ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Брифинг М.В.Захаровой 17.03.2016 (Текстовая версия)

Брифинг М.В.Захаровой 17.03.2016 (Текстовая версия)


17-03-2016, 21:26. Разместил: sasha1959
Ministry of Foreign Affairs of Russia
 
17.03.1620:29

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 17 марта 2016 года

496-17-03-2016


 

О рабочем визите Федерального министра иностранных дел ФРГ, Действующего председателя ОБСЕ Ф.-В.Штайнмайера

 

23 марта в Москве с рабочим визитом будет находиться Федеральный министр иностранных дел ФРГ, Действующий председатель ОБСЕ Ф.-В.Штайнмайер.

 

Запланированы переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, в ходе которых состоится обсуждение актуальных вопросов российско-германских отношений. Особое внимание в этом контексте планируется уделить вопросам подготовки и проведения «перекрестного» российско-германского Года молодежных обменов под патронатом министров иностранных дел России и Германии.

 

Будет продолжен обмен мнениями по ключевым международным проблемам, включая ход реализации Минских договоренностей по урегулированию украинского кризиса и состояние дел на сирийском треке, вопросам европейской безопасности, борьбы с международным терроризмом, повестки дня ОБСЕ в контексте германского председательства в этой Организации в 2016 году.

 

О предстоящих переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Госсекретарем США Дж.Керри

 

Как вы знаете, появились первые комментарии по поводу предстоящего визита в Россию Госсекретаря США Дж.Керри. Даты визита находятся в проработке, о конкретных согласованных датах мы вас проинформируем дополнительно.

 

Могу подтвердить, что на следующей неделе мы ждем в гости Госсекретаря США Дж.Керри. Данный визит состоится по инициативе американской стороны.

 

Запланированы переговоры с главой Министерства иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, будет обсуждаться тема сирийского урегулирования, ситуация на Ближнем Востоке и Севере Африки, актуальные вопросы двусторонней повестки дня.

 

Об обмене поздравительными посланиями

министров иностранных дел России и Швейцарии

 

18 марта исполняется 70 лет со дня восстановления наших дипломатических отношений со Швейцарской Конфедерацией.

 

В этой связи предусмотрен обмен поздравительными посланиями министров иностранных дел двух стран.

 

В послании Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова подчеркивается, что российско-швейцарские отношения демонстрируют устойчивость к изменениям политической конъюнктуры, характеризуются содержательными контактами в политической, межпарламентской и межведомственной сферах, активным взаимодействием на международной арене, последовательным углублением сотрудничества в самых разных областях.

 

Немного забегая вперед, скажу, что ориентировочно на середину апреля намечен рабочий визит в Москву главы внешнеполитического ведомства (Начальника Федерального департамента (Министра) иностранных дел) Швейцарской Конфедерации Д.Буркхальтера. Дополнительная информация, согласованная со швейцарскими коллегами, будет представлена позднее.

 

Об опосредованных межсирийских переговорах в Женеве

 

14 марта в Женеве под эгидой ООН возобновились опосредованные, непрямые межсирийские переговоры. Содействие продвижению политического процесса в Сирии, достижению урегулирования через взаимное согласие сирийских сторон по вопросам будущего устройства страны остается в числе приоритетов российской внешней политики.

 

Усилия России – касается ли это работы в формате Международной группы поддержки Сирии (МГПС) или проведения соответствующей контртеррористической операции Воздушно-космических сил России в САР в полном соответствии с общепризнанными нормами международного права и законности – подчинены логике создания благоприятных условий для обеспечения всеобъемлющего мирного решения сирийского кризиса и, конечно, окончательного искоренения очага терроризма на сирийской земле.

 

В контактах с международными и региональными партнерами призываем их максимально способствовать успеху женевских переговоров. Как мы уже говорили, другого шанса добиться мира и стабильности в Сирии в обозримой перспективе может и не представиться. Всем должно быть понятно, что силы, которые попытаются поставить под вопрос или своими действиями сорвать возобновляемый по-настоящему начавшийся в Женеве переговорный процесс, сделали ставку на продолжение насилия в Сирии.

 

Хотелось бы отметить, что в Женеве уже работает правительственная делегация САР, с которой 15 марта провел встречу специальный посланник ООН по Сирии С. де Мистура. Прибыли и продолжают прибывать представители нескольких групп сирийской оппозиции, как из эмигрантской среды, так и из самой Сирии. Крайне важно, чтобы представительство оппозиции на переговорах было полным, включая курдские силы, выступающие в первых рядах борьбы против террористов.

 

Неизменно подчеркиваем необходимость четкой реализации принципов межсирийского диалога, которые зафиксированы в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г., а также в документах МГПС и резолюции 2254 СБ ООН, без выделения из широкого спектра сирийской оппозиции какой-то отдельной, обособленной группы, которая позиционировала себя или ее позиционировали как единственного равноценного партнера официального Дамаска по переговорам. Также не стоит игнорировать тот факт, что среди сирийских оппозиционеров имеется большой разброс мнений.

 

С одной стороны, это может создать трудности для переговоров, а с другой – сделать процесс более устойчивым и в конечном итоге обеспечить отражение в принимаемых решениях многоконфессионального и полиэтнического характера сирийского общества, объединяющего всех без исключения сирийцев.

 

О неуместности проведения параллелей между действиями ВС СССР
в Афганистане и ВКС РФ в Сирии

 

Сегодня Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении подробнейшим образом остановился как на итогах операции ВКС в Сирии, так и на тех задачах, которые возлагаются на российских военнослужащих в данной стране. Думаю, что многие из вас видели это выступление в прямом эфире или читали его текст. В этой связи хотела бы еще раз привлечь ваше внимание к тексту этого выступления: там очень подробно говорится о тех задачах, который сейчас поставлены.

