Наши
эксперты любят спорить о том, один ли народ расположен по разные
стороны российско-украинской границы или это всё же разные народы. Я
думаю, что правы обе стороны. Дело в том, что Украина была разделена
надвое не только политически, но и этнически. Часть народа остались
русскими, часть превратились в украинцев. Поэтому в России и на Украине
проживает и один народ, и, в то же время, два разных.
Многие
отмечают, что миллионы бывших граждан Украины, в том числе и из
регионов с украинской идентичностью, переехав в Россию, практически без
остатка растворились в массе русских и стали неотличимы от них. А вот в
Крыму, чья русскость никем не ставилась под сомнение даже когда он
входил в состав Украины, два миллиона русских несколько отличаются от
русских в материковой России. Эти различия постепенно исчезают, но за
два года полностью не преодолены. Лежат эти отличия в плоскости
восприятия власти и выстраивания отношений по линии общество – власть.
Если сформулировать это отличие одной фразой – в Крыму до сих пор люди
меньше склонны бороться за свои права (в том числе коллективные) в судах
и с использованием других законных практик, чем в материковой России.
Мы
не ставим перед собой задачу рассмотреть причины данного отличия в
данной статье (тем более, что они в общем-то очевидны). Просто отметим,
что даже в тех регионах Украины, где несомненно проживал тот же народ,
что и в России, сформировалось другое общество – отличное от российского
по многим показателям.
Растворяясь в российской среде, миллионы граждан
(и бывших граждан) Украины, перебравшихся в Россию, попадая в новую для
себя общественную среду, легко адаптируются к нормам и правилам
российского общества и в большинстве своём признают их более адекватными
потребностям личности и коллектива, чем нормы и правила украинского
общества. Там же, где в Россию эмигрировал целый регион, с территорией и
компактно проживающим народом, российские правила приживаются сложнее,
поскольку сталкиваются с уже устоявшейся здесь украинской общественной
традицией.
Особенно
ярко разница между российским и украинским обществом (включая русских
граждан Украины, в том числе русофилов и противников киевского режима)
проявилась в ходе пришедшей с Украины на прошлой неделе информации о
якобы существующей договорённости Киева и Москвы заменить руководителей
ДНР и ЛНР на «компромиссные фигуры» в лице Ахметова и Бойко.
Вчера
с удивлением узнал, что на Украине в прессе и на кухнях уже скоро две
недели, как кипят жаркие дискуссии, «слил» ли Путин Донбасс,
согласившись на такой «компромисс», или это очередной «хитрый план».
Люди нервничают, не спят ночами, пытаются через знакомых в Москве и
Магадане, Петербурге и Петропавловске выяснить, неужели действительно
республики отдадут лояльным Киеву олигархам.
Киевская
политическая и медиатусовка рисует простую схему. План замены
Захарченко и Плотницкого на Ахметова и Бойко предложил Медведчук,
который представляет Украину в контактной группе. Но Медведчук к тому же
кум Путина. А значит, он уже всё на всех уровнях согласовал и теперь
осталось только выяснить, когда конкретно «план Медведчука» будет введён
в действие в качестве плана «Путина-Порошенко».
Честно
говоря, меня не удивляет реакция киевской общественности, как не
удивляет и то, что в Москве никто, кроме очень узких специалистов,
ничего не ведает о «плане Медведчука», не ждёт назначения Ахметова в
Донецк, а Бойко в Луганск. Здесь озабочены нарастающей интенсивностью
обстрелов на линии соприкосновения в Донбассе, спорят о том что
моральнее: обменять Надежду Савченко на томящихся в украинских застенках
российских граждан или сгноить её в колонии, взахлёб обсуждают разные
аспекты вывода части группировки ВКС из Сирии и интересуются многими
другими, никак не связанными с Украиной проблемами внутренней и
международной политики, только не «планом Медведчука».
А
ведь российские СМИ на сенсации падки не меньше, чем любые другие.
