Как сообщило 8 июня издание Nikkei Asian Review,
американские военные заявили, что два китайских истребителя J-10
перехватили американский самолет-разведчик RC-135 над Южно-Китайским
морем, где Поднебесная в одностороннем порядке ввела в действие зону
военно-воздушного контроля. Как раз днём раньше в Пекине завершились
китайско-американские межправительственные переговоры. Один из
самолётов, пожаловались американцы, был опасно близок к их RC-135.
Метрах этак в пятнадцати…
А
перед этим китайская сторона не позволила американскому авианосцу «Джон
Стеннис» и кораблям сопровождения зайти в порт Гонконга. По словам пресс-секретаря Пентагона Била Урбана, у американцев есть «долгая
история успешных визитов в Гонконг, включающая подобные нынешнему, и мы
полагаем, что она продолжится». Однако история имеет шанс продолжиться
совсем в ином ключе и, чтобы разобраться в ней, стоит начать… с Европы.
После нескольких месяцев переговоров, сообщает Nikkei Asian Review,
китайская строительная и транспортная компания Shanghai Yiqian Trading
всего за несколько десятков миллионов евро выкупила на аукционе 82,5
процента акций германского аэропорта Франкфурт-Хан. Этот бывший
американский военный аэродром превратился в огромный транспортный узел,
но испытывал серьёзные финансовые проблемы. И не смог оправиться, когда
китайская HNA Group в прошлом году перенесла в Мюнхен свои семь
регулярных рейсов в неделю (для франкфуртского аэропорта это значало16
миллионов евро убытков за год).
В
самой Европе интерес Китая к европейским аэропортам опасений не
вызывает. В апреле китайский государственный консорциум China Everbright
Group купил за 90 миллионов долларов международный аэропорт в Тиране.
Китайская транспортная компания Shandong Hi-speed Group приобрела за 308
миллионов евро 49.99 процента акций четвертого по величине во Франции
аэропорта Бланьяк в Тулузе. Появившаяся всего год назад китайская
Tzaneen International за 40 миллионов евро купила испанский аэропорт
Сьюдад Реаль. И даже лондонский Хитроу уже на 10 процентов принадлежит
China Investment Corporation.
Американцы,
кажется, задумываются над тем, что скоро уже и над Европой, а не только
над Южно-Китайским морем самолёты будут летать под присмотром Пекина.
Ну а что касается Южно-Китайского моря, через которое пролегает одна из
главных в мире морских коммуникаций и которое географически наполовину
является внутренним морем Китая, то ему ни Вьетнам, ни Филиппины, ни
Малайзия тут не конкуренты. Быстро растущее напряжение по берегам
Южно-Китайского моря - это напряжение, возникающее между двумя полюсами,
Пекином и Вашингтоном.
Говорят,
кто владеет островами, владеет морем. И нефтегазовым шельфом. Ведь
геологоразведка говорит о наличии под морским дном все новых и новых
месторождений нефти и газа, способных надолго обеспечить их владельцев
энергоносителями. Уже три года полиция провинции Хайнань получила от
центральных властей КНР право осматривать и брать под свой контроль
иностранные суда, которые незаконно, по мнению полицейских, вошли в
китайские воды Южно-Китайского моря. А через это море пролегают торговые
пути, на которых ежегодный оборот достигает 5 триллионов долларов, в
том числе 1,2 триллиона за счет торговли стран региона с Соединёнными
Штатами.
Во
время проходившего 6-7 июня в Пекине 8-го раунда Стратегического и
экономического диалога между Китаем и США (The China-US Strategic and
Economic Dialogue) стороны согласились в том, что они сохранят режим
санкций против КНДР, но решительно не смогли согласиться в оценке
ситуации вокруг Южно-Китайского моря. На словах американцы поддержали
заявление председателя КНР Си Цзиньпина о том, что сторонам следует
избегать конфликта или конфронтации, но декларативная поддержка этих
принципов не мешает Пентагону обустраивать в австралийском Дарвине новую
военную базу. А прибывший на открытие базы Барак Обама, обращаясь к
морским пехотинцам США, предложил Пекину ни много ни мало играть по
американским правилам. Как тут не вспомнить июнь 2012 года, когда на
ежегодной встрече в Сингапуре министров обороны стран
Азиатско-Тихоокеанского региона «Диалог Шангри-Ла» тогдашний глава
Пентагона Леон Панетта заявил, что к 2020 году США намерены разместить
непосредственно в АТР до 60 процентов своего военно-морского флота, в
том числе до 6 авианосцев.
Вообще-то,
в ходе диалога в Пекине был еще один вопрос, в котором стороны, как и в
вопросе об островах, не нашли друг у друга понимания. Госсекретарь США
Джон Керри очень сожалел о том, что новым законом деятельность
иностранных неправительственных организаций в Китае поставлена под
контроль Министерства общественной безопасности КНР. Думается, однако,
что китайские руководители лучше госсекретаря США знают, как уберечь
здоровье своего народа от расползающейся по миру инфекции «цветных
революций».
А
между тем стало известно, что до конца года Китай введет в эксплуатацию
еще два маяка на островах Мэйцзи (Мисчиф) и Юншу (Фэйри кросс).
Минувшей весной уже вступил в строй китайский маяк на рифе Чжуби (Суби),
принадлежащем к архипелагу Наньша (Спратли).
Крупные
гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных
островов, а также расширению и освоению Китаем островных территорий
продолжаются. Говорят, кто владеет островами, владеет морем…