 

Хотела бы вернуть долг тем, кто несколько месяцев назад, когда только начиналась операция ВКС России в Сирии, упорно пытался убедить других, а, возможно, в первую очередь, себя в том, что для России это будет «новый Афганистан». Об этом говорили некоторые западные политики, и, к сожалению, многие не только западные, но и региональные, а также российские журналисты. Они приводили очень убедительные, основательные аргументы и доводы, чтобы провести параллели между действиями ВС СССР в Афганистане и ВКС России в Сирии. Очень сильный заряд для этой информационной кампании (нет никаких сомнений в том, что это была именно информационная кампания), конечно, придали западные политики, я бы сказала, первые лица государств или руководители международных организаций.

 

Хотела бы напомнить имена наших «героев». Первым подобное неадекватное сравнение прозвучало в октябре 2015 г. от Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини. Она, в частности, заявила, что «Россия рискует вновь пойти по «афганскому сценарию». Некоторое время спустя Президент США Б.Обама предостерег Россию от опасности «завязнуть в Сирии, как когда-то в Афганской войне». Эту историю очень активно поддержали высокопоставленные представители Турции, в частности, Премьер-министр Турции А.Давутолгу, значительно опоздавший в реакции от своих коллег (как это с ним часто бывает) тоже действовал в унисон, заявляя, что «Россия проиграет в Сирии так же, как СССР проиграл в Афганистане».

 

Я долго думала, почему возникли такие сравнения. Ясно, что хотели сделать нам больнее, потому что тема Афганистана действительно очень болезненная для наших людей. Но сейчас я понимаю, почему именно такие аналогии приходили в голову нашим западным коллегам.

 

Возможно, одна из причин заключается в том, что такие параллели возникают из-за того, что и в Афганистане, и на Ближнем Востоке западные спецслужбы активно поддерживали (в т.ч. финансово) и вообще стояли у истоков финансирования радикальных исламских группировок, в данном случае тех, которые стали, предвестниками ИГИЛ. Может быть, это позволило нашим западным коллегам проводить такие параллели. На сегодняшний момент после заявлений российского руководства речь идет уже не о том, «как бы Россия не увязла в Сирии», а о том, как бы коллективный Запад не увяз на Ближнем Востоке, как когда-то США во Вьетнаме.

 

Теперь, когда российские ВКС, действительно, доказали всему миру истинность наших целей, а самое главное результативность своих действий, Кажется очень важным теперь смотреть на все заявления, которые делают эти же самые политики, отдавая отчет в том, сколько они стоят.

 

А стоят они не много.

 

Повторю, что российские цели в Сирии ясны. Ход военных действий был полностью прозрачен – это обеспечили наши коллеги в Министерстве обороны. Поэтому все прозвучавшие сравнения и аналогии были абсолютно беспочвенными и неадекватными. Хотелось бы попросить с большим пониманием и вдумчивостью относиться к тому, что вы слышите и читаете в материалах наших западных коллег.

 

Первая реакция, которая поступает из мировых столиц (речь идет о серьезных, глубоких людях) после заявления Президента Российской Федерации В.В.Путина, даже не оставляет возможности продолжать проводить какие-либо сравнения между этими двумя операциями. Не буду говорить о заявлениях политиков, отмечу несколько экспертных оценок западных журналистов. В частности, в американском издании «Foreign Policy» я нашла такую цитату: «Решение России начать вывод войск показывает, что Москва ищет выход из этого конфликта, что дает повод для оптимизма и надежду на дипломатическое урегулирование сирийского кризиса». Председатель СБ ООН И.Г.Мартинс сказал, что «война принимает другой вид и дает возможность для переговоров». В американском аналитическом центре «Stratfor», который точно не страдает каким-либо русофильством, отметили, что успех российской операции, привел к «ослаблению ИГИЛ и, как следствие, к уменьшению террористической угрозы».

 

Британский эксперт, главный редактор журнала «Politics First» М.Пападопулос написал несколько дней назад в своем Твиттере, что «действия российских ВКС истощили террористов в Сирии.

 

Спасибо тебе, Россия, что переломила ход борьбы с терроризмом».

 

О высказываниях Министра иностранных дел Чехии Л.Заоралека

 

К сожалению, не все приводимые мной сегодня цитаты можно назвать адекватными. В частности, мы обратили внимание на высказывание Министра иностранных дел Чехии Л.Заоралека, который в интервью одной из чешских газет заявил, что именно русские, ввозят в Европу беженцев всевозможными северными маршрутами. Есть, дескать, доказательства стремления «наших славянских братьев обеспечить европейские страны как можно большим количеством беженцев».

 

На прошлом брифинге приводила цифры, согласно которым международные организации и структуры, занимающиеся беженцами, выкладывали или делились с общественностью своими оценками с точки зрения миграционных потоков. Надеюсь, что в Министерстве иностранных дел Чехии есть возможность использовать хотя бы Интернет, чтобы ознакомиться со статистикой: сколько и откуда беженцев прибывает в Европу.

 

Большая просьба к коллегам: когда вы готовите для своих руководителей выступления и интервью снабжайте их хоть какими-то статистическими оценками, чтобы подобных заявлений не появлялось, потому что их абсурдность очевидна.

 

Причины миграционного кризиса, захлестнувшего Европу (повторим это в 20-й раз), хорошо всем известны. В первую очередь, это – безответственные попытки западных партнеров «демократизировать» по своему мнению и на свое усмотрение ряд стран ближневосточного региона.

