ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Россия предложила мирный план для Израиля и Палестины

Россия предложила мирный план для Израиля и Палестины


12-09-2016, 09:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Россия предложила мирный план для Израиля и Палестины


Россия предложила мирный план для Израиля и ПалестиныФото: Politrussia.com
Накануне официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Москва всячески заинтересована в урегулировании многолетнего палестино-израильского конфликта и подтвердила готовность организовать встречу между премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и главой Палестины Махмудом Аббасом в российской столице. Подобный шаг в очередной раз говорит о том, что Москва намерена играть всё большую роль в ближневосточных делах и намерена восстановить те позиции, которые были утрачены после распада СССР. Примирение израильтян и палестинцев - очень важный шаг в этом направлении.
Представитель МИД РФ отметила, что на данный момент Россия крайне обеспокоена тем тупиком, в котором оказалось палестино-израильское урегулирование.
"Такое положение дел неуклонно ведет к деградации ситуации на местах", - сказала Захарова.
Захарова Мария Владимировна
По её словам, предпринятые Соединенными Штатами в 2013 и 2014 годах посреднические усилия по примирению двух сторон полностью провалились, поэтому встаёт вопрос о необходимости новых усилий в этом направлении, результатом которых должны стать переговоры Израиля и Палестины и нахождение ими компромисса по ряду неурегулированных вопросов. 
"Реагируя на обращения палестинцев и израильтян, мы подтвердили готовность к организации возможной встречи в Москве между президентом Палестины господином Аббасом и премьером Израиля господином Нетаньяху", - отметила дипломат.
Кроме того, она добавила, что как премьер Израиля, так и президент Палестины уже дали принципиальное согласие на встречу и переговоры в Москве, а это значит, что главным остаётся вопрос о дате встречи. 
"Удовлетворены тем, насколько востребована роль России в ближневосточном мирном процессе", - резюмировала Захарова.
Фото: reuters
История конфликта между израильтянами и палестинцами насчитывает уже практически 70 лет. Начало было положено в 1947 году, когда Генассамблея ООН приняла решение о разделе территории Палестины между арабами и евреями и создания на еврейских территориях государства Израиль. При этом Иерусалим должен был остаться нейтральной территорией под управлением сил ООН. 
На следующий год палестинские евреи провозгласили создание Израиля, что вызвало к жизни первую арабо-израильскую войну. Против молодого государства объединили силы семь арабских государств, включая Сирию и Египет. Тем не менее, израильтяне выстояли. Кроме того, Израилю удалось захватить значительное количество территорий Палестины, а многие из проживавших там арабов были вынуждены покинуть свои дома. При этом война 1967 года закончилась присоединением к Израилю уже Западного берега реки Иордан и Сектора Газа. На присоединенных территориях в массовом порядке стали появляться еврейские поселения. После ряда поражений палестинцы осознали бесперспективность справиться с Израилем в открытой войне, выбрав партизанский метод действий.
В это же время появляется и политический орган, возглавивший эту борьбу - Организация освобождения Палестины, которая отказалась признавать Израиль и вступила с ним в войну с помощью всех доступных методов. Одним из проявлений такой борьбы стала так называемая Первая интифада - восстание арабов, имевшее целью освобождение захваченных Израилем в 1967 году палестинских территорий. Несмотря на поражение восставших, огромное количество жертв среди них впервые обратило внимание Запада на необходимость разрешения палестино-израильского конфликта.
Фото: ria.ru
Старт процессу примирения был дан в 1991 году Мадридской конференцией, которая определила основные принципы урегулирования конфликта, которые заключались в соблюдении прав и учёт интересов как палестинцев, так и израильтян. Помимо всего прочего, обговаривались принципы самоуправления палестинцев на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа вплоть до появления "дорожной карты" в 2003 году. Следующей важной вехой урегулирования палестино-израильского конфликта стали переговоры в Осло в 1993 году. По их итогам принципы организации самоуправления на палестинских территориях были официально закреплены в соответствующей декларации.
Последующие переговоры двух сторон приводили к ещё большему расширению полномочий палетинского самоуправления. Этому способствовал, в частности, Хевронский протокол 1997 года. Однако начавшаяся в 2000 году Вторая палестинская интифада привела к торможению процесса мирного урегулирования. На начало двухтысячных приходится усиление радикальной антиизраильской палестинской группировки "Исламское движение сопротивления" (ХАМАС), которая обосновалась в Секторе Газа и находилась в непростых отношениях с правящей на Западном берегу реки Иордан Движением за национальное освобождение Палестины (ФАТХ). Страна, фактически, оказалась разделена на две части.
