ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Стокгольмский синдром по-курдски. Джамиля Кочоян

Стокгольмский синдром по-курдски. Джамиля Кочоян


13-09-2016, 06:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ ПО-КУРДСКИ // Джамиля Кочоян


Многие читатели подумают, что автор решила сменить поле своей деятельности с политологии на психиатрию. Отнюдь. В действительности мне хотелось бы рассказать не о психологическом феномене как таковом, а об отражении указанного синдрома в курдских политических процессах и, особенно, курдском национальном самосознании. В этом материале мне, от лица не только молодого исследователя, но и курдянки, хотелось бы призвать курдов к объединению (как бы тривиально это не звучало), и призыв этот связать с предстоящим референдумом о независимости Иракского Курдистана. Он будет содержать и осуждения, и просьбы, и вопросы, и обращения, и отчасти мольбу.

Первое направление – сирийское. Рассмотрим гражданскую войну и курдов, как ключевое слагаемое войны в Сирии. Программу доминирующей «Партии демократического союза» представляет Салих Муслим, которого именуют сегодня знаменосцем курдских интересов. Но я бы не торопилась, поскольку его поддерживает лишь небольшая часть сирийских курдов. Инициатор создания 17 марта 2016 года «Федерации северной Сирии», якобы курдской, в действительности не несет в себе ничего курдского. Север Сирии – и так принадлежит курдам. По двум аспектам: во-первых, это отвоеванные курдской кровью в борьбе с ИГИЛ территории. Во-вторых, это исторически принадлежащие территории, право исторического наследия – самый достойный аргумент. И при всем при этом С. Муслим официально заявлял, что курды не стремятся к расколу Сирийского государства. С какой стати? Как самая успешная сила в гражданской войне в Сирии, как самое боеспособное крыло в конфликте, как второй по численности этнос в республике, населяющий весь север Сирии… курды не хотят независимости? Неужели Салих Муслим готов забыть трагедию в Амуде? 13 октября 1960 года более пятисот курдских школьников собрали в кинотеатре с целью отдать деньги за билеты в помощь Алжирской революции. Детей собрали в кинотеатре, а кинотеатр подожгли. Погибло 283 ребенка, и эта трагедия не расследовалась. От кинотеатра до пожарной станции было 200 метров. Пожарные приехали только когда всё закончилось. А трагедии уже 50 лет. Курды не имели паспортов вплоть до 2011 года (на тот момент Б. Асад обеспечил курдам гражданство в надежде заручиться их поддержкой). Человек, который потерял в сирийской войне в 2013 году собственного сына. Человек, который проводил в заточении по несколько месяцев в течение нескольких лет за свою политическую деятельность… все еще продолжает придерживаться проправительственной позиции? После всего вышеизложенного Салих Муслим защищает целостность Сирии?

Пора бы уже понять, что после решения сирийского кризиса Б. Асад первым делом начнет истреблять курдов Рожава (Сирийского Курдистана). Подобной точки зрения придерживается курдский депутат в парламенте Турции от «Партии Справедливости и Развития» (ПСР) Халиб Ансароглу: «Сирийские курды должны понимать, что если Б. Асад удержится у власти, то первым делом он займется истреблением курдов». Его слова стали пророческими: 19 августа армия Асада разбомбила курдский город Эль-Хасака. То ли еще будет, если курды не излечатся от ненавистного синдрома.

Неужели за 5 лет кровопролитной войны курды получат лишь «широкоуниверсальную» Федерацию всех народов? А возможно и ее не получат, ведь руководитель влиятельной якобы курдской партии выступает за целостность Сирии! Человека, который не способен включить слово «курдский» (хотя должен говорить это с гордостью!) в новосозданную «федерацию» я считаю справедливым назвать «больным» стокгольмским синдромом.

Иракское направление. «Призрачные цели, сравнимые с неосуществимой любовью к женщине» - именно так романтично высказался Президент Ирака и член политбюро курдской партии «Патриотический союз Курдистана» (ПСК) Фуад Масум по поводу возможной независимости Иракского Курдистана. Ф. Масум буквально сравнил Иракский Курдистан с «женихом», наделенным кучей проблем, желающим жениться на «любимой девушке» (ею в ассоциациях Масума выступает Ирак). Неужели горький путь к нынешнему уровню Иракского Курдистана и «курдской Хиросимы» в Халабдже недостаточно доказателен, чтобы курды могли полноправно и смело заявить о необходимости независимости? Разве это не болезнь?

Еще один представитель стокгольмского синдрома – теперь уже прекрасного пола – Ала Талабани, которой многие пророчат будущее руководство «Патриотического союза Курдистана». Ее синдром наиболее ярко отразил себя в высказываниях относительно возможной независимости Иракского Курдистана: «На наш взгляд, курды, арабы, туркмены и другие компоненты должны жить вместе в пределах одного государства и работать во благо улучшения состояния своего государства». Что за псевдо благотворительность? Как такое могла произнести курдская женщина, имеющая столь сильное влияние на политические процессы в Иракской республике? На чем основан это «взгляд»? На отрицании курдской идентичности, на религиозном фанатизме против езидов, на сокрушительном состоянии Ирака, на почти распавшемся карточном домике? Стабильность – это хорошо, но в формате ближневосточных процессов дробление конфликтогенного государства может привести к куда большей стабильности и обернуться куда большей пользой, нежели его насильственное сохранение.

Речь Алы Талабани относительно Ирана также весьма преувеличены. Она утверждает, что Исламская Республика Иран помогла Иракскому Курдистану в борьбе против «Исламского государства» и не позволила Эрбилю пасть под натиском ИГ. Но, смотря правде в глаза, Эрбиль был сохранен исключительно благодаря курдской силе. И не нужно, пожалуйста, забывать роль Ирана в массовых курдских репрессиях. Еще сколько подобных Кази Мухаммеду героев должно быть убито, а курдских студентов и журналистов должно быть заключено в тюрьмы / повешено во имя курдского самоопределения в Иране? Безусловно, истинная причина благодарности лидеров ПСК Иранской республике мне понятна. Жаль, что Ала Талабани, влиятельный политик с очаровательной улыбкой, не отличается столь же покоряющим патриотизмом.

Турецкое направление. А сейчас мы переместимся чуть южнее, в северокурдистанский очаг возгорания «синдрома», где стокгольмский вирус прекрасно чувствует себя в проармянских курдах. Вспомним некоторые цитаты Селахаттина Демирташа, лидера партии «Демократическая партия народов» (ДПН) в Турции. О Карабахе: «Война не даст никакой пользы ни народам этих стран, ни Турции. Призываем власти Армении и Азербайджана не обращать внимания на провокации «Партии справедливости и развития», садитесь за стол переговоров, решите вопрос при помощи диалога». И еще немерено много подобных высказываний о геноциде и о том, что ДПН - это и армянская партия и пр. Я ставлю под сомнение курдское происхождение С. Демирташа: уж слишком сильно лидер т.н. прокурдской партии печется о судьбе армянского народа, а количество мнений об армянах превышает количество прокурдских. Возможно, он не знает истинное положение дел во взаимоотношениях курдов и армян в Армении? И вообще, почему же армянские политики не высказываются столь же активно за курдские права или хотя бы за права езидской группы?

Еще один носитель синдрома - ярый правозащитник армян курдского происхождения - Осман Байдемир - известен сегодня каждому армянскому гражданину. Экс-мэр курдского города Диярбакыр, он взял на себя 30% от расходов на восстановление самой большой армянской церкви на Ближнем Востоке. Байдемир признан сегодня самым известным политиком, обвиняющим чуть ли не весь курдский народ в преступлениях против армян. Байдемир о резне армян: «Мы причинили большую боль армянам, и они вынуждены были покинуть наш город. С их уходом мы обеднели. Это не только мое мнение, такую точку зрения разделяет большинство жителей Диарбекира». Быть демократом – похвально. Ратовать за армяно-турецкое регулирование – тоже неплохо. Но за что извиняется Осман Байдемир? С такой искренней болью Байдемир высказывается об армянах, словно армянская резня – его рук дело. После столь душевного раскаяния у меня возникает с десяток вопросов. Кто это «МЫ»? Может быть, его дедушки-прадедушки и соучастны в резне, но почему он берет на себя смелость извиняться от всего курдского народа? А кто же перед курдами будет извиняться за многочисленные геноциды? Армянские политики? Сомневаюсь. Почему же господин Байдемир не выступает со столь же пламенными речами по поводу резни курдов-езидов в Шангале в августе 2014-го? Кстати, должность он свою потерял ввиду провокационных проармянских высказываний. Надо же… так боевито защищать армян, так неблагодарно относиться к той занимаемой позиции, которая могла бы обеспечивать именно курдские интересы… И за что?

Говоря фактами, именно благодаря «армянской докторантуре» курды имеют еще один новый флаг к уже имеющимся, еще одну противоборствующую сторону, новый язык, новую историю и пр. Один народ разделен благодаря «великим» ученым, проводившим культурный геноцид против курдского народа. При всём том армянские авторы на каждом шагу обвиняют курдов в участии «геноцида», причём на первых ролях. 10 мая 2014 года даже созвали специальную конференцию в Берлине с претенциозным названием «Геноцид армян 1915 года: «Коллективная ответственность и роль курдских, армянских и ассирийских отношений», где звучали и такие тезисы ― «Хорошо известно, что курдские племена принимали участие в массовой резне около 1 млн. армян в 1915 года» . А в параллельной вселенной многие курдские деятели проглотили этот плевок в сторону курдского народа и, как ни странно, каются в несуществующих злодеяниях и из кожи вон лезут, чтобы факт геноцида был наконец признан на международном уровне и искренне извиняются (пример - О. Байдемир). Чрезвычайно запущенный стокгольмский синдром.

Почему же столь почитаемые Демирташем и Байдемиром армяне не создали в своей республике для десятка тысяч проживающих там курдов автономное образование? Или хотя бы для тех же курдов-езидов, которых официальная Армения не относит к курдскому этносу. Что вообще можно говорить о государстве, миграционная служба которой в паспортах своих граждан не может распознавать понятия «нация» (со всей совокупность исключительно национальных черт) и «религия» (само собой, не имеющая черт сформированного этноса). Но для тех, кто фантазирует историю – закон, по всей видимости, писан лишь для титульной нации.

И не только социокультурный геноцид затронул курдов Армении. На момент начала XX века курды не имели никаких политических прав в Армении (впрочем, как и на других соседних территориях компактного проживания курдов). Под давлением местных помещиков и появившихся армянских националистов они вынуждены были постоянно менять место жительства .

Сумасшедшие от пролитой крови после Первой мировой войны армяне жестоко и безжалостно убивали курдов, вырезали целые семьи с жёнами и детьми, грабили имущество, забирали овец и коров. В результате геноцида со стороны армян при попустительстве русских, делавшем их соучастниками преступления, а также эпидемий, свирепствовавших среди курдских беженцев от упомянутого геноцида за время Первой мировой войны численность курдов, сократилась более чем на 2 000 000 человек. Это оставило глубочайшую и зияющую рану в сердце Курдистана .

Война в интересах Армении и Азербайджана стала проигрышной для самих курдов, разделенных на курдов-мусульман (сторонников Баку) и езидов (сторонников Еревана). Газета «Известия» (№35, 23 февраля 1994 года) писала о курдах Армении (Азиз, курд-езид из-под Еревана), воюющих против своих же собратьев – курдов в Азербайджане, которые с оружием в руках поднялись на защиту своих семей и территорий, известной в истории как «Красный Курдистан» .

И после всех этих фактов господа Демирташ и Байдемир яростно стремятся к армянской справедливости? Разве они не больны стокгольмским синдромом?

Я с адекватным уважением отношусь к этническим группам и, особенно, армянским представителям, и выступаю категорически против всякого фанатизма, пропаганды, насилия и ненависти. Мне тем более безразличны межгосударственные армяно-азербайджанские перипетии, так как обе стороны в равной степени преуспели в своих антикурдских деяниях в тех или иных сферах. Новозаветная фраза гласит: «Воздайте же кесарю кесарево, а Богу Богово»: пусть за геноцид армян судят прямых организаторов, но и виновники курдского раскола должны быть наказаны.

Близкие нам российские реалии также имеют зачатки «синдрома». Вспомним нашумевший случай с семьей курдских беженцев, которые более 4 месяцев провели в «курилке» аэропорта Шереметьево, и лишь спустя время ФМС России предоставила убежище и направила в миграционный центр. А в параллельной вселенной, одновременно с этим резонансным событием, сирийские курды обеспечивали российские интересы в Сирии, передали России тело геройски погибшего в Сирии старшего лейтенанта Александра Прохоренко…

В этой связи хочется вспомнить хвалебные слова Роди Османа - главы представительства Сирийского Курдистана в Москве: «Россия готова защитить курдов в случае, если Турция попытается развернуть наземную операцию в Сирии». Сказанные в феврале слова Р. Османа развеялись в пух и прах в августе месяце. Треск слышен до сих пор: всем стало ясно, что проводимая операция «Щит Ефрата» никак не могла произойти БЕЗ согласия российских властей. Видимо, одному Р. Осману это пока не ясно. И еще большим казусом кажутся его совсем свежие слова – «а-ля Салих Муслим» - о том, что «мы не стремимся к созданию автономии исключительно для курдов». Для кого же еще должны быть предназначены исторические территории, залитые курдской кровью и унесшие жизни тысяч курдских героев? Диагноз Роди Османа: мутивированный синдром Стокгольма, лишенный осознанности и логики.

Мы – курды – сначала себя защитить должны. У всех вышеупомянутых народов есть свои государства, в большинстве своем подаренные, а мы что имеем?

Еще сколько «Анфалей» и подобных операций должно быть проведено, чтобы курдам хватило смелости активизироваться за свою независимость?

Еще сколько жизней молодых курдских патриотов под знаменем лживых партий должно быть погублено, а курды будут молчать?

Сколько еще должно быть прожито и вытерплено, чтобы курдское государство было наконец создано?

Кто же будет «доктором», способный излечить коварную болезнь? Один лишь КУРДСКИЙ НАРОД.

Продолжение следует….

Автор: политический обозреватель, курдянка, Джамиля Кочоян , специально для информационного агентства RiaTaza

БЛОГ автора RiaTaza

---

1 Ингвар Рюриксон «Армяне делали надрез на коже младенца, засовывали туда их руки и хохотали: «Какой у тебя хороший карманчик, Курдо!»»

2 Ингвар Рюриксон «Армяне делали надрез на коже младенца, засовывали туда их руки и хохотали: «Какой у тебя хороший карманчик, Курдо!»»

3 Гажар Аскеров «Курдская Диаспора В Странах СНГ»

4 Ингвар Рюриксон «Армяне делали надрез на коже младенца, засовывали туда их руки и хохотали: «Какой у тебя хороший карманчик, Курдо!»»

5 Лятиф Маммад «Курды И Армяно-Азербайджанское Противостояние. Раздел Кавказского Курдистана»


Вернуться назад