Оставшееся
почти незамеченным в средствах массой информации «окончательное
решение» третейского суда в Гааге по спору в Южно-Китайском море очень
скоро будут считать началом холодной войны США и Китая в
Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Созывая
в 1899 году все государства Европы, Азии и Северной Америки на первую в
мировой истории мирную конференцию в Гаагу – мелкий городишко с
населением в 100 тысяч человек, российский император Николай II видел,
что в Европе дело идёт к войне. На призыв самого могущественного монарха
Европы собрались представители 26 государств от США до Сиама: Османская
империя, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Испания,
Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, Болгария,
Сербия, Черногория, Греция, Португалия, Лихтенштейн, Люксембург,
Япония, Китай, Персия, Мексика...
И
тогда в Гааге договорились мирно преодолевать международные
противоречия, а уж коли разгорится война – вести её гуманно, «по закону и
обычаям». А ещё договорились не метать снаряды и взрывчатые вещества с
воздушных шаров, не применять снаряды с отравляющими веществами, не
использовать пули, изменяющие направление в теле человека. Тогда же, на
волне дипломатической борьбы за всеобщий мир, инициатором которой стала
Российская империя, был создан в Гааге и Международный третейский суд
для решения споров между государствами…
Всё
оказалось напрасно. Первая мировая разразилась уже через 15 лет, а
постоянная палата Международного третейского суда (ППТС) - старейшая
организация для разрешения международных споров – очень быстро
превратилась в служанку Соединённых Штатов.
Сегодня
ППТС не является отправляющим правосудие органом. Это лишь список лиц,
из которых стороны спора в каждом случае выбирают арбитров, учреждая
таким образом суд. Если быть точным, постоянная палата Международного
третейского суда судом в прямом значении этого слова не является.
Что
и заявил Пекин в ответ на «окончательное решение», принятое по
обращению в ППТС Филиппин и утверждающее, что Китай не имеет оснований
для территориальных притязаний в Южно-Китайском море в пределах «линии
девяти пунктиров».
Филиппины
обратились в Международный третейский суд ещё три года назад.
Обратились в одностороннем порядке и после долгих консультаций с
Вашингтоном. Поэтому Пекин с самого начала отказался принимать участие в
разбирательстве - судей он не выбирал, да и сам «территориальный спор» в
Южно-Китайском море считает политическим заказом США.
Издание Diplomacy and Defence,
предвидя решение третейского суда, опубликовало аналитическую статью, в
которой прямо указывается на то, что Филиппины действуют в данном
вопросе по указке Госдепа США в момент, когда отношения между Пекином и
Вашингтоном всё более обостряются. Исследователь из Китайского центра по
изучению современного мира Чжао Мингао пишет: «Пекин и Вашингтон должны
создать новый механизм для контролирования рисков… чтобы не навредить
остальному миру». Чтобы не превратить глубокие различия между двумя
странами в повод для конфронтации. Несколько дней назад на очередном
заседании Стратегического и экономического диалога между Китаем и США
(SED), ежегодно проходящем в Пекине, председатель КНР Си Цзиньпин
подчеркнул, что обе стороны должны тщательно избегать конфликтов.
Однако
сам диалог в очередной раз стал местом предъявления счетов. США требуют
от Китая уменьшить производство стали, которая конкурирует с
американской. Требуют соблюдать право на интеллектуальную собственность
(самый прибыльный товар из США). Американский министр финансов добавил к
стали ещё и алюминий, производимый в Поднебесной. Американские
«короткие деньги» рвутся на китайский рынок, а Пекин говорит им «нет»,
закрывая для американских инвестиций целые отрасли производства.
Экономическая война разрастается, интересы сторон не совпадают, в чём-то
они диаметрально противоположны, а нового Николая II с его империей на
горизонте нет.
А тут ещё и Южно-Китайское море, которое американцы не хотят считать китайским…
Джон
Керри призывал на заседании SED не решать проблемы в одностороннем
порядке. Так ведь Пекин был бы не против, если бы в Вашингтоне учитывали
двухтысячелетнее присутствие китайцев на спорных островах, если бы
американская дипломатия признавала Международное морское право с его
территориальными водами – 370 морских миль плюс шельф, если бы адмирал
Гарри Харрис с 3-м, 5-м и 7-м флотами не советовал Пекину «уменьшить в
Южно-Китайском море свою активность».
Сразу
же после вынесения решения в Гааге глава Пентагона Эштон Картер обсудил
с министром обороны Филиппин Делфин Лорензану новые обстоятельства.
Стало понятно, почему всего пару месяцев назад министры обороны обеих
стран встречались на американском авианосце «Джон Стеннис» в
Южно-Китайском море. Ни в Вашингтоне, ни в Маниле не скрывают, что
второй за полгода визит Картера на авианосец – предупреждение Китаю.
Итак,
Китай остаётся с Соединёнными Штатами один на один. Но готов ли он
позволить Вашингтону командовать в собственных территориальных водах?
Похоже,
не готов. Территориальный суверенитет, а также права и интересы Китая в
Южно-Китайском море ни при каких обстоятельствах не должны быть
подвержены влиянию решения арбитража, инициированного по просьбе
Филиппин, заявил 12 июня председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с
председателем Европейского совета Дональдом Туском и председателем
Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, участвовавшими в саммите Евросоюз –
Китай.
А это значит, что Пекин принял американский вызов.
Декан Института финансов Реньминьского университета Китая Ванг Вен опубликовал в издании Diplomacy and Defence
статью, в которой разоблачает «десять мифов», распространяемых
западными СМИ. Южно-Китайское море, спорщиками за острова в котором
выступают Вьетнам, Малайзия, Бруней, Филиппины и Тайвань, было морем
мира и спокойствия, пока там не появились «стратегические интересы США».
И не Китай нарушил международное право (это миф), а Филиппины нарушили
Декларацию о правилах поведения сторон в Южно-Китайском море (статья 4),
подписанную всеми странами этого региона и предполагающую решение
споров между спорящими на основах дружелюбия и консультаций.
Миф
номер два гласит, что «линия девяти пунктиров», начертанная Пекином еще
в 1948 году, противоречит морскому праву. Однако эта линия не
регулируется Международным морским правом, её начертание опирается на
исторические права Китая на освоенные китайцами территории, в том числе и
островные. Линия была установлена по итогам Второй мировой войны,
вернувшей Китаю территориальный суверенитет в бассейне Южно-Китайского
моря. При этом Китай не претендует на всё море целиком – это тоже один
миф, созданный американскими пропагандистами.
А
ещё, утверждает китайский автор, есть мифы о том, что китайцы
препятствуют свободной навигации, готовятся изменить «статус-кво» моря,
усиливают своё военное присутствие и так далее. Мифов много, а причина
их появления одна: Америка, нашпиговавшая этой район мира военными
базами и авианосцами, никак не хочет потесниться в чужом доме.