Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Они извинились.
Речь о шанхайской фирме – производителе стирального порошка,
выпустившей ставший всемирно известным рекламный клип с негром
в стиральной машине.
Но те, кому очень хочется навредить не какой-то там фирме, а в целом
Китаю, а заодно, представьте, и Индии, уже начали и вряд ли быстро
закончат стандартную пропагандистскую кампанию против двух держав. С
простой и ясно обозначенной целью – не допустить их сближения с Африкой
и, соответственно, окончательного ухода таковой из сферы влияния Запада.
А начиналось все с таких вроде бы пустяков.
Насчет мягкой силы
Клип такой:
юная и зловредно-привлекательная китаянка грузит белье в стиральную
машину, к ней подходит негр в очень грязной майке и с какими-то потеками
на лице. И она, представьте, засовывает ему в рот капсулу стирального
порошка, запихивает самого африканца в машину, откуда он затем выходит
в виде хорошо постиранного китайца. Который у девицы вызывает полное
восхищение, потому что светлый и чистый.
В
только что вышедшей публикации в "Жэньминь жибао" сообщается, что фирма
извинилась и убрала клип из своей рекламной кампании. (Правда, его
успели посмотреть до 7 миллионов человек по всему миру за 3 дня). Она
также заявила, что и не думала дискриминировать людей по признаку цвета
кожи.
В публикации напоминается, что в китайском законе о рекламе запрещено
использовать в таковой сюжеты с расовой, половой, религиозной,
этнической и прочей дискриминацией.
А теперь посмотрим на наиболее характерный материал из сотен ему подобных, выброшенных сейчас в западную медиасферу. Классика жанра — из Washington Post.
Заголовок:
"У Китая и Индии – огромная проблема с расизмом в отношении черных".
Вот как – огромная. А, кстати, Индия тут при чем? Оказывается, как раз
на днях в Дели убили одного африканца в уличной драке из-за того, кто
первый нанял моторикшу. В драке индийцы "неоднократно использовали
расистские эпитеты". Африканские послы бойкотировали по этому поводу
официальные мероприятия, министр иностранных дел оправдывалась…
Дальше – еще пара примеров такого рода, разных годов и в разных
городах громадной страны. Плюс рекомендации провести массовую
разъяснительную кампанию по части дружбы народов.
То была Индия. А вот и насчет "стирального" клипа: он "шокирующе
расистский".
Есть и примеры того, в каком городе теперь уже китайцы
побили африканцев, когда и что при этом говорили.
Ну и вывод: перед нами "неизбежный расизм
и невежество, которые встречают африканцев в обеих странах".
Напоминается, что экономический подъем в них обеих произошел во многом
благодаря их связям с Африкой, и этот континент – "важная арена
не только торговли, но и упражнений в проектировании мягкой силы
и геополитических задач".
Спасибо за уточнение, а то мы бы не догадались, что перед нами –
начало очередной пропагандистской глобальной кампании против двух
держав, на глазах обгоняющих США как минимум в экономике. Они –
"расистские", и их надо поэтому поссорить с Африкой.
Когда черное запрещают назвать черным
Возникает вопрос, как с этой очередной
и довольно типичной кампанией бороться.
Для начала – не давать кому
угодно объяснять тебе, что такое расизм, а что нет, и что именно ты
у себя дома должен сделать, чтобы с этим якобы расизмом бороться.
Вообще-то
расизм, напомню, это идейное оправдание политической и бытовой
дискриминации людей другого цвета кожи – то есть концепция
о существовании рас, биологически неполноценных по сравнению с другими
расами. Идеология такого рода цементировала институт рабства в США,
британскую и иные колониальные империи, объясняя, почему у белых людей
есть моральное право править другими народами и объяснять им, как надо
себя вести. Так было в британской Индии и на некоторых территориях
Китая.
Посмотрим еще раз на китайский рекламный клип. Он построен на детски
простой идее – что стиральные капсулы обладают такой силой, что черную
кожу человека могут превратить если не в белую, то в слегка чайную
китайскую. Непонятно, где тут призывы к дискриминации людей с иным
цветом кожи, где идея, что черные хуже китайцев. Разве что она в том,
что китайской девушке больше нравится китаец.
Так ведь это понятно, что каждая нация видит
себя теоретически совершенной, лучшей, чем все остальные. Конечно,
китайцы тоже считают себя лучше всех других – да, лучше европейцев тоже,
вот только расизм ли это, еще вопрос. Вы лучше скажите мне, как назвать
нацию, которая себя воспринимает как вечно ущербную, неполноценную
и заискивает перед другими. Я бы к такому народу принадлежать не хотел.
Сегодня не только Китай и Индия, а и Европа столкнулись с притоком
"чужих", мигрантов. Которые, конечно, не будут так сразу и так просто
нравиться местным жителям, даже если они вели бы себя идеально. Так они
никак не идеальны. В Европе или Индии или Китае. А если ты дерешься
с человеком, неважно какой нации, то понятно, что обзываешь его всякими
словами – "рыжий", "черный", "длинный". Не молча же драться – так
неинтересно. Хотя драться, конечно же, нехорошо, даже если у тебя рикшу
из-под носа уводят.
Но здесь в любом случае речь скорее о ксенофобии (буквально – "страх
перед иностранцами"). Она хотя и идет рука об руку с расизмом,
но все-таки не расизм.
А теперь давайте посмотрим, как китайские
читатели комментируют публикацию о том, что шанхайская компания
извинилась за свою рекламу. Комментарии настолько хороши, что
задумываешься – а действительно ли они принадлежат "просто читателям".
Хотя какая разница. Итак, "по большей части крик раздается со стороны
западников, которых давит вина за то, как они в своей истории обращались
с черными людьми. У Китая нет такого исторического багажа". Или – "если
кто-то воспринимает что-то как расистски оскорбительное, то оно таким
(для него) и будет".
Все правильно. Это "их" расизм, который западники хотят перевалить
со своей больной головы на относительно здоровые. Китай, как и Индия,
абсолютно не расистская страна, люди там поэтому просто не догадаются,
отчего американцы их пытаются упрекать в чем-то, понятном лишь
американцам. Но можно предсказать продолжение спектакля, шумные акции
на международной арене, попытки привлечь к этому каких-то африканских
деятелей, которые перманентно ищут повсюду "расизм"…
А пока кампания раскручивается, нам полезно вспомнить, как в 1990-е
годы люди, увлеченные Западом и его странностями, хотели объяснить нам,
что не только слово "негр" плохое, но и "черный" тоже не очень, потому
что в США так считается.
Также поучительно посмотреть на то, что в очередной французской
версии "Трех мушкетеров" Атоса играет явный выходец с севера Африки,
а возражать против этого, как считает часть французов, неудобно. Будем
подражать и учиться?
Можно
еще вспомнить недавний эпизод с исчезнувшим с прилавков мороженым
"Обамка": а это расизм ли был вообще, или просто кому-то нравится милый
и добрый президент США.
В общем, лучше не пугаться расизма, не понимая до конца, что это
такое, а думать о его сущности самим. Иначе они – неважно даже кто —
со своим отнюдь не китайским стиральным порошком и правда придут к нам.