Снятие
с Белоруссии санкций, как показали последние месяцы, нисколько не
заинтересовало ни Александра Лукашенко, ни его окружение. Глава
республики так и не удосужился посетить ни одну западноевропейскую
страну, как бы нарочно давая понять, что готов играть с Евросоюзом
только на своей территории.
Другое
дело — Восток, с которым Лукашенко уже давно связывают "теплые"
отношения и который по-прежнему видится ему одним из главных
внешнеполитических векторов развития государства.
Последний
восточный вояж белорусского президента оказался настолько же
противоречивым, насколько и безрезультатным. С одной стороны, президент
успел встретиться с некоторыми лидерами мусульманского мира и
наговорить много всего разного, а с другой — никаких конкретных итогов
поездка так и не принесла. По крайней мере на сегодняшний день.
Потому-то многие аналитики и задаются вопросом: а в чем, собственно,
заключался смысл нынешней поездки Лукашенко в Стамбул?
Ответов на
данный вопрос может быть несколько, так как в речах и поступках
белорусского президента было различное и, порой, крайне противоречивое
содержание. Начать стоит хотя бы со встречи Александра Лукашенко и
президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В свете последних событий,
связанных с обострением отношений между Турцией и главным, как говорят в
Минске, военно-политическим союзником Белоруссии Россией, этот визит
может показаться довольно странным. Особенно если учитывать, что итоги
встречи, кроме некоторых официальных заявлений общего формата, до сих
пор так и не представлены широкой общественности. Правда, из доступной
информации все же можно сделать несколько выводов.
Во-первых,
белорусский президент не мог не использовать момент ухудшения
российско-турецких отношений, чтобы сыграть на них в белорусских
интересах. Слова о перспективах увеличения турецких инвестиций в
Белоруссию, а также активизации взаимодействия в сфере туризма, в том
числе при помощи увеличения интенсивности авиасообщения, уже говорят о
многом. В данном случае белорусы рассчитывают на то, что в условиях
российско-турецких трений в Анкаре решатся в пику Москве усилить в
Белоруссии свое, в том числе и экономическое, присутствие. И такие
ожидания белорусского руководства, учитывая личность Эрдогана, имеют под
собой определенное основание. Во-вторых, неуемное желание белорусского
лидера демонстрировать всем свою внешнеполитическую независимость от
России, попутно предлагая себя в так понравившейся ему роли миротворца.
Вполне вероятно, что глава Белоруссии уже предложил Минск в качестве
переговорной площадки между Анкарой и Москвой. Тем более что намеки на
нечто подобное уже делались белорусскими чиновниками и раньше. Например,
совсем недавно глава МИД Белоруссии Владимир Макей предложил
белорусскую столицу в качестве переговорной площадки по Нагорному
Карабаху. В данном случае это могла бы быть не столько площадка для
Еревана и Баку, сколько для России и Турции, которые со своих сторон
поддерживают армян и азербайджанцев. И если это действительно
произойдет, то международный статус белорусского президента снова пойдет
в гору, что вполне можно будет предложить простым белорусам в качестве
замены улучшения уровня жизни. В-третьих, Белоруссия не оставляет
надежд на то, что на нынешнем российско-турецком конфликте можно
прилично заработать, в том числе и при помощи контрабанды. Схемы
реэкспорта продукции, запрещенной в России, через территорию Белоруссии
уже давно отработаны на польских яблоках и норвежском лососе, а
значит, есть определенный смысл говорить об этом с турками. Скорее
всего, в новом сезоне на российский рынок хлынут не только белорусские
креветки, но и помидоры, виноград, персики и прочие фрукты, которыми
страна никогда прежде не могла похвастаться.
Подобные устремления
белорусов вполне понятны — на фоне экономического кризиса и нежелания
реформировать структуру государственного управления, в Минске вновь
решили идти по экстенсивному пути развития, в надежде по крохам
насобирать необходимые для выживания средства по всему миру. И в данном
случае совсем неудивительно то, что белорусский президент после встречи
с Эрдоганом презентовал себя в Стамбуле в качестве "надежного
партнера" и друга всех мусульман.
