Украинский политолог Денис Денисов — о том, как Киев вынуждает самопровозглашенные республики стать суверенными государствами
Фото из личного архива
Украинская власть своими действиями по саботированию Минских соглашений способствует тому, что Донецкая и Луганская народные республики все более становятся оформленными странами со всеми атрибутами независимых государств.
Прошло уже более двух лет с момента провозглашения деклараций о независимости ДНР и ЛНР и подтвердивших их референдумов. За это время республики вопреки обстоятельствам, складывающимся в регионе, состоялись как государства.
Естественно, что в условиях гражданской войны, блокады со стороны Украины, постоянных обстрелов невозможно построить эффективную и стабильно развивающуюся страну. Однако тенденции, которые демонстрируют ДНР и ЛНР, свидетельствуют о том, что фундамент для подобного развития уже заложен.
Очевидно, что построение Донецкой и Луганской республик как суверенных государств во многом противоречит комплексу мер по выполнению Минских соглашений, но в то же время процессы становления ДНР и ЛНР являются вынужденной реакцией на позицию Украины относительно выполнения взятых на себя обязательств.
По сути, в этом вопросе были два основных сценария развития событий. Первый заключался в обеспечении нормального функционирования государственных институтов, связанных с жизнеобеспечением жителей неподконтрольных Киеву территорий. Второй вариант подразумевал безоговорочную капитуляцию перед режимом, пришедшим к власти в результате антиконституционного государственного переворота.
Следует особо отметить то, что представители этого режима сразу продемонстрировали свое абсолютное нежелание соблюдать права и свободы граждан Украины, проживающих на юго-востоке Украины. Ряд решений недвусмысленно демонстрировал отношение к русским по национальности гражданам Украины, считающим русский язык своим родным, прихожанам Украинской православной церкви Московского патриархата и людям, отстаивающим добрососедские и максимально близкие взаимоотношения Украины и России. В частности, все помнят одно из первых голосований в Верховной раде после госпереворота по вопросу отмены закона «О языках». Также была сформирована новая коалиция под красноречивым названием «Европейский выбор», которая сделала своим лозунгом однозначную евроинтеграцию Украины. И это при том, что на тот период времени, по данным различных социологических исследований, менее половины граждан страны поддерживали подобную инициативу. Тогда же с молчаливого согласия властей началась кампания по дискредитации УПЦ МП, которая привела к захвату церквей и избиению священнослужителей. И самое главное — развязывание гражданской войны.
14 апреля 2014 года на сайте президента Украины был размещен текст указа № 405/2014 о начале антитеррористической операции на востоке страны. По сути, этот документ стал ответом на требования жителей юго-восточных регионов соблюдать их основополагающие права. Ведь на тот момент основными требованиями граждан, понимающих, к чему ведут происходящие в стране процессы, стали предоставление русскому языку статуса государственного и федерализация Украины.
Как должны были реагировать жители юго-востока на то, что их всех назвали террористами и против них фактически была объявлена война? Вариантов было два: противостоять незаконной власти в Киеве или прекратить сопротивление и сдаться. Но трагические события в Одессе, тотальная зачистка в Харькове и Днепропетровске не оставили выбора жителям Донецка и Луганска, кроме как с оружием в руках отстаивать свои права перед агрессором в лице киевского режима.
Противостояние привело сначала к подписанию Минского протокола, а позже к более четкой формализации мирного урегулирования через комплекс мер по выполнению Минских соглашений.
В этих документах очень четко прописан алгоритм реализации мирного плана и обязанности сторон. Украина в соответствии с комплексом мер по выполнению Минских соглашений взяла на себя обязательства по изменению своей конституции, принятию законов Украины об особом статусе территорий ЛНР и ДНР, амнистии, выборам. И все эти действия должны были быть согласованы с представителями ДНР и ЛНР. Но, как известно, ничего из этого до сих пор не реализовано, а наиболее популярной отговоркой украинской стороны за последние полгода стала проблема безопасности на линии соприкосновения.
Но тут следует сделать важное замечание: согласно отчетам мониторинговой миссии ОБСЕ, нарушения режима «тишины» происходят с обеих сторон. То есть украинская сторона, с одной стороны, провоцирует конфликт, а с другой — самим этим фактом пытается объяснить невыполнение Минских соглашений.
В условиях саботирования Киевом своих обязательств и невозможности иного существования у лидеров республик просто нет другого выхода, кроме как планомерно выстраивать полноценные государства со всеми институтами и атрибутами. Представители ДНР и ЛНР неоднократно делали заявления о своей приверженности Минским соглашениям, но в условиях, когда противоположная сторона уходит от выполнения своей части обязательств, другого выхода просто не остается.
Многие критики государственности ДНР и ЛНР ссылаются на сильную зависимость от Российской Федерации, и надо сказать, что такая позиция небезосновательна. Но в современном мире разве существуют страны, являющиеся полностью, тотально независимыми от государств-партнеров, внешних рынков, международных финансовых организаций?
Если посмотреть на современную Украину, то очень сомнительно, что в настоящее время ее можно назвать более независимой или суверенной, нежели ту же Донецкую народную республику. Если сравнивать отношение к своим гражданам, то очевидно, что ДНР и ЛНР очень выгодно отличаются от Украины, находясь вне влияния таких партнеров, как МВФ, для которых население страны — не более чем биомасса, а руководство страны мирится с такой постановкой вопроса.
А теперь о выводах: в случае если тенденции, которые сейчас мы наблюдаем вокруг Минского процесса, сохранятся, это неминуемо приведет к тому, что ДНР и ЛНР станут полноценными государствами. По ряду примеров из недавней истории можно утверждать, что и признание, и вхождение в различные международные структуры — дело времени и результат работы самих государств и их партнеров.
Время перестало работать на Украину и теперь работает на молодые республики, и теперь каждая неделя, месяц, год служат целям укрепления суверенитета Донецка и Луганска.
Автор — директор Украинского филиала Института стран СНГ