 

Все это обернулось хаосом государственности, который затем привел к беспрецедентному всплеску терроризма и насилия, бедам и страданиям простых граждан. Возможно, отсутствие фактов, статистических данных как раз становится поводом для бесконечных обвинений России во всех бедах. Любая статистика не оставит «камня на камне» от всех этих безосновательных информационных вбросов.

 

О высказываниях Министра иностранных дел Польши В.Ващиковского

 

К сожалению, не только наш коллега из Чехии отметился с соответствующими высказываниями.

 

Обратили внимание на заявление главы Министерства иностранных дел Польши В.Ващиковского, который заявил, что «крушение спецборта Ту-154 под Смоленском в 2010 году могло быть результатом заговора». Дальше он развил эту мысль, не буду ее озвучивать – можете посмотреть сами.

 

Хотела лишь сказать, что, конечно, можно проводить любые параллели: можно сравнивать действия ВКС в Сирии с вторжением в Афганистан, можно говорить, что за миграцией из стран региона Ближнего Востока в Европу опять же стоит Россия, можно говорить, что крушение спецборта – результат заговора. Но есть факты, есть результаты аналитических исследований.

 

Было бы желательно, чтобы с этими материалами хоть как-то с ними знакомились, а также мотивировать подобные заявления какими-либо аргументами.

 

Об эскалации насилия на юго-востоке Турции

 

Несмотря на утверждения властей этого государства об успешном завершении «контртеррористической операции» в ряде уездов на юго-востоке страны, уровень насилия там, к сожалению, не спадает. Множество новых районов в курдонаселенных провинциях Бингель, Мардин, Тунджели и Ширнак были объявлены закрытыми «зонами безопасности», что предусматривает введение комендантского часа с сопутствующими ограничениями для местных жителей.

 

Правозащитные организации и СМИ сообщают о гибели мирного населения в результате ударов турецких военно-воздушных сил, массовых нарушениях прав человека в ходе силовых спецопераций. По словам представителей Демократической партии народов Турции, в одном только многострадальном г.Джизре (провинция Ширнак) погибло 150 гражданских лиц в ходе продолжавшихся с декабря 2015 г. боевых действий. В целом же в этой провинции в период столкновений было убито около 500 человек.

 

По некоторым оценкам, число внутренних мигрантов в Турции, вынужденных бежать с юго-востока, может достигать 1 млн. человек.

 

Вновь призываем Анкару обеспечить необходимые условия для прекращения насилия и вернуться на путь мирного урегулирования курдского вопроса. Полагаем, что его решение лежит исключительно в политической плоскости.

 

Об исчезновении на Украине адвоката Ю.Л.Грабовского

 

Из Киева поступают тревожные сообщения о возможном исчезновении украинского адвоката Ю.Л.Грабовского. Как вам известно, он защищал в суде интересы гражданина России А.А.Александрова, преследуемого на Украине по обвинению в якобы совершении военных преступлений.

 

Ситуация выглядит тем более подозрительно, что разворачивается на фоне угроз физической расправы и уголовного преследования другого украинского адвоката – О.Соколовской, представляющей интересы другого российского гражданина Е.В.Ерофеева, который проходит обвиняемым по одному делу с А.А.Александровым.

 

15 марта О.Соколовской пришлось просить коллегию судей одного из районных судов Киева предоставить ей личную охрану.

 

Такое странное «стечение обстоятельств» вокруг адвокатов российских граждан может свидетельствовать о том, что киевские власти всерьез опасаются развала дела в суде и того, что в суде будет доказана невиновность российских граждан и от процесса не останется ни одного действенного аргумента.

 

До сих пор мы были свидетелями тотального преследования на Украине российских журналистов и представителей СМИ. К сожалению, тенденция продолжается не только в отношении СМИ, но и украинских адвокатов. Такое впечатление, что в Киеве за этот вопрос «взялись» серьезно. Речь идет о тех адвокатах, которые не побоялись защищать интересы граждан России в суде.

 

Рассчитываем, что подобная ситуация, которую, наверное, можно охарактеризовать не дипломатичным, но очень емким и в данном случае, безусловно, подходящим термином «правовой беспредел», получит должную оценку со стороны западных спонсоров и друзей нынешней киевской власти, которая так заботится о соблюдении норм демократии и защиты прав человека.    

 

В связи с публикацией сборника материалов встреч представителей журналистских организаций

России и Украины на тему «Две страны – одна профессия», подготовленного офисом

Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ

 

Мы ознакомились с этим документом.

 

Признательны г-же Д.Миятович за ее внимание и, главное, за усилия по установлению большего взаимопонимания и конструктивного диалога между профессиональными союзами журналистов двух стран, а также за желание способствовать повышению профессиональных стандартов и этических норм журналистики, улучшению ситуации с безопасностью журналистов в контексте кризиса на Украине. Поддерживаем единое осуждение со стороны организаций журналистов случаев насилия в отношении работников СМИ и их призывы к расследованию фактов гибели журналистов. Конечно, радует и созвучие их выступлений с неоднократно делавшимися заявлениями, в частности, российской стороной относительно недопустимости препятствования профессиональной работе журналистов.

 

Особенно важным считаем расширение форума и привлечение к семинарам и дискуссиям представителей нового молодого поколения – студентов и недавних выпускников факультетов журналистики обеих стран и приветствуем опыт создания ими совместных репортажей и документальных фильмов на злободневные темы, которые волнуют не только российскую и украинскую общественность, но и международное сообщество.

