Страдающим ностальгией
Для тех, кто помнит старую Одессу…
Портовый город стал бывшим портовым городом. Черноморское морское пароходство официально ликвидировано, торговый флот давно распродан, частично за рубеж, но в основном на металлолом. То же и о прогулочных катерах, соединявших когда-то приморские районы Одессы. То же и о пассажирских лайнерах Крымско-кавказской линии, перевозивших пассажиров, кстати, ещё в XIX веке. Социальный класс одесских моряков ликвидирован окончательно и бесповоротно.
Одесские и пригородные санатории, лагеря и дома отдыха частично ликвидированы, частично у них отобраны лучшие территории и парковые зоны — коммерческим фирмам нужна земля у моря для «нахалстроя» и «коттеджных посёлков». Доступ к пляжам ограничен «пляжным нахалстроем», хотя сами одесситы сегодня туда почти не ходят — не до того. Огромный пригородный комплекс курортов и лагерей Черноморка, он же бывший немецкий Люстдорф, так хорошо знакомый миллионам россиян, ликвидирован полностью — там наши власть имущие решили расположиться сами и расположить свои яхты, в том числе океанские.
Исторический центр частично разрушен «нахалстроем», и процесс всё более ускоряется. Множество зданий, которые были квалифицированы при СССР как «архитектурное достояние» разрушено или варварски перестроено. На Дерибасовской была снесена, в частности, историческая гостиница «Спартак», описанная, говорят, ещё Максимом Горьким. Но разразился кризис и фирма, планировавшая на этом месте построить свою бетонную коробку, разорилась, поэтому сейчас там пустырь. Идут криминальные поджоги исторических объектов, чтобы завладеть землёй.
При СССР в Одессу посещало в год до полутора миллиона туристов, из них множество иностранцев. Поток, в основном, пересох после 1991 года, а после бойни 2 мая 2014 года Одесса окончательно перестала быть туристским городом.
Кто они, одесситы?
В 1991 году насчитывалось 1,2 миллиона жителей, традиционно большой процент составляли евреи, теперь их почти нет. Сегодня в городе реально 700 тысяч жителей, хотя официальная цифра выше — статистической службе дан негласный приказ «увеличивать численность и записывать всех, кого можно». Огромное количество квартир в городе стоят пустыми, владельцы безуспешно пытаются их продать за любую цену, целые кварталы обезлюдели. Хотя точная статистика сознательно не собирается, 50−70 тысяч одесситов ныне составляют мигранты-грузины, есть 15 тысяч сирийцев и пара тысяч негров. В моём квартале много афганцев, на нашей спортплощадке я постоянно их вижу, они туда водят гулять своих многочисленных симпатичных детей. Зато таджиков, азербайджанцев и армян очень мало. Узбеков тоже немного, они приезжают, в основном, на летний период арендовать туристские закусочные, кто с семьями, кто самостоятельно — на лето они могут «поджениться» с местными одесситками. А вот молдаване, до кризиса заполонявшие город в поисках строительных халтур, куда-то пропали. На улицах нередко можно встретить закутанных с ног до головы девушек и женщин в мусульманских хиджабах. Среди них встречаются и коренные одесситки, чисто славянского типа и говорящих по-русски без всякого акцента.
Как выглядят одесситы
Во времена СССР в Одессе был культ — одеться.
Частично это связано с барахлом, которое привозили моряки. Частично с еврейскими закройщиками, во многих поколениях, работавших в «ателье высшего разряда», самых именитых мастеров знали поимённо. Частично со специфическим гонором и спесью одесситов и их готовностью питаться одной картошкой, но одеться шикарнее других, тратя все деньги на одежду.
Стоял сплошной стон: «советские рубашки низкого качества, и туфли тоже, и пальто в магазинах аналогично, а свитера так вообще…». Ещё в 70-х годах на туриста, вышедшего летом на Дерибасовскую у шортах, озирались и в него тыкали пальцем. Везде женщины в роскошных меховых шапках, «во всём импортном» и с замашками баронесс. Важные «бобры» в пыжиковых шапках и дорогих пальто. Моряки и франты летом демонстративно выхаживали в белых костюмах. Не будем это идеализировать, многих эта спесь раздражала.
И вот хлынул импорт, сегодня «отечественного» товара нет и в помине. И самая разительная визуальная перемена, которую может констатировать турист, бывавший в Одессе в советское время, такова: насколько плохо, безвкусно и вульгарно стали одеваться одесситы. Например, отнюдь не редкость увидеть летом в троллейбусе полностью голого парня, на котором только шорты и болтающиеся резиновые шлёпанцы — и более ничего. И дело даже не в том, что основная масса одесситов одевается с базарных развалов «секонд хэнд» — изменился менталитет. Помню многочисленные рассказы советского времени:
Зима. Иностранные туристы вышли в город. Представляете: они вместо меховых шапок надели кепки! По морозу, а? Ну какие они кретины, козлы иностранные, не знают, куда приехали, как зимой у нас надо одеваться!
И что мне думать, когда я вижу сегодня в январский мороз при -20 градусах жмущийся от холода одесситов в тоненьких пальтишках и в бейсбольных кепочках на голове?
Найти обычную кроликовую шапку в магазинах невозможно, хотя, по слухам, её можно купить с лотка на Староконном базаре. То же о полностью хлопчатобумажных рубашках, которыми раньше были завалены советские магазины — даже если сейчас написано «100% cotton», можно быть уверенным, что эта надпись лжива на 100%. За ними, гарантированно хлопчатобумажными, надо ехать за границу — от 28 евро, в Европе контроль качества на высоте.
