Поручения Владимира Путина правительству, данные одновременно с подписанием им "антитеррористического пакета" и размещенные на сайте президента РФ,
предписывают «Минпромторгу России совместно с Минкомсвязи России
провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и
объёмов финансовых затрат в целях организации производства
отечественного оборудования и создания отечественного программного
обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации,
письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных
сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих
пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в
Российской Федерации».
Министерства должны отчитаться по этому поводу до до 1 сентября 2016 года.
При
этом от ФСБ требуется утвердить «порядок сертификации средств
кодирования (шифрования) при передаче сообщений в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определив перечень
средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей
шифрования в адрес уполномоченного органа в области обеспечения
безопасности Российской Федерации».
Это необходимо сделать практически немедленно, до 20 июля 2016 года,
когда вступает в силу часть «антитеррористического пакета», обязывающая
хранить метаданные (информацию о фактах приема, передачи, доставки
сообщений и звонков в течение трех лет (интернетчикам — в течение одного
года). Но хранить мало, надо еще прочитать.
Организация
производства оборудования и ПО создает крупный отраслевой сегмент, если
верить самим операторам связи которые оценивали затраты на создание
аппаратно-программных комплексов (хранилищ) и работы по сбору данных в
триллионы рублей разовых и периодических затрат. То, что для одних
субъектов экономики является затратами, создает рынок сбыта для других, и
этот аспект теперь, после принятия антитеррористических законодательных
поправок, становится наиболее актуальным.
Оценивая эти
последствия, участники правовых отношений и аналитики достаточно
осторожны, учитывая информационный фон и действительно непрогнозируемые
пока в полной мере последствия принятого законодательства в
технико-экономическом плане. Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен, член
генерального совета "Партии Роста", отмечает следующее.
— По
поводу систем хранения, — говорит он, в России, действительно, возникает
огромный рынок. У нас есть свои, российские производители HD, предстоит
развитие отечественных производств ленточных накопителей или жестких
дисков. Но стоит отметить, что затраты на покупку такой аппаратуры
будут в валюте и закупать ее мы будем за рубежом, — полагает он
(президент при этом, напомним, предписывает провести анализ возможностей
установки отечественного оборудования).
Насчет создания
программных комплексов: скорее нет, чем да, — полагает Мариничев. —
Никто не разрешит использовать те данные, которые будут сохранять
операторы. Ведь хранить данные будут с определенной целью и задачей.
Поэтому индустрия по работе с BigData, которая могла бы появиться, пока
не прогнозируется. Все-таки планируется хранение чего-то, всего и вся в
непонятном формате с непонятной философией. Если кто-то и будет
делать программные комплексы, то по очень узкоспециализированному
заказу в очень узкоспециализированных целях.
— «Пакет Яровой»,
действительно, сможет привести к инвестициям в IT-рынок, считает Роман
Терехин, эксперт Комитета Госдумы по информационной политике,
информационным технологиям и связи. — Мы и сейчас наблюдаем более
высокие, чем у других отраслей экономики, темпы роста рынка
интернет-технологий в России, почти на 20%, — отмечает он. К тому же,
наблюдается тенденция заинтересованности инвесторов отечественным рынком
IT.
В IT – сфере России преобладает сектор аппаратного обеспечения, объем рынка оценивается 16,2 млрд. долл.
Также
изменения могут привести к притоку новых кадров. Сейчас насчитывает
примерно 1,5 млн задействованных специалистов, среди них: физики,
инженеры и работники других отраслей, — говорит он.