На полях XIII саммита
Организации исламского сотрудничества (ОИС) прибывший туда белорусский
президент постарался не выглядеть белой вороной и говорил много
правильных и красивых слов. Порой даже создавалось впечатление, что
глава республики и сам не прочь сделать свою страну исламским
государством, для чего уже построил в Минске Соборную мечеть. И это при
том, что сегодня в Белоруссии официально проживает всего лишь
несколько десятков тысяч мусульман и вопрос о необходимости центральной
мечети в данном случае выглядит, мягко говоря, неуместно. Правда, это
нисколько не смутило Александра Лукашенко, который попытался
понравиться всем без исключения представителям мусульманского мира,
прибывшим в Стамбул. При этом суть его визита на данный саммит также
осталась до конца не выясненной.
Дело в том, что сегодня говорить
о необходимости дополнительного налаживания политических отношений со
странами Востока не имеет никакого смысла — Белоруссия давно и вполне
уверенно сотрудничает с ними. Всем известны хорошие отношения Минска с
государствами Персидского залива — Саудовской Аравией, Объединенными
Арабскими Эмиратами, Катаром, а также Турцией, Пакистаном и Индонезией.
Однако все эти связи и радушные приемы по-прежнему не принесли
республике каких-либо ощутимых результатов ни в области международного
положения, ни в области экономики. Более того, сегодня на фоне падения
цен на энергоносители у многих из мусульманских стран появились куда
более важные проблемы, чем сотрудничество с белорусами, а значит, и
рассчитывать на расширение связей Минску пока не приходится. Именно
такая ситуация и заставила белорусского президента договориться о своем
присутствии на ОИС, а затем и о возможности получить статус
наблюдателя при данной организации, чтобы напомнить всем о своем
существовании. Попутно глава республики попытался решить и иные
вопросы, которые, по его мнению, вполне могут дать определенные
результаты в самом ближайшем будущем.
В данном случае можно
говорить о непреодолимом желании белорусского руководства заработать на
ситуации на Ближнем Востоке. Причем речь может идти как о поставках
вооружения, так и участии в восстановительных работах в Ираке,
Афганистане или Сирии, куда мировое сообщество планирует вложить десятки
миллиардов долларов США. Об этом, к слову, Александр Лукашенко заявил
напрямую во время встречи с премьер-министром Афганистана Абдуллой
Абдуллой: "…Я делал для себя вывод, что в Афганистане нам всегда
найдется много мирной работы". Не попытаться откусить свой кусок от
столь лакомого пирога белорусы, конечно же, не могли, тем более что
сегодня поставлять тракторы, грузовики и прочую белорусскую продукцию
особо-то и некуда.
Немаловажным следует считать и то, что
белорусский президент стал позиционировать свою республику как ключевой
инструмент выхода мусульманских стран на рынок Евразийского
экономического союза. Не случайно Александр Лукашенко несколько раз
упоминал о том, что сегодня необходимо всем объединяться не только по
линии Восток — Запад, но и Юг — Север, предлагая Белоруссию в качестве
одного из элементов такого объединения. В данном случае нельзя сказать,
что белорусский президент неправ, так как нормальные
торгово-экономические и политические связи с различными регионами мира
еще никому не мешали. Однако известная мало-мальски образованному
человеку абсолютная бесперспективность любых задумок интегрировать
цивилизации Востока и Запада из уст главы Белоруссии выглядит как
обыкновенная демагогия. Да, при помощи таких слов можно поднять свой
престиж, предложить свои услуги как переговорщика по определенной
тематике или, в конце концов, просто заявить о себе как политике,
мыслящего глобальными категориями. Но при этом никаких практических
результатов они принести не могут.
Исходя из вышесказанного,
необходимо отметить, что поездка Александра Лукашенко в Стамбул была
связана, по большому счету, с реализацией его личных амбиций.
Практическая же значимость, по всей видимости, будет сведена к нулю, в
том числе и в области переговоров с главой Турции. Вряд ли Россия
допустит, чтобы на белорусской территории начало расти влияние Анкары,
пускай и в области экономики. В том же, что остальные страны
мусульманского мира и дальше будут улыбаться при встрече белорусских
делегаций, но уже забыли о том, что совсем недавно говорил глава
Белоруссии, можно абсолютно не сомневаться. Другое дело, что в последнее
время многие поступки белорусского руководства все больше стали
напомнить штрейкбрехерство по отношению к России. И вопрос о том, как
долго на это будут смотреть в Кремле, по-прежнему, остается открытым.
|