ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > И целого Гибралтара мало. Морской бой между Испанией, Англией и США

И целого Гибралтара мало. Морской бой между Испанией, Англией и США


6-05-2016, 10:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

И целого Гибралтара мало. Морской бой между Испанией, Англией и США

И целого Гибралтара мало. Морской бой между Испанией, Англией и США

Инцидент произошёл в апреле, однако новость о противостоянии держав в Гибралтарском проливе просочилась в СМИ относительно недавно. Опишем хронологию событий.


Морской бой

Американская подводная лодка с баллистическими ракетами Florida собиралась пришвартоваться в Гибралтаре. Но испанский патрульный катер Rio Cedena преградил подлодке путь.

Это был вызов. Это было начало морского боя. И огонь открыл третий участник противостояния – корабль королевского ВМФ Великобритании. Англия открыла огонь из ракетницы, возмутившись выходкой Испании.

Испания имеет притязания на так называемую заморскую территорию Соединенного Королевства. У последней стороны конфликта действия Испании вызвали праведный гнев: «Как так? С таким неуважением к США?». Но кто прав, кто виноват?

Давайте же разбираться, какие права имеют участники водного противостояния в Гибралтарском проливе…


Суверенитет и открытое море

… и поднимем вновь разговор о территориальных водах и нейтральных. Вся суть в том, что в нейтральных ты можешь плыть хоть на верблюде: в комфорте и не оглядываясь. Но, случайно попав в территориальные, будь готов к атаке.

Ведь государство, в чью собственность входит конкретная часть «воды» и воздушного пространства (как правило, от 3 до 12 миль от исходной линии), сочтёт твой внезапный визит не иначе как вражеским вторжением, которое необходимо непременно отразить.


Конвенция ООН по морскому праву

Разумеется, картина утрирована. Конвенция ООН по морскому праву закрепляет за странами право на пересечение пространства территориального моря в мирных целях. Такой «проход» должен быть скромным, дружелюбным и быстрым. Всё очень просто.

Иное дело – нейтральные воды, которые правильнее называть открытым морем. Вот там конфликтов возникает побольше, ведь некоторые страны упорно оспаривают своё право на те или иные водные территории.

Но что делать с проливами, которые хочешь - не хочешь, а все равно пересечь придётся, чтобы добраться через открытое море из точки А в точку Б? Для проливов в контексте международного судоходства существуют определенные правила. Согласно ним, осуществлять транзитный проход имеют права любые судна, вплоть до военных.


Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив также относится к числу международных. Он служит связующим звеном между Средиземным морем и Атлантическим океаном, а воды его граничат с Африкой и Пиренейским полуостровом.

Исторически сложилось, что страны (Испания, Марокко, Великобритания), осознавая стратегическую привлекательность и необходимость пролива, понастроили порты вдоль пролива.

Теперь же каждая страна настолько привыкла пользоваться природными благами, что ведет себя в проливе, словно дома, напрочь забывая, что пролив в международном пользовании.


О правах и ответственности

Имела ли право американская подлодка пришвартоваться в Гибралтаре? По сути, если английская сторона была не против, то имела. Однако в правилах «прохода» через международные проливы также существует некая пометка, что необходимо учитывать интересы близлежащих государств.

И так как испанские порты расположены в проливе, следовало согласовать спорный момент с властями Испании.

Имела ли право Великобритания открывать огонь из ракетниц по испанскому катеру? Имела ли право Испания преграждать путь американской подлодке? Ответить на эти вопросы гораздо сложнее. И случай может послужить любопытным прецедентом в морском праве.

Автор: Маргарита Ванке


Вернуться назад