 

Вместе с тем, нам представляется, что такая последовательная работа специализированного института ОБСЕ могла бы быть более продуктивной, если бы ею были охвачены и представители СМИ из восточной части Украины – ДНР и ЛНР. Проблема в данном случае и вообще всего украинского кризиса заключается в том, что одна часть украинского общества просто не слышит и отказывается слышать другую часть украинского общества. Вот этот внутриукраинский диалог, в частности,  в данном случае, между медиа-профессионалами всех ее регионов имеет критически важное значение для консолидации всего украинского общества.

 

Призываем офис Представителя по вопросам свободы СМИ в полной мере использовать имеющиеся полномочия и координировать свои действия с полевыми присутствиями ОБСЕ на Украине, привлекать журналистов, в частности из ДНР и ЛHP, к участию в своих медийных проектах.

 

Думаю, этого стесняться не надо.

 

О ситуации вокруг российского моряка с судна

«Бурбон Либерти 251»

 

Мы продолжаем пристально следить за ситуацией с гражданином России И.Рудным, который вместе с другими членами экипажа французского судна «Бурбон Либерти 251» был захвачен пиратами в территориальных водах Нигерии в конце февраля.

 

Посольство России в Абудже находится в постоянном контакте с нигерийскими властями и представителями судовладельца. По имеющейся информации, состояние здоровья российского гражданина можно охарактеризовать как удовлетворительное.

 

По мере появления дополнительной информации, будем держать вас в курсе.

 

О ситуации с расследованием смерти в США М.Ю.Лесина

 

Мы продолжаем добиваться от американской стороны исчерпывающей информации об обстоятельствах смерти 5 ноября прошлого года в Вашингтоне бывшего Министра по делам печати, телерадиовещания и СМИ М.Ю.Лесина. На днях через российское Посольство в США было передано письмо Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я.Чайки на имя Министра юстиции США Л.Линч с официальным запросом предоставить материалы расследования на основании двустороннего Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 1999 года.

 

Российское Посольство в Вашингтоне находится в контакте с Госдепартаментом США,  а также со следственными органами и местной полицией. Там утверждают, что следствие еще не закончено.

 

Рассматривается несколько версий о причинах случившегося. Ожидаются результаты всех экспертиз, по итогам которых можно будет делать какие-то выводы.

 

Я специально хотела бы подчеркнуть только что сказанное потому, что от ряда представителей американской дипломатической службы, как в Вашингтоне, так и в Москве, звучала информации о том, что все данные были переданы российской стороне. Это не так, и это подтверждается другими американскими представителями, которые говорят о том, что следствие не закончено. Мы находимся с ними в контакте и запрашиваем эту информацию. Не редко бывает так, что наши американские коллеги не совсем в курсе, что делают другие их американские коллеги. Поэтому хотелось бы, конечно, в данном случае, чтобы информация была бы консолидированной, и оценки не расходились бы.  

 

Что касается противоречивых сообщений (если вы следите за этой темой) вокруг аннулирования визы М.Ю.Лесина спустя месяц после его кончины, то американские власти (мы также проверяли эту информацию) подтвердили, что речь идет о стандартной иммиграционной процедуре обработки документов в отношении иностранных граждан, скончавшихся в период краткосрочного пребывания в США. Поэтому сенсации не получилось.

 

Об угрозах ограничения трансляции в Латвии  телеканала

«РТР-планета»

 

Отдельный раздел будет посвящен свободе слова и защите СМИ.

 

Обратили внимание на высказывания Председателя латвийского регулятора – Национального совета по электронным СМИ А.Дулевской, допустившей возможность принятия решения о запрете  трансляции российского телеканала «РТР-планета» на территории Латвии.

 

Причина заключается в якобы выявленных случаях «серьезных нарушений» в эфире, которые, если сказать «положа руку на сердце», кроме властей этой страны никто больше не отметил.

 

В этой связи хотели бы предостеречь латвийского регулятора от поспешных действий на этом направлении. На фоне постоянных рассуждений, в том числе в странах Европейского союза о приверженности принципам соблюдения гражданских прав, такой шаг не может быть расценен иначе, как очередное пренебрежение своими правозащитными обязательствами, свободой слова, которая озвучивается и декларируется исключительно на словах. Нужно просто понять, отказывается ли Латвия от этих заявлений, концепций и глобального подхода о недопустимости  нетерпимости к иным взглядам и оценкам политических событий. Мы примем это решение, но тогда его нужно обосновать и честно обо всем сказать. Если от такого подхода Латвия не отказывается, тогда нам будет интересно, как международное и профессиональное сообщества рассматривают подобные меры, если на такие шаги официальная Латвия все-таки пойдет.   

 

Хотела бы также напомнить, что ведущие специализированные международные  правозащитные организации неоднократно осуждали тактику подобных запретов, в частности, призывая к плюрализму СМИ и обеспечению доступа населения к различным источникам информации.

 

К сожалению, ущемление прав именно российских массмедиа, а также их  представителей, непосредственно журналистов, стало своего рода визитной карточкой Латвии. Очень часто официоз, видимо, чувствуя неспособность иными средствами сохранить доминирование официальной точки зрения – единственной, разрешенной в этой стране для отстаивания собственных взглядов в медиапространстве, начинает физическое «выдавливание» инакомыслящих из этого государства. 

 

Хотелось бы верить, что латвийская «монополия на правду» получит наконец-то соответствующую оценку профильных международных структур, в первую очередь офиса Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

 

Эту тему, как и любые другие факты, связанные с ущемлением российских СМИ мы не оставим. Это я вам могу гарантировать. Чтобы, действительно, все понимали, что  в данном случае «по-тихому» не получится – каждый случай мы будем выносить не только на эту трибуну, но и на обсуждение в международных организациях. Чем больше будет подобных случаев, тем сильнее будут российские аргументы.  

