"Неаткарига": по качеству дорог Латвия сравнялась с Зимбабве. А скоро и еврофонды кончатся...
«Эмоции латвийских водителей, когда те возвращаются из Литвы или
Эстонии, или съезжают с шоссе, а порой и просто едут по магистрали,
лучше всего характеризуют цифры: из 20 131 километра государственных
дорог только неполные 9 тысяч заасфальтированы, из них 4250 километров в
плохом или очень плохом состоянии, — пишет Байба Лулле в «Неаткариге».
Пару лет назад в исследовании Всемирного экономического форума Латвия
среди 144 стран по качеству дорог оказалась на 99-м месте – рядом с
Зимбабве и Замбией, тогда как Эстония – на 61-м, а Литва – на 32-м
месте. Хуже всего ситуация с дорогами местного значения, для которых
запрещено использовать средства еврофондов.
Но когда деньги из фондов закончатся, из государственного кошелька
придется оплачивать и ремонт магистралей, а для дорог местного значения
останется еще меньше, чем сейчас. Кризис может начаться уже в 2018 году,
когда большая часть средств ЕС будут уже истрачены.
В будущем году министерство сообщения может уже не надеяться на
дополнительные 150 миллионов евро – есть другие запросы. От депутатов
«Согласия» даже прозвучала идея направить на финансирование
здравоохранения часть дорожных денег.
Уже сейчас водители в значительной мере финансируют другие расходы
государства – из их дорожного налога, акциза на горючее, которые в год
суммарно составляют 560 миллионов евро, на ремонт дорог идет только 35%.
Изменит ли хоть что-нибудь восстановление дорожного фонда или создание
специального бюджета?
По инициативе премьера Эйнара Репше и министра финансов Валдиса
Домбровскиса фонд был ликвидирован в 2003 году, что аргументировалось
непрозрачностью использования средств и необходимостью направить
финансирование на другие цели.
Эти другие цели, особенно в годы кризиса, становились все больше и,
соответственно, финансирование дорог из предназначенных на это налогов
снизилось до менее 20% от и так небольших в абсолютных цифрах средств. К
сожалению, неотремонтированные за год ямы на следующий год никуда не
исчезают, а только увеличиваются, и экономии не получается – формируется
долг.
Правда, даже при наличии фонда государство может установить
недостаточное финансирование дорог, если будет считать, что другие цели
важнее.
Но в ситуации, когда средств еврофондов больше не будет, нужно
определенное стабильное финансирование, потому что политики уже не раз
поражали общество неудачными экспериментами.В случае фонда будет проще
планировать работы в долгосрочной перспективе, потому что не
понадобится, подобно министерствам в конце года, спешно растратить
оставшиеся деньги.
Эта сфера слишком важна, чтобы играть с ней. Инфраструктура так же как
налоги, доступность и стоимость рабочей силы, географическое положение
страны, геополитическая ситуация и расходы на энергию – один из базовых
факторов конкурентоспособности государства, привлечения инвестиций.
Особенно учитывая, что Латвия акцентирует свое географическое положение
для развития транзита и логистики.
Уже сейчас транспорт и хранение товаров составляют значимую часть нашего
ВВП – в прошлом году 8,38%, что больше, чем у сельского хозяйства,
лесного хозяйства, рыбоводства (2,89%), строительства (5,78%),
информационных услуг и связи (4,23%), финансов и страхования (4,11%) и
т.д. Это стратегическая сфера народного хозяйства, с которой нельзя
баловаться, потому что она влияет и на многие другие отрасли, так же как
общее состояние экономики влияет на возможность финансировать ремонт
дорог.
Дороги тоже страдают от эмиграции – чем меньше водителей, тем меньше плательщиков налогов и акцизов, тем меньше денег на ремонт.
Одновременно было бы и неэтично, и экономически рискованно вкладывать
огромные суммы в дороги, если большей часть жителей страны на грани
голода и нищеты. Это только усилит эмиграцию.
Но надо посмотреть, не слишком ли разветвленная у нас сеть дорог,
учитывая снижающееся число жителей, и какое количество и качество дорог
мы можем себе позволить с нашим ВВП? Можно хотеть напрямую кататься из
одного поселка в другой, но сколько это стоит? Возможно, водителям будет
дешевле проехать пару лишних километров по хорошей дороге, чем по
захолустным колдобинам, ругаясь, в какой дыре мы живем, или платить
больше налогов, чтобы эту дорожку заасфальтировать.
Еще одна тема – качество ремонта дорог, по поводу которого тоже слышны
жалобы, несмотря на административные попытки его контролировать.
И стоимость содержания дорог у нас выше, чем у соседей.
Дорожный вопрос надо рассматривать комплексно. Созданная министром
сообщения Улдисом Аугулисом экспертная группа начала работу, но вопрос,
будет ли политическая воля на этот раз сильнее политической болтовни.
Скорее всего, в духе латвийских политических традиций с решением
проблемы затянут до последнего».
ves.lv
Вернуться назад
|