Всё это время палестинцы проводили террористические акты против израильтян. Те отвечали военными операциями, в которых гибло много гражданских лиц. Тем не менее, росло осознание необходимости прекращения войны. В 2009 году США заявили о праве палестинцев на собственное государство. Вскоре Израиль ограничил строительство еврейских поселений на палестинской территории. Вместе с тем, Палестина готовилась провозгласить отдельное государство, что произошло в ноябре 2012 года. К настоящему времени большинство государств, включая Россию, признали Палестину. США и тем более Израиль от признания уклонились.
Стоит отметить, что наша страна с самого начала процесса мирного урегулирования играла в нём одну из ведущих ролей. Именно благодаря СССР при посредничестве США удалось созвать Мадридскую конференцию. Россия в начале 90-х хоть и переживала период серьезной внутренней нестабильности, но всё-таки принимала участие в процессе палестино-израильского урегулирования, в том числе в переговорах в Осло. Вставший во главе российского внешнеполитического ведомства в 1996 году Евгений Примаков посетил ближневосточные страны и представил план по достижению мира между двумя сторонами, который, помимо прочего, предусматривал создание системы региональной безопасности всех стран Ближнего Востока, в том числе при участии израильтян и палестинцев. Лидер последних Ясир Арафат неоднократно посещал Москву с рабочими визитами. Кроме того, начали функционировать российско-израильский и российско-палестинские комитеты, вырабатывавшие свои предложения по мирному урегулированию.
Фото: reuters
При Владимире Путине Россия продолжала прилагать усилия для разрешения конфликта. При активном участии нашей страны в 2003 году была выработана "дорожная карта", предусматривавшая отказ от насилия и продолжение переговоров о статусе Палестины. Именно Москва настояла на её принятии Совбезом ООН. Однако дальнейшее усугубление ситуации, вызванное захватом группировки ХАМАС власти в секторе Газа, а также намерением Израиля самовольно провести размежевание с Палестиной, вызвало осуждение России и свело усилия по примирению на нет. Тем не менее, Москва вела переговоры и с ХАМАС, признавая организацию одной из наиболее влиятельных сил, без участия которой невозможен процесс мирного урегулирования.
При этом Москва в 2011 году заявила о необходимости создания палестинского государства, которое включало бы в свой состав территорию Восточного Иерусалима. Однако вопрос статуса города является одним из наиболее острых в палестино-израильском противостоянии. Понимая это, Россия, устами главы МИД Сергея Лаврова заявила, что стороны должны решать вопрос Иерусалима лишь на последнем этапе переговоров. Также Россия выдвинула идею передачи исторического центра города под контроль ООН и администрации, состоящей из представителей трех религий - иудаизма, христианства и ислама. Кроме того, Москва выступила за предоставление компенсации тем палестинцам, которые были вынуждены покинуть свои дома из-за конфликтов с Израилем. Вместе с тем, Россия выступает против изгнания израильских поселенцев с Западного берега реки Иордан, справедливо полагая, что это вызовет новый виток вооруженного противостояния.
Надо отметить, что за последние годы роль нашей страны в процессе двухстороннего урегулирования серьёзно возросла. Это признают и в самом Израиле. Так, одно из наиболее влиятельных местных изданий The Jerusalim Post, комментируя предложение представителя МИД РФ Марии Захаровой, заявило, что российское предложение говорит о возросшем влиянии России на происходящие в Ближневосточном регионе процессы.
"Примечательно, что Россия неоднократно предлагала провести переговоры между сторонами конфликта в Москве в 2008 году. Однако тогда на инициативу русских вежливо кивали и обещали подумать, в реальности не придав ей никакого серьезного значения. Тогда американцы имели серьезное влияние на Ближнем Востоке и были полностью вовлечены в его дела. И в Вашингтоне вряд ли хотели позволять Москве вмешиваться в вопросы там, где США чувствовали себя полным хозяином", - пишет обозреватель Херб Кеннон.
 Теперь же, пишет газета, ситуация серьезно изменилась. По мнению издания, резко возросшее в связи с вовлечённостью в сирийский конфликт влияние России в регионе делает невозможным игнорирование предложений Москвы. 
