти товары закупаются в других странах и, соответственно, если доходы бюджета страны от туризма существенно упадут, это неизбежно приведет к перебоям с продовольствием и водой. В свою очередь, «горячее» мальдивское население в таком случае неизбежно выйдет на улицы.
Кстати, еще в 2012 году, во время массовых волнений, приведших к падению президента Нашида, мальдивские радикалы активно заявили о себе. В Национальном музее страны была уничтожена богатая коллекция статуй Будды. В числе уничтоженных шедевров были голова Будды из кораллового камня, датируемая VI веком н.э. и статуя Шестиликого Будды IX века н.э. Тогда руководитель музея сообщил, что фактически погромщиками уничтожены свидетельства о всей истории Мальдивских островов до распространения ислама.
Выход Мальдивских островов из состава Британского Содружества, с одной стороны, стал полной неожиданностью. Ведь еще совсем недавно Мальдивы пытались любыми силами удержаться в составе этого объединения, хотя Лондон обвинял Мале в многократных нарушениях прав человека и подавлении оппозиции. Затем ситуация изменилась. Судя по всему, руководство Мальдивских островов решило, что вполне может обойтись и без британского покровительства.
По мнению некоторых экспертов, это может быть связано с развитием мальдивско-китайских отношений. Хотя, в отличие от Индии, которая на протяжении всей постколониальной истории Мальдив, остается главным политическим, экономическим и военным партнером страны и неоднократно решала внутренние проблемы Мале (например, спасла от свержения президента Абдул Гаюма, высадив отряд десанта), Китай предпочитает прямо не участвовать в политической жизни страны, и Мальдивам, и Китаю выгодно экономическое сотрудничество двух государств. Получается, что Мальдивские острова пытаются сохранять хорошие отношения с двумя извечными соперниками и конкурентами за влияние в Южной и Юго-Восточной Азии — с Индией и с Китаем. Кстати, выходя из Британского Содружества, представители Мальдивских островов объяснили это решение тем, что «Содружество наций не признает прогресс и достижения, которые Мальдивы достигли во взращивании культуры демократии в стране, а также строительстве и укреплении демократических институтов».
Выход Мальдивских островов из Британского Содружества, судя по всему, направлен на демонстрацию президентом Абдулой Ямином своей самостоятельности и нежелания находиться под влиянием Запада. Такой ход, как рассчитывает президентское окружение, поможет завоевать симпатии населения страны, в первую очередь — религиозно-консервативных кругов, которые всегда крайне негативно относились к сотрудничеству с западными странами, в том числе и с Великобританией. С другой стороны, выход из содружества способствует и большей экономической самостоятельности Мальдивских островов в направлении расширения и углубления дальнейшего экономического сотрудничества с Китаем.