Вероника Крашенинникова, МИА "Россия сегодня"
Закон об НКО, выполняющих функции иностранных агентов, вновь
потрясает Общественную палату и Государственную думу — теперь по поводу
нового определения термина "политическая деятельность".
Предложенное группой депутатов определение политической деятельности
четко и ясно исключает из него "благотворительную деятельность, а также
деятельность в области содействия благотворительности
и добровольчества". Но именно благотворительность вызывает жаркие споры.
Дело в том, что на переднюю линию защиты зарубежного финансирования
иностранные агенты вывели благотворителей, и в особенности фонды
известных артистов, занимающихся лечением детей. На слушаниях
в Общественной палате не было представителей ни одной организации
из реестра иностранных агентов
Министерства юстиции — а их там 125. Зато
были плотные ряды возмущенных благотворителей, к которым закон не имеет
никакого отношения.
Организаторы
такого подхода на самом деле используют метод, уже ставший классикой:
выдвиньте вперед самых невинных и беззащитных, и пусть государство
попробует бороться против них. В западной практике дестабилизации и
"цветных революций" это называется "
теория милых котят" (
the cute cat theory).
Смысл простой. Вместе с провокационным содержанием, например,
призывами к неповиновению, размещайте фотографии кошек — или любые
другие популярные невинные сюжеты, вроде "где купить велосипед в моем
районе". Если государство блокирует эти страницы, оно выглядит ужасающе
репрессивным — "даже котят подавляет!", и одновременно до смешного
слабым — "даже котят боится!".
Автором этой "теории" является Итан Зукерман (Ethan Zukerman),
директор Центра гражданских медиа при Массачусетском институте
технологий (Center for Civic Media, MIT). Параллельно Зукерман — член "глобального совета директоров" Фондов Сороса,
то есть головного управляющего органа всей сети фондов Сороса в мире.
Зукерман основательно приложил руку к разжиганию "арабской весны", и с
удовольствием делится опытом "интернет-активизма".
На слушаниях в Общественной палате и Государственной думе в качестве
"милых котят" были использованы детские благотворительные фонды. Со
стороны иностранных агентов это откровенный цинизм и подлость. И вряд ли
известные российские актеры, занимающиеся благотворительностью
для детей, понимают, какую роль им назначили в этом политическом
спектакле.
Такой цинизм гнусен сам по себе. Но есть
и более важная проблема по существу. Разговоры про благотворительность —
только о ней и писали СМИ — увели внимание от истинных рисков. Из
определения политической деятельности были также выведены
"здравоохранение, социальное обслуживание и защита граждан, защита
материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, профилактика
и охрана здоровья граждан" и другие важнейшие социальные и общественные
сферы.
Кто-то всерьез рассчитывает, что иностранные государства будут
искренне финансировать социальную сферу в России? Или кто-то в России
хочет сдать ее на откуп зарубежным государствам?
Западные государства, конечно, тратят огромные средства на поддержку
социальных проектов в интересующих их странах. Одно лишь Агентство США
по международному развитию (USAID) — а государственные агентства
по развитию есть в каждой стране-члене НАТО — в текущем году потратит 22,7 миллиарда долларов. До недавних пор Европой и Евразией в USAID руководил Дуглас Менарчик (Douglas Menarchik).
Читаем биографию:
26 лет службы в ВВС США, в Министерстве обороны отвечал за разработку
плана по борьбе с терроризмом, в Белом доме был военным советником
вице-президента, ранее преподавал в школе спецопераций борьбу
с терроризмом, действия против повстанцев и управление кризисами. В
сентябре 2008 года Менарчик посещал в Симферополе родильный дом №2.
Искал повстанцев в роддоме? Разбирается в акушерстве? Или посещение
роддома служило прикрытием для какой-то другой работы в Симферополе?
На слушаниях в Конгрессе США при одобрении на должность в 2007 году Менарчик заявлял:
"USAID расширяет сотрудничество с Министерством обороны
в военно-гражданском планировании, подготовке кадров и операциях
для обеспечения оптимального использования инструментов развития
в рамках задач национальной безопасности". И продолжал: "Я остро
заинтересован в том, чтобы углубить вовлечение USAID в дела Министерства
обороны. Мы должны координировать наше планирование с целью улучшить
безопасность, управление стабилизацией, переходным периодом
и реконструкцией".
А глава офиса USAID в Москве Чарль Норт был выпускником Национального военного университета.
Именно такие компетенции, считают в Вашингтоне, требуются
для оказания социальной помощи развивающимся государствам. Офис USAID
в Москве был закрыт, но не бюджет.
На слушаниях в ОП доходило и до сюрреализма. Глава Совета по правам
человека при Президенте РФ Михаил Федотов внес предложение, достойное
Михаила Ходорковского: исключить из определения политической три типа
деятельности: 1) социально-ориентированную деятельность, 2) деятельность
по осуществлению общественного контроля, 3) участие в консультативной
деятельности органов государственной власти и органов самоуправления.
Общественный контроль над органами
государственной власти Российской Федерации за иностранные деньги?
Консультирование федеральной власти и самоуправления на местах
из западных столиц? В таком случае, давайте просто введем внешнее
управление, как Киев, и не будем больше лицемерить.
Социальная поддержка в условиях осложнения экономической ситуации
и обеднения населения будет обретать все большее значение. Параллельно,
невозможность работы напрямую в политическом поле переводит зарубежное
финансирование в социальную сферу, а также образование и другие
общественные направления. Если во втором и третьем чтении законодатели
не включат социальную и общественную тематику в определение политической
деятельности, зарубежные центры получат широкие возможности
для дестабилизации российского общества.
Мнения представителей благотворительных организаций
по готовящемуся законопроекту читайте на сайте РИА Новости завтра, 29
апреля.