"Теперь у Израиля есть чёткое и во многом прагматичное понимание того факта, что Москва к настоящему времени заполнила тот вакуум влияния на Ближнем Востоке, который оставила после себя уходящая администрация президента США Барака Обамы", - констатирует The Jerusalim Post. 
По мнению издания, то же самое справедливо и для палестинцев: "Россия долгое время поддерживала их и даже признала Палестину отдельным государством. Поэтому Аббас не может так просто игнорировать предложения российских официальных лиц". 
Как пишет Кеннон, имеют значение и партнерские связи России и Египта, президент которого Абдель Фаттах ас-Сиси является влиятельным сторонником и поддерживает Палестину в её споре с Израилем. Кроме того, он развивает отношения с Москвой как в экономическом, так и в военном плане. 
"И всё это происходит на фоне продолжающих деградировать египетско-американских отношений", - добавляет издание.
"В любом случае, - пишет газета, - даже если встреча в Кремле между Аббасом и Нетаньяху не сможет приблизить обе стороны к решению конфликта, она, как минимум, отчетливо продемонстрирует всему миру насколько сильно окрепли позиции России на Ближнем Востоке за последние восемь лет".
Тем не менее, для реального миротворческого процесса между Палестиной и Израилем необходимо учитывать большое количество нюансов, от которых зависят перспективы палестино-израильского урегулирования. 
Так, Израилю следует остановить на Западном берегу реки Иордан не только строительство новых поселений, но и расширение старых. Тем не менее, Тель-Авив продолжает политику по расширению и укреплению своих населенных пунктов на палестинских территориях. Последнее, заявляют израильские официальные лица, является следствием террористической активности со стороны палестинцев. И уговорить израильтян будет весьма трудно, с учетом того, что повлиять на них в своё время не смогли даже США, которые также просили Тель-Авив отложить расширение своего присутствия на Западном берегу реки Иордан. Проблема в том, что Израиль считает эти территории своими, а значит, по его мнению, имеет право и дальше строить там еврейские поселения. Во многом решение ситуации упирается в статус Палестины, независимость которой Тель-Авив упорно отказывается признавать.
Фото: mail.ru
Президент Палестины Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху
Другим животрепещущим вопросом является статус Иерусалима. Как Палестина, так и Израиль считают его своей столицей. Однако на данный момент город оккупирован израильскими войсками. И обе стороны не горят желанием идти на малейшие уступки в этом вопросе. Решением проблемы могло бы стать разделение города на две части: Западный Иерусалим отошел бы к Израилю, восточная же часть города была отдана палестинцам, которые сделали бы Восточный Иерусалим столицей своего государства. 
Что касается исторического центра города со святынями христиан, иудеев и мусульман, то для исключения спора между двумя сторонами за его территории имеется вариант передачи этой части города под контроль ООН, что в своё время и было озвучено Россией. Думается, что предложение это по-прежнему актуально и будет подниматься Россией в в переговорном процессе между израильтянами и палестинцами.
Кроме того, решению проблемы мешают территориальные споры. Израильтяне считают необходимым сохранение контроля над 6 процентами территории Западного берега Иордана, на которых расположены еврейские поселения. Более того, Тель-Авив хочет получить под свой контроль участок границы между Палестиной и Иорданией. Палестинцы же отказываются передавать границу Израилю, а также настаивают на передаче Тель-Авиву не 6, а 4 процентов территории Западного берега Иордана. По всей видимости, вполне разумным решением было бы передача Израилю тех самых 6 процентов территории Палестины. Последняя, в свою очередь, получала бы полный контроль над своей границей с Иорданией.
Помимо этого, необходимо решить вопрос внутрипалестинского единства, поскольку ФАТХ и ХАМАС имеют довольно разные цели. Если ФАТХ в лице Аббаса согласны на переговоры с Израилем, то ХАМАС, контролирующий Сектор Газа, вести переговоры с Тель-Авивом отказывается. Очевидно, что для успеха урегулирования палестино-израильского конфликта Москва должна решить вопрос палестинского единства, что сделать также крайне непросто.
Фото: reuters
Тем не менее, главное - это усадить обе стороны за стол переговоров. Начало нового раунда урегулирования палестино-израильского конфликта не только позволит разрешить многолетний конфликт, но и покажет всему миру геополитическую мощь России и силу её влияния, позволяющего решать важнейшие мировые проблемы и споры.

Вернуться назад