Ситуация в Донбассе и на Украине в целом всё ещё является одной из тем,
привлекающих повышенное общественное внимание. Далеко не такие важные и
менее подтверждённые слухи о возможных перестановках в руководстве
ДНР/ЛНР всегда по несколько дней, а иногда и неделями, обсуждались
российскими СМИ.
Откуда же такая разница в реакции?
Дело
в том, что украинское общество привыкло к тому, что руководители
государства (да и простые чиновники) в принципе не понимают
словосочетания «государственные интересы» и «сила закона». Для них это
непереводимая игра слов, не несущая никакой смысловой нагрузки. Поэтому
для украинского журналиста или эксперта фраза: «Медведчук (или
Порошенко) договорился с Путиным заменить Захарченко и Плотницкого на
Ахметова и Бойко», – звучит вполне естественно. Украинские эксперты
сразу же бросаются выяснять, кто из высоких договаривающихся сторон
какие личные дивиденды получит от этой сделки.
В
России даже не эксперт и не политик, а обычный журналист сразу спросит:
«А в чём здесь наш государственный интерес?» И упоминание того, что
Медведчук – кум Путина, никого не убедит. Мало ли у кого Путин детей
крестил? На всех волостей не напасёшься.
Более
того, если на Украине экспертное сообщество уверено в том, что при
принятии согласованного политического решения его законность никого не
волнует (были бы силы реализовать), то у представителя российской
экспертной среды немедленно возникнет вопрос «как?»: Как реализовать эту
схему?
Захарченко
и Плотницкий не просто являются главами хоть и непризнанных, но
независимых государств – они ещё и избраны народом. То есть, их не может
снять ни Порошенко, ни Путин. Допустим, их убедят уйти в отставку. Но
кто может назначить Ахметова или Бойко? Таким правом не обладают ни
Порошенко, ни Путин, ни они оба вместе, ни вся нормандская четвёрка, ни
даже Совет Безопасности ООН. Новые руководители могут быть избраны
только народом ДНР и ЛНР. Причём ни у кого из представителей киевской
политической тусовки (включая вышеупомянутых Бойко и Ахметова) нет
никакого шанса избраться.
Если
в 2014 году в Ахметове повстанцы ещё видели потенциального
регионального лидера-заступника, то сейчас для большинства населения ДНР
он предатель, сбежавший в Киев и пошедший на сотрудничество с властью,
уничтожавшей жителей региона, ради сохранения своих активов (которые,
впрочем, всё равно подешевели в несколько раз). Выбирая между
согражданами и деньгами, Ахметов выбрал деньги, и сограждане ему этот
выбор простить не готовы. Бойко же для Луганска вообще никто и звать его
никак – один из лидеров коллаборационистского «Оппозиционного блока»,
призванного придать человеческое лицо нацистскому оскалу киевской
власти.
И
надо заметить, что самое неприятное для потенциальных кандидатов в
«компромиссные лидеры» Донбасса, что за Захарченко и Плотницким стоит не
просто народ, а вооружённый народ. И даже если нынешние лидеры вдруг
почему-то решат уйти в отставку, этот вооружённый народ выберет на их
место новых лидеров из своей среды, не советуясь с Киевом.
Попытки
разоружить этот народ при помощи регулярной армии Украины и
добровольческих нацистских батальонов, сейчас практически полностью
интегрированных в системы МВД и Министерства обороны Украины,
закончились для Киева Зеленопольем, Иловайском, Дебальцево, Донецким
аэропортом, а в конечном итоге минскими соглашениями. Россия его
разоружать точно не будет – война в Донбассе внутреннее дело Украины, а
российских войск там нет. И как же обеспечить хотя бы прибытие
«компромиссных губернаторов» в Донбасс (я уж не говорю о реальном
исполнении полномочий)?