 

О задержании в Риге журналиста Г.Филлипса

 

Вчера в Риге был задержан журналист Г.Филлипс, который в свое время работал на нескольких российских телеканалах, в частности, на «Раша Тудэй» и «Звезда». Он был арестован в ходе осуществления своих профессиональных обязанностей по освещению общественно значимого мероприятия – шествия легионеров «Ваффен-СС» в Риге. Он имел все необходимые отличительные знаки прессы, документы, которые подтверждают его профессиональную деятельность, без объяснения причин он был задержан правоохранителями. Позднее, в полицейском участке  ему инкриминировали нарушение общественного порядка и игнорирование замечаний полиции. Был составлен протокол об административном нарушении, а затем его выслали из страны, закрыв на три года въезд в Латвию.

 

При всех особенностях ситуации, когда журналист вынужден в достаточно неудобных условиях брать интервью в ходе подобного мероприятия, возникает вопрос об адекватности действий сил правопорядка по отношению к представителю прессы.

 

Когда на территории Российской Федерации работают журналисты, которые не имеют соответствующих документов, например, визы или аккредитации, в нарушение российского законодательства, и когда российские власти предпринимают меры для обеспечения выполнения иностранными корреспондентами норм российского законодательства, это называется покушением на свободу СМИ, нетолерантным отношением. Напомню, что закон, который регламентирует работу зарубежных корреспондентов в России, не менялся на протяжении двадцати лет, о нем всем хорошо известно. Нам приводятся всевозможные аргументы для защиты журналистов. На наш аргумент, что никто не возражает против работы в России просто единственное, что нужно – это оформить визу и соответствующую аккредитацию, после этого работайте сколько хотите. Эти аргументы уже не слышат. В Латвии вводится какой-то особый режим (это даже уже не политика) работы журналистов. Где все сопредельные страны, международные структуры, сильные страны мира сего? Почему этого никто не видит? Почему допускается и, соответственно, поощряется такое отношение Латвии к СМИ?

 

На примере ситуации с Г.Филлипсом складывается такое впечатление, что его специально выделили из группы журналистов и намеренно совершили  все эти действия, преследуя какие-то определенные цели.

 

Еще раз говорю, то, что сейчас творится в Латвии, особого удивления не вызывает – это звенья одной цепи. Надеемся, что и этот случай найдет свое отражение в соответствующих заявлениях офиса Представителя ОБСЕ по свободе СМИ.

 

О рассматриваемом в США законопроекте по борьбе с российской «дезинформацией»

 

Обратили внимание на внесенный недавно в Сенат США законопроект о борьбе с «дезинформацией» в России. Как мы изучили и поняли, предполагается что его целью будет борьба с пропагандой и дезинформацией, которая исходит  из России, Китая и других стран на фоне якобы существующей  озабоченности как в самих США, так и «во многих европейских столицах» относительно «превратного толкования Москвой своих действий на Украине, а также на периферии ЕС и НАТО».

 

Превратное толкование, этот как? Получается, что где-то есть правильное толкование, «утвержденное» понимание ситуации на Украине, которое можно считать каноническим, некая оценка ситуации на Украине «по Гринвичу». А есть где-то превратное, не каноническое, не соответствующее или не в нужной мере соответствующее каноническому пониманию ситуации. Где этот шаблон? Кто стоял у истоков формирования «правильного мнения» и «правильных оценок» ситуации на Украине?

 

Хотелось бы опять же обратиться к американским органам (в сенат или тем к людям, которые это внесли, в Госдеп): опубликуйте «правильное» понимание ситуации на Украине. Тогда мы будем понимать, что вы публикуете правильное понимание толкование ситуации на Украине, исходя из которого журналисты должны исходить при написании и подготовке своих материалов.

 

Все это происходят на очень специфическом фоне формирования адресных санкционных списков в отношении российских журналистов, российских информационных кампаний, отказ во въезде, депортация из таких стран российских журналистов.

 

Мы уже неоднократно касались этой темы.

 

Хотелось бы еще раз сказать, что это все – части большой информационной кампании. Это не единственный и далеко не единичный и, тем более, не первый случай формирования общественного мнения и, как мы теперь видим, правовых рамок для российских СМИ за рубежом.

 

Вы помните, как Североатлантический альянс с теми же самыми формулировками сформировал «Центр стратегической коммуникации».

 

Формулировки были очень похожие. Я понимаю, что это звучит, наверное, неправдоподобно, но хотелось бы напомнить, что вышеупомянутый центр находится в Латвии. Круг сужается. Чем характерна политика этой страны в отношении СМИ я только что рассказала.

 

Хотела бы еще сказать, что тем более странно видеть подобные инициативы по подготовке каких-либо законопроектов, ограничивающих действия СМИ в США, которые считают священной (это действительно так) первую поправку к Конституции США, два пункта которой гласят, что она, Конституция, гарантирует, что Конгресс США не будет посягать на свободу слова и  посягать на свободу прессы».

 

Хотела бы напомнить американским законодателям, что не бывает свободы прессы, которая делилась бы по каким-либо категориям – это единое понятие, которое должно распространяться вне зависимости от географических границ, политических пристрастий, от той или иной ситуации  в том или ином регионе. Я цитирую то, что является незыблемым именно для вас.

