За последнее десятилетие много написано о дрейфе Индии в сторону США.
Хотя Нью-Дели рьяно это отрицает, его растущие и более разнообразные
оборонные закупки у США, усиливающиеся экономические связи, рост числа
официальных визитов на различных уровнях и высокая интенсивность
совместных военных учений убедили многих, что США — это новый
предпочтительный партнер Индии. Периодические разногласия, например,
по недавно заключённому Соглашению о логистической поддержке,
отбрасываются как пережитки антиамериканизма в среде политиков
и политических обозревателей, в годы холодной войны восхвалявших СССР
и Китай.
Что более важно — считается, что этот дрейф происходит за счет
России, страны-правопреемника Советского Союза, покровительствовавшего
Индии в эпоху холодной войны. Несмотря на то, что в таком подходе есть
некоторая доля правды, в нём грубо недооценивается значимость
сотрудничества между двумя странами в стратегически важных областях —
атомная энергетика, АПЛ «Арихант», истребитель пятого поколения,
«БраМос» — и преувеличивается элемент игры с нулевой суммой
в отношениях Нью-Дели с Москвой и Вашингтоном. Россия по-прежнему важна
для Индии, однако следует признать, что потенциал этих отношений
существенно больше, чем то, что в данный момент удаётся из них извлечь.
Одно
из заметных различий в отношениях Индии с Россией и Индии с США
на протяжении последних пятнадцати лет — это наличие в последнем случае
волевого лидера, иногда только с одной стороны, который играл бы роль
куратора этих отношений в традиционной манере. Сначала это было
правительство Атала Бихари Ваджпаи и Белый Дом при Джордже Буше, которые
осмелились вообразить, что отношения между Индией и США могут быть
иными, нежели во времена холодной войны. После ухода из власти Бхаратия
Джаната Парти в 2004 г. Манмохан Сингх некоторое время продолжал этот
тренд, однако ослабление поддержки со стороны собственной партии
поумерило его энтузиазм.
Что касается России, то ни в Нью-Дели,
ни в Москве не было лидера, который был бы привержен строительству новых
отношений в XXI веке. Несмотря на наличие нескольких сфер
сотрудничества между двумя странами, инициативы в значительной степени
остаются изолированными и не являются частью общего плана по укреплению
отношений по всему многоуровневому спектру. К примеру, несмотря на то,
что отношения России с соперником Индии Пакистаном только формируются,
у них есть стратегическая рабочая группа, отвечающая за работу
в различных представляющих взаимный интерес сферах и координацию
совместных инициатив. Такого механизма в индийских контактах с Россией
нет.
По мере диверсификации Индией источников поставок военного
оборудования сокращается число совместных военных учений с Россией,
а вместе с этим ослабляется уровень дружеского взаимодействия
и контактов между военными двух стран. В то же время исторически
российские и индийские военные не были близки. Офицеры одной страны
редко участвуют в программах обмена или посещают профессиональные курсы
в военных институтах друг друга. Скорее всего, взаимодействие России
и Индии по согласованию стратегии в таких ключевых вопросах,
как применение ядерного оружия или борьба с терроризмом, слабее чем то, что можно наблюдать на примере
взаимодействия индийских учёных с военными и аналитическими центрами
США и других западных стран.
Такое отсутствие интереса охватывает
и другие сферы. Например, лишь несколько индийских информагентств имеют
постоянных корреспондентов в России, та же ситуация и в российских СМИ.
Хотя достаточно большое число индийских студентов обучается в России,
особенно на медицинских факультетах, подавляющее большинство
направляется в университеты англоговорящих стран. При ограниченных
контактах между людьми неизбежно падает их взаимный интерес. Индийская
«мягкая сила», такая как йога и курица в соусе карри, гораздо успешнее
проникает в образ жизни западных обществ в сравнении с Россией.
Интерес
к культуре обычно подстёгивается экономическими стимулами. Торговые
связи между Индией и Россией поразительно слабы — оборот менее десяти
миллиардов долларов в год — на фоне в целом тёплых политических
отношений. Можно стимулировать взаимные инвестиции, но торговля товарами
̶ это несколько более затруднительное дело, несмотря
на взаимодополняемость двух экономик в областях энергетики,
машиностроения, тяжёлой промышленности и пр. Одна из причин —
расстояние: морем добраться из Индии в Россию можно только обходным
путём, а существующий наземный маршрут пролегал бы через Пакистан,
Афганистан, Казахстан и по меньшей мере ещё через две среднеазиатские
республики. К тому же регион политически нестабилен, и геополитические
реалии Южной Азии делают такой маршрут невозможным.