А вот где купить нормальные туфли, чтобы были действительно кожаные и снаружи, и внутри, и которые не выглядят, как реквизит клоуна в цирке, я знаю. Причём недорого. Делюсь секретом: в подземном переходе возле Привоза есть пару лотков, которые торгуют обувью производства Бендер (Приднестровья). Другой вариант: поехать в Стамбул и там можно найти себе нормальную кожаную обувь, не хуже, чем можно было приобрести в магазинах во времена СССР. Всё остальное, и в «фирменных магазинах», и на рынках, и в лавках, вне зависимости от цены — мусор. «Пустые полки магазинов» в Одессе, если понимать под этим добротный товар.
Как-то мы сидели втроём в кафе — я, проживавший тогда в Одессе нештатный корреспондент французской газеты Ле Монд, и греческий профессор-историк, тоже постоянно проживавший в Одессе.
— Знаете, в Одессе девушки одеваются так, как у нас во Франции — проститутки.
— И у нас в Греции тоже нет такой безвкусной вульгарщины.
Что у одесситов в головах?
У выпускников русских школ Одессы, обучающихся по новым облегчённым программам, резко снизился словарный запас русского языка и они, выражаясь терминологией лингвистов, «функционально неграмотны». Например, почти все молодые водители, сдающих правила ГАИ, не в состоянии их прочесть на русском языке, и, тем более, понять. Хотя простой язык этих правил приблизительно соответствует уровню требований 5−6 классов русского языка по программам советского времени! Им приходится платить за прохождение курсов, где их натаскивают на карточки, идентичные тем, которые есть в экзаменационных классах ГАИ.
Иностранное консульство в Одессе, выдача виз. Необходимо заполнить несложный бланк заявления, в соответствии с образцом под стеклом. Рядом с консульством, как и в XIX веке, дежурят писари, которые за сумму, эквивалентную пяти долларам, помогают малограмотным одесситам правильно его заполнить. Почти никто из людей, окончивших нынешнюю русскую школу, не в состоянии этого сделать самостоятельно! То, что я отказываюсь от их услуг и заполняю бланк по образцу сам, вызывает удивление.
Зарисовки с натуры, история реально имела место. Одесса, девятый класс, отличники:
— Кто такие Ленин, Сталин?
— Я слышала, что Ленин был такой мужик, который воровал у крестьян зерно, и за это его забили граблями и лопатами.
— Сталин? Это такой грузин, который подстрелил Ленина.
У французов есть такое выражение: le français des petits nègres (французский язык маленьких негров). Если вы поговорите с молодыми одесситами, то, на первый взгляд, они бегло говорят на русском. У всех есть какой-то минимальный словарный запас, они умеют правильно строить простейшие предложения и говорят без акцента. Однако они не в состоянии самостоятельно написать заявление о приёме на работу или собственную автобиографию.
Мой друг, директор одесской фабрики, показывал мне, смеха ради, заявление на его имя, которое собственноручно написал один из его рабочих. Это был действительно «русский язык маленьких негров»!
Если попадёте в наш город, обратите внимание на уличную рекламу и объявления, написанные с грамматическими ошибками. На примитивный и вульгарный русский язык на одесских телеканалах. На косноязычные местные газеты, издающиеся на русском языке, но тоже с многочисленными грамматическими и стилистическими ошибками.
Одесский госуниверситет — кузница украинского фашизма
Да, я не оговорился, именно одесский. Это питомник «национально свидомых» кадров. Именно здесь их подбирают, промывают мозги, тянут, помогают защищать кандидатские и докторские диссертации по гуманитарным наукам, делают преподавателями.
Уже четверть века в университете идёт истеричная кампания «поиска русского фашизма». Из воспоминаний: я как-то рассказал знакомой преподавательнице французского языка, в совершенно аполитичной форме, что был в румынской дельте Дуная, населённой русскими староверами, чтобы посмотреть, как они живут. Сразу последовал вопрос: «А вы что, фашист?». Любой, который проявляет минимальный интерес к русскому вопросу, приравнивается университетской пропагандой к фашисту.
«Слуги народа»
До революции в Одессе власть имущие жили в центре города в одних домах с «чернью». В полуподвалах жили семьи дворников и консьержек. На первом этаже — самые богатые, на втором — победнее, на третьем — мещане, на чердаках ютились прислуга и студенты. Во дворах дети дворян и «черни», условно говоря, вместе играли в одной песочнице. Казнокрадов было много, но если ловили, то и благородные дворяне, стуча кандалами, шли на общем основании по этапу в Сибирь. Напомню и цифру: на 500 городских жителей в царской России полагался один городовой, с револьвером.
Сегодня в Одессе власть имущие переселились огороженные загородные посёлки с вооружённой охраной, своими школами, детскими садами, клубами, ресторанами, избегая всякого контакта с подчинённым им народом, например, в пресловутый Совиньон в Черноморке. Откуда они выезжают каждое утро на своих лимузинах править городом, вечером возвращаются. Центр и ключевые точки Одессы патрулируют, играя мускулами, полицейские в немереном количестве, часто с Калашниковыми. Хватают и сажают за микроскопические нарушения. Воровство власть имущих приняло апокалиптический размах, «заработанные» деньги вкладывают в землю и недвижимость, например, за рубеж, в молдавские виноградники. Всё в открытую, не стесняясь никого: «хапнуть и свалить».