В
существующей конфигурации Порошенко может их назначить на место своих
ставленников в оккупированных Киевом районах Донецкой и Луганской
областей, которые ДНР и ЛНР считают своей территорией. Но эти назначения
никого не волнуют в Донбассе. Признать их полномочия на территории ДНР и
ЛНР – значит разрушить минские соглашения, поскольку они в нескольких
пунктах прописывают процедуру именно подготовки и проведения выборов
местной власти. А минские соглашения – не внутреннее дело Украины и даже
не результат договорённостей Порошенко-Путин.
Это дело рук нормандской
четвёрки. Олланд с Меркель, понимая, что второй раз заставить всех
участников конфликта подписать компромисс такого рода будет невозможно,
зубами держатся за Минск. И они правы. Разрушение Минска означает
возобновление войны немедленно, а нашим европейским друзьям хотелось бы
эту войну максимально отложить (хотя бы на время после приближающихся
выборов в своих странах). Им нужен успех. Хотя бы такой, как есть.
Если
же мы предположим, что случилось чудо и предложенные в качестве
«компромиссных» кандидаты выиграли выборы в Донбассе, то для того, чтобы
это чудо состоялось, Порошенко должен будет вначале полностью выполнить
свою часть минских соглашений, которые как раз и предусматривают
выборы, как один из завершающих этапов формирования новой донбасской
автономии (в Киеве это называют децентрализацией, что суть дела не
меняет).
Выборы в Донбассе на основе новой Конституции и нового закона о
выборах – основные требования Минска. Но ведь Порошенко потому и хочет
назначить «компромиссные фигуры», что он не желает и не может выполнить
минские соглашения. Стоит ему внести соответствующие законопроекты в
Раду, как его самого благодарные нацисты вынесут с Банковой. Хорошо,
если живого.
То есть, механизмы реализации данного плана отсутствуют на всех уровнях и при любом возможном развитии событий.
Для
украинского общества важен вопрос: «кто этого хочет?». Видя, что хотят
люди, облеченные серьёзной властью и с хорошими связями в Москве, на
Украине уверены, что у них всё получится.
Российское общество задаёт вопрос «как они это сделают?». И если видит, что никак, то и не обременяет себя лишними проблемами.
В
Киеве спросят: «Так что же Медведчук, дурак – не понимает, что его
проект нереализуем? Зачем же он его озвучил?» Да нет, Медведчук как раз
очень умён. Все его политические проекты, от «третьего срока Кучмы», до
«референдума против вступления в НАТО» проваливались, но это никак не
влияло на уверенность украинского экспертного сообщества и политиков в
том, что он гениальный стратег, просчитывающий политическую ситуацию на
годы вперёд. То есть свои интересы он блюдёт исправно.
В
чём заключался интерес Медведчука? Ему требовалось после переворота
вернуться в большую украинскую политику. Это не просто его бизнес. Это
сейчас один из немногих доходных бизнесов и единственный не только не
пострадавший от украинской катастрофы, но резко увеличивший свою
доходность.
После
заключения минских соглашений Медведчук, пользуясь репутацией человека,
ногой открывающего дверь даже не в рабочий кабинет, а в приватное
жилище президента России, хоть и не сразу, но сумел пробиться на
должность представителя Украины в контактной группе. Но время идет, а
успехов никаких. Контактная группа стабильно ведёт переговоры о том, как
она и дальше будет вести переговоры. Так о великом стратеге и
конфиденте президента РФ могут и позабыть.
И
тут такая инициатива. Украина только об этом и говорит, все гадают как
тебе это удалось, ты туманно намекаешь на особые обстоятельства, которые
рано пока раскрывать. Если вдруг удастся сделать этот вопрос хотя бы
предметом переговоров, ты уже герой.
Когда же всё провалится (хоть на
нынешней стадии, хоть в контактной группе, если до этого дело дойдёт) –
виноват будет Порошенко, не сумевший довести до конца великолепно
начатое дело.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, специально для «Актуальных комментариев»
Вернуться назад
|