Резкое
обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха носит очень серьёзный
характер. И противоборствующим сторонам, и дипломатам стран-членов
Минской группы ОБСЕ потребуется в полной мере учитывать, что в
конфликтах такого рода могут происходить необратимые вещи – помимо воли
непосредственных участников конфликта.
В
частности, заявление первого заместителя министра обороны Армении
Давида Тонояна о том, что армянская сторона готова к любому развитию
событий «вплоть до непосредственного военного содействия безопасности»
Нагорному Карабаху, подтверждает, что положение в зоне конфликта уже не
вернется к тому состоянию, которое было еще несколько дней назад.
Аналогичным образом заявления в поддержку наступления азербайджанской
армии, прозвучавшие из Анкары, Исламабада и некоторых других столиц,
вряд ли будут отыграны назад в случае дальнейшей эскалации конфликта.
А
следовательно, возникает главный вопрос – о скрытых пружинах, возможно,
бесповоротного «размораживания» нагорно-карабахского конфликта.
Периодические
обострения ситуации вдоль линии разграничения в Нагорном Карабахе
происходили на протяжении всех последних лет, но ни разу они не
приобретали масштаб крупных боестолкновений с применением авиации и
тяжёлой техники. Кроме того, решения о начале военных действий не
принимаются в отсутствии первых лиц государства. Известно, что в ночь на
2 апреля и Ильхам Алиев, и Серж Саргсян находились в Вашингтоне.
На этот раз значимость внешних факторов в карабахском конфликте гораздо выше, чем может представиться на первый взгляд.
Сразу
следует указать на те страны, которым обострение обстановки на Кавказе
безусловно невыгодно. Это в первую очередь Россия, уже взявшая на себя
ведущую дипломатическую роль в урегулировании конфликта и традиционно
стремящаяся развивать взаимовыгодные отношения и с Арменией, и с
Азербайджаном.
Точно
так же эскалация армяно-азербайджанского конфликта ставит проблемы
перед всеми государствами-членами Организации Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ). Бесспорно, что Армения, в отличие от Азербайджана,
находится под защитой ОДКБ как член Организации. Однако соответствующая
норма коллективной безопасности распространяется лишь на возможную
агрессию против Республики Армения. В частности, статья 4 Договора предусматривает,
что «в случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего
безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету)
на любое из государств–участников все остальные государства–участники по
просьбе этого государства–участника незамедлительно предоставят ему
необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку
находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права
на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Конфликт
в Нагорном Карабахе под действие данной статьи не подпадает, а ее
расширительная трактовка может привести к расхождениям во взглядах на
происходящее в рядах ОДКБ между Россией и Арменией, с одной стороны,
Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - с другой.
Аналогичным
образом новое кровопролитие в Нагорном Карабахе объективно не отвечает
интересам ни Армении, ни Азербайджана. Однако в случае с Азербайджаном
у внешних сил открывается определенное «окно возможностей» для того,
чтобы спровоцировать Баку. Ведь тот факт, что крупномасштабные военные
действия в Нагорном Карабахе начала именно азербайджанская армия,
власти Азербайджана не оспаривают. Баку и Ереван кардинально расходятся
лишь в мотивировках и оценке подобных действий.
Так
кому же выгодно втянуть Азербайджан и Армению в войну? Такая постановка
вопроса выявляет, по крайней мере, три заинтересованных центра силы.
Первый центр – это Турция.
Потерпев военно-политическое поражение в Сирии и столкнувшись с
активизацией курдского фактора, Эрдоган мог пойти на то, чтобы зажечь
новый очаг войны на Кавказе, втянуть в противостояние Россию и при
возможности противопоставить ей НАТО. С этой точки зрения определенные
обещания и гарантии могли быть даны Ильхаму Алиеву на встрече
азербайджанского и турецкого президентов в Анкаре 15 марта. Как указывает ссылающееся на собственные источники итальянское издание Il Giornale,
«обстановка нарастающего напряжения, которую в январе директор
национальной разведки США Джеймс Клеппер назвал предвестием открытого
вооруженного конфликта, похоже, сохраняется, в том числе и в свете
совместных военных учений, которые провели с 7 по 25 марта воздушные
силы Азербайджана и Турции. Правительственные источники в Баку говорили
об инициативах, предусмотренных совместной турецко-азербайджанской
оборонной программой TurAz Qartali, стартовавшей в сентябре прошлого
года»…
Второй центр – США,
а конкретно те круги в Вашингтоне, которые заинтересованы в подержании
напряжённости в отношениях с Москвой. Самостоятельной целью здесь
является ослабление военной организации ОДКБ и других интеграционных
механизмов на постсоветском пространстве. Разжечь пламя войны в Нагорном
Карабахе – лучшее, что можно для этого придумать.
Наконец, третий центр
связан с интересами Совета сотрудничества арабских государств
Персидского залива, а точнее – Катара. Катар, тесно связанный с
Турцией, борется за приоритет в этой организации с Саудовской Аравией.
Кроме того, ССАГПЗ находится в жестком противостоянии с Ираном. Ирану, в
составе населения которого 15-16% азербайджанцев и который с начала
1990-х годов поддерживает тесные взаимовыгодные отношения с Арменией,
война в Нагорном Карабахе так же невыгодна, как и России. А «особые
отношения» Катара и Турции, проявляющиеся в том числе в негласной
поддержке «братьев-мусульман», позволяют предположить наличие
политической координации двух этих стран и в карабахском вопросе.