Альтернативный
путь — широко разрекламированный международный транспортный коридор
(МТК) «Север — Юг». Этот маршрут не только соединит иранский порт
Чабахар с пунктами назначения в Афганистане, Центральной Азии,
Азербайджане и России, но и после готовности также предполагает выход
на европейские рынки. Согласно разработчикам, новый путь будет
по меньшей мере на 30% дешевле и на 40% короче существующего маршрута
между Индией и Европой. При том, что разговоры о транспортном коридоре
ведутся ещё с 2000 года и группа первоначально заинтересованных
в проекте сторон — Россия, Иран, Индия — на сегодня разрослась до дюжины
стран, на деле достигнуто мало. Это происходит в значительной степени
из-за санкций, наложенных на Иран в связи с его ядерной программой, но с
устранением этого препятствия мало что останавливает строительство МТК,
кроме политической воли.
Важно рассмотреть ошибочные
представления о «сдвиге» Индии, поскольку его последствия могли бы
исполнить предсказание. Россия, например, недавно заключила оборонные
сделки с Пакистаном, пусть и небольшие, и даже запланировала с ним
военные учения. Это предположительно делается, чтобы дать понять Индии —
её флирт с США не останется без последствий. Принципиальное различие
между этими двумя связями, однако, заключается в том, что всё
приобретаемое Пакистаном оружие будет использовано против Индии, тогда
как отношения США с Индией не направлены против России. Их цель,
скорее — вовлечь Индию в такой международной порядок, при котором
сдерживались бы глобальные амбиции Китая. Политика Москвы «око за око»
ошибочно интерпретирует эту динамику и ущерб, который она может
причинить отношениям с Нью-Дели в случае продолжения.
Возможно,
главная проблема, мешающая более тесным российско-индийским отношениям,
заключается, в том, что такой союз не имеет явного противника, против
которого стоило бы объединять силы. Индию главным образом беспокоят
Китай и Пакистан, и в меньшей степени ̶ структура расстановки сил
на Западе. С другой стороны, Россию всё больше тревожит постепенное
продвижение США и НАТО на восток своих западных рубежей. На фоне
европейских и американских санкций против России после возвращения Крыма
Москва вынуждена учтиво относиться к Пекину, хотя и не демонстративно —
она не может радоваться новообретённой уверенности Китая в своих силах.
Соединённые Штаты важны для Индии в поддержании баланса в отношениях
с Китаем (хотя Нью-Дели публично отрицает эти реалии), который
для России остаётся меньшим злом. При отсутствии противника, пусть даже
тайного, союзам требуется гораздо больше усилий для сплочения.
В
интересах обеих стран продолжать совместную работу и укреплять
отношения — одна голова хорошо, а две лучше. Стимулом для этого должна
быть не воображаемая ностальгия, к которой зачастую склонна Индия,
а прагматическое понимание того, что оба государства могут многое
получить от большей взаимосвязанности, торговли и обменов друг с другом.
Потребности Индии, страны третьего мира с населением 1,3 млрд человек,
колоссальны и превосходят таковые у любой другой страны. Россия должна
понимать это, наблюдая за частыми визитами американцев в Нью-Дели. Индия
также должна дозволять сближение России и Китая, учитывая тот факт, что
натиск со стороны европейцев и США оставил Москве немного альтернатив.
Дальнейшему
развитию российско-индийских отношений мешает некоторая летаргия
в понимании контекста их связей в новом мировом порядке. Индию больше
не устраивает роль пассивного клиента, а Россия не может более
оставаться великодушным покровителем. С переменами в глобальном балансе
сил Россия и Индия должны заново открыть свою ценность друг для друга
и избегать обид во взаимном мировосприятии и поступках.
Джайдип Прабху (Jaideep Prabhu) — профессор университета имени Джавахарлала Неру
Фото: РИА Новости, Михаил Климентьев