 

Хотела бы также сказать, что тем более противоречащим это выглядит на фоне того, что именно США выступали против одного из документов, который много лет  Россия вносит в ГА ООН. Слава Богу, там он еще принимается – у США ни разу еще не получалось заблокировать этот документ.  Речь идет о резолюции ГА ООН, осуждающей героизацию нацизма – казалось бы непреложная истина ХХ века. Хотела бы напомнить, что именно США выступили против документа из-за того, что в нем, по их мнению, нет различий «между оскорблением словом и оскорблением действиями», а также потому, что данная резолюция по мнению американских экспертов «ущемляет принцип свободы слова, а бороться с расизмом запретительными методами невозможно». Речь идет о том, что в XX веке международное сообщество однозначно квалифицировало нацизм, фашизм и т.д., как недопустимые явления. В то же время США говорят, что не могут поддержать этот документ, так как он нарушает свободу слова. При этом принимаются решения, в частности, вносятся законодательные инициативы не просто ограничивающие свободу слова, а «ставящие крест», по большому счету, на деятельности целого пласта российских журналистов и СМИ. Это все выглядит дико.

 

О выдвинутых Федеральным судом Южного округа Нью-Йорка обвинениях Ирана в терактах 9/11

 

Не могу не сказать об удивительном американском правосудии, в частности, о выдвинутых Федеральным судом Южного округа Нью-Йорка обвинений Ирана в терактах 11 сентября.

 

Наверное, вы обратили внимание на это постановление Федерального суда, которое обязывает Правительство Ирана выплатить астрономическую сумму (10,5 млрд. долл. США) семьям погибших при теракте 9/11, а также страховым компаниям.

 

Не очень понятно, в чем виноват Иран. Он виноват, так как не смог доказать свою непричастность в помощи террористам? У меня вызывает законное удивление, что тогда 15 лет американцы делали в Афганистане, если во всем виноват Иран? Хочешь – не хочешь, а задумаешься. Они находились в Афганистане по решению СБ ООН: после совершения терактов, осуждения американцами на весь мир «Аль-Каиды», США был выдан мандат на проведение соответствующей операции в Афганистане. Россия в свою очередь на протяжении многих лет просила и предлагала США прийти в СБ ООН и отчитаться о том, что они делают по решению, выданному Совбезом, в ИРА. Но этого не происходило.

 

А теперь, когда, как оказывается, во всем виноват Иран, возникает невольный вопрос: может быть они действительно не приходили отчитываться в СБ ООН о том, что они делают в Афганистане, потому что понимали, что, наверное, им и не надо было туда ходить. Полный абсурд. Конечно, можно предположить, что перепутали Иран с Афганистаном. Но возникает большой вопрос: то ли суд не знал о решении СБ ООН, то ли не туда пошли 15 лет назад.

 

Из ответов на вопросы:

 

Вопрос: В связи с визитом Государственного секретаря США Дж.Керри в Москву хотелось бы узнать, могут ли частые телефонные переговоры и личные встречи Государственного секретаря США с руководителем российского внешнеполитического ведомства С.В.Лавровым привести к повороту в российско-американских отношениях? Могут ли стороны преодолеть кризис в отношениях?

 

Ответ: Я бы не стала так упрощенно смотреть на российско-американский диалог. Для России количество контактов, в том числе с главой внешнеполитического ведомства США г-ном Дж.Керри, не влияет на российско-американский диалог. Мы открыты к полному и полноформатному взаимодействию. Не стоит думать, что мы ждем определенного количества встреч или числа телефонных переговоров, после которых что-то должно произойти, и российская позиция поменяется. Позиция России абсолютно определенна: мы готовы к взаимодействию с США по всем направлениям двусторонней и международной повестки дня в том объеме, в котором это интересно обеим странам, и в том объеме, от которого зависит решение многих глобальных вопросов.

 

Мы единолично не сворачивали взаимодействие с США, мы не закрывали какие-либо существующие или ранее существовавшие форматы диалога. Мы с ними как работали, так и работали. Конечно, у американцев есть изменения в позиции, это очевидно, я имею в виду поддержание российско-американского диалога. Но тогда это вопрос к ним, а не к нам. Ни в международных организациях, ни в двустороннем или иных возможных форматах, на других «площадках» никаких предварительных или каких-либо других условий мы американцам не ставили и не ставим. Мы полагаем, что это неправильно, что этот подход не соответствует глобальным интересам. Российская сторона диалог продолжает, готовы его расширять и углублять.

 

Этот вопрос нужно переадресовать американской стороне.

 

Конечно, чем больше встреч, звонков и других контактов происходит, тем больше вероятность, что будут найдены компромиссы и развязки. Для этого дипломатия и существует. Повторю, нам не требуется какой-то определенной цифры количества встреч и телефонных разговоров для полноформатного диалога с США. Мы развиваем отношения и готовы обсуждать темы актуальной повестки дня.

 

Вопрос: Говоря о процессе межсирийского урегулирования Министр иностранных дел С.В.Лавров на днях в очередной раз отметил, что в нем непременно должны принять участие сирийские курды. Этого не происходит. Вчера Высший курдский совет объявил о создании автономии на севере Сирии. Известно, что Турция выступила резко против решения курдов о провозглашении автономии. Какой позиции по этому вопросу придерживается МИД России?

 

Ответ: Сегодня подробно на эту тему высказался специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л. Богданов. Мы исходим из того, что нынешнее и будущее внутреннее устройство Сирии – это внутрисирийский вопрос, который, безусловно, должен решаться в ходе работы над конституцией Сирии, между представителями официального Дамаска в контактах с представителями оппозиции за столом переговоров. Конечно, если потребуются экспертные оценки или содействие международного сообщества для оказания консультативной помощи в этом вопросе, то мы готовы и открыты к этому. Но в первую очередь этот вопрос должен решаться самими сирийцами именно тем способом, о котором я сказала.

 

В любом случае мы исходили и исходим из того, что будущее Сирии – это единое государство, место в котором должно быть для всех, причем равноправное место для представителей различных религий, конфессий и национальностей. Мы видим будущее Сирии в качестве светского и демократического государства. Но конкретные его очертания – это задача самих сирийцев.

 

Вы также абсолютно правы в том, что необходимо привлечение курдов к диалогу, к переговорам, стартовавшим сейчас в Женеве, к будущим переговорам и другим возможным форматам взаимодействия и диалога между Дамаском и оппозицией. Стоит учитывать, что это значительная часть населения, которая имеет свой голос, которая борется за свое будущее против терроризма, ИГИЛ, с оружием в руках. Мы полагаем, что привлечение курдов к переговорам не только необходимо, но обязательно. Мы регулярно доводим эту позицию до наших партнеров и коллег.

 

Вопрос: Когда Россия начала военную операцию в Сирии, некоторые западные круги выражали недовольство. Сегодня Россия выводит свои войска из Сирии. Мы опять слышим недовольство.  Определенные «эксперты» ищут причины тех или иных шагов России, сравнивают операцию в Сирии с афганской кампанией СССР. Не создается ли впечатление, что мало людей интересуются борьбой с терроризмом в регионе?

 

Ответ: У нас тоже создается такое впечатление, причем на протяжении многих лет. Это одна из причин того, что Российская Федерация начала несколько месяцев назад действовать именно так,– мы видели, что трагедия Сирии превращается в глобальную мировую интригу, а Сирия – стала заложником этой интриги. Крупные игроки проводят свои интересы, а Сирия с каждым днем ослабевает. На этом фоне разрастается глобальная проблема международного терроризма. Мы говорили об этом на крупнейших форумах.

 

Вспомните выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на Мюнхенской Конференции по безопасности год назад. В этом году об этом говорили уже все. А год назад он говорил на эти темы практически один, призывая международное сообщество разбираться не с мнимыми угрозами, не искать угрозы там, где их нет, а начать анализировать складывающуюся в регионе Ближнего Востока и Северной Африки ситуацию, которая будет грозить, в том числе европейцам. Наш анализ показывал, что за политической интригой все забыли о росте экстремизма и терроризма и перестали его контролировать. Мы понимали, что все это может привести к страшному финалу, поэтому было принято решение о начале действий ВКС России в Сирии.

 

Вопрос: Чем, по Вашему мнению, объясняются те легкие и быстрые уступки Турции, на которые идут европейские лидеры каждый раз, когда она увеличивает свои аппетиты, чтобы якобы помочь в урегулировании проблемы с беженцами? Турция пытается вступить в ЕС с 1963 г., но никак не получается. Вчера Президент Кипра Н.Анастасиадис заявил, что сегодня в Брюсселе он будет выступать против вступления Турции в Европейский союз, то же самое, если не ошибаюсь, сделал сегодня Премьер-министр Испании М.Рахой. Чем объясняется такое подчинение Европы Турции, а не наоборот?

 

Ответ: Не хочу комментировать ход взаимодействия и диалога между ЕС и Турцией, потому что для этого есть официальные представители обеих сторон. Могу поделиться только неофициальными оценками. Возможно, причина кроется, в том числе в отсутствии у Европейского союза четкой собственной линии, которая обеспечивала бы именно европейские интересы. Мы это видим, анализируя ситуацию с Украиной, например, когда никакого собственного голоса и политики у ЕС на протяжении долгого времени не было. Позже предпринятые Евросоюзом действия были направлены не в свою пользу, а привели к колоссальным политическим и экономическим издержкам.

 

Если смотреть на ситуацию не только с Сирией, но и в целом с ближневосточным регионом, то там такая же история – аналогичное «следование на поводу» у чужих идей, которые опять же в конечном итоге привели к собственным издержкам. Возможно, одна из причин состоит в том, что за последние годы ЕС потерял собственную идентичность в международных делах и проводит отнюдь не «свою» политику.

 

Я не знаю таких объединений стран, которые при проведении внешней политики, в первую очередь, вредили бы сами себе. На примере Европейского союза мы это видим, причем это не только наши оценки. Мы общаемся непосредственно с представителями стран, входящих в Союз.

 

Некоторые из них уже публично начинают говорить, что эта политика по ряду направлений ущербна и не то, что не отвечает интересам ЕС, но противоречит им. Многие страны, которые не имеют возможности защитить свою позицию, не заявляют об этом публично, но говорят кулуарно.

 

Очень много тех, кто говорят, что они устали от санкций, санкционного давления, но не могут ничего сделать, поскольку подчинены единой европейской внешней политике, что решения часто принимаются за них, их не спрашивая и таким образом, что о них узнают перед или в ходе голосования, а иногда даже не ставя их в известность. Я даже не не говорю о том, насколько те или иные решения соответствуют мнению большинства. Людей вообще никто не спрашивает, но сейчас уже перестали спрашивать даже политический истеблишмент. Решения принимаются какой-то определенной очень узкой и тонкой надстройкой в европейских странах и брюссельской демократией, а до мнения граждан никому нет дела. Возможно, это одна из причин.

 

Но опять же, это вопрос к Евросоюзу.

 

Вопрос: В последнее время наблюдается сближение позиций в контактах между Министром иностранных дел России С.В.Лавровым и Министром иностранных дел Саудовской Аравии А.Аль-Джубейром по сирийскому кризису. Есть ли определенная «компромиссная почва» в понимании сирийского вопроса? Можете ли Вы подтвердить визит Короля Саудовской Аравии Сальмана Бен Абдель Азиза Аль Сауда в России в следующем месяце, особенно на фоне того, что КСА продолжает настаивать на немедленном уходе Б.Асада?

 

Ответ: Что касается заявлений Саудовской Аравии, других стран и политических сил относительно ухода или «немедленного» ухода (что особенно смешно слышать на протяжении уже нескольких лет – слово «немедленно» здесь вообще не стоит употреблять) Б.Асада или иных лидеров стран, то все эти разговоры находятся вне закона, а не только вне каких-то положений внутреннего законодательства. Есть Устав ООН, где четко прописаны положения относительно невмешательства во внутренние дела. На самом деле, существует огромное количество документов, положений международного права, которые выводят подобные рассуждения за рамки правового поля.

 

Российская позиция относительно ухода или неухода Президента Б.Асада хорошо известна и базируется на только что упомянутом мной международном праве и на понимании реальности происходящего в регионе. Мы видели т.н. «немедленные уходы»  – ликвидации глав государств в Ираке, Ливии, а также попытки, которые в чем-то удались, а в чем-то, слава богу, нет, в других странах региона, и наблюдали последствия этой политики. Так что помимо правовой составляющей есть еще и практическая.

 

Нигде сценарий по смене режимов в регионе не привел ни к какому позитивному результату.

 

Можно сколько угодно говорить о немедленном уходе, но есть право и есть практика. То и другое говорят о том, что подобные сценарии не то, что неуместны, но в данном случае просто безумны.

 

Если Евросоюз так озабочен вопросами миграции, если страны и народы призывают участников МГПС сделать все возможное для того, чтобы остановить исход беженцев и мигрантов с территорий Ближнего Востока и Севера Африки, то они должны понимать, к чему приведет «немедленный уход» Президента Б.Асада. Может быть, стоит попросить каких-то своих политологов и экспертов расписать им возможный сценарий (на брифинге мы говорили о выкладках, которые делали американские спецслужбы для своего руководства по оценке развития ситуации в САР по тому сценарию, который Вы упомянули), чтобы они с цифрами и фактами на руках показали, что произойдет, если состоится «немедленный уход» Б.Асада: сколько человек в какие страны ЕС пойдут, что будет в регионе вообще, к чему сведутся все колоссальные усилия по запуску политического процесса.

 

Что касается визитов глав государств в Россию, то это прерогатива пресс-службы Администрации Президента и Президента России В.В.Путина, которые должны и регулярно комментируют эти вопросы.

 

Вопрос: Мы слышим, что Саудовская Аравия якобы хвалит политику России в отношении Сирии в последнее время.

 

Ответ: Возможно, у них просто закончились плохие слова, а остались только хорошие.

 

Вопрос: Нам недавно удалось побывать на двух российских пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк». Но впечатление у нас сложилось, мягко говоря, странное. Некоторые упрекают в том, что через участки общей границы России и Украины длиной в 350-400 км, который не находится под контролем украинских пограничников, проходят оружие и наемники. У ОБСЕ нет права контроля данной границы, так как мандат наблюдательной миссии касается только двух пунктов, т.е. на протяжении 2-3 км. Мандат заканчивается 30 апреля. Будет ли мандат продлеваться? Будет ли он расширен на все 400 км?

 

Ответ: Наблюдатели ОБСЕ размещены на пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк» российско-украинской границы с конца июля 2014 года. Их мандат был принят Постсоветом ОБСЕ во исполнение Берлинской декларации Министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины от 2 июля 2014 года. В соответствии с этой декларацией, расширение зоны наблюдения, о котором Вы спрашиваете, не предполагается.

 

Хотелось бы напомнить, что приглашение наблюдателей ОБСЕ на нашу территорию является доброй волей российской стороны. Мы приняли их даже не дожидаясь выполнения главного условия Берлинской декларации – установления взаимосогласованного прекращения огня. Несмотря на это, мы пошли на этот шаг.

 

Мандат наблюдателей продлевается каждые три месяца. Помимо представителей ОБСЕ на пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк» присутствуют украинские пограничники. За 20 месяцев работы наблюдатели ОБСЕ не зафиксировали никаких перемещений через границу российских военнослужащих или военной техники. Насколько нам известно, со стороны Украины на границу регулярно выезжают патрули специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которые также ничего подобного не фиксируют.

 

Хотела бы обратить внимание на появляющуюся информацию, в т.ч. в СМИ, о значительном скоплении вооружений, боевой техники и военнослужащих к западу от линии соприкосновения на Донбассе, на территории под контролем вооруженных сил Украины. Речь идет о танках, самоходных артиллерийских установках и системах залпового огня. Одни из них подтягиваются к линии соприкосновения, другие находятся в боевой готовности на оперативном удалении в Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областях. Подобные сведения вызывают нашу обеспокоенность как членов Контактной группы по урегулированию конфликта и участников «нормандского формата». В этой связи мы призываем специальную мониторинговую миссию ОБСЕ на Украине проверить эти сведения, осуществлять плотный мониторинг украинских военных объектов в указанных областях Украины и отражать это в своих докладах.

 

Мы выполняем не только то, что нам предписывают, но и инициативно выступаем с предложениями, которые находятся вне особых предписаний. При этом, за длительный срок не выявлено никаких нарушений. Одновременно, есть очевидные нарушения, которые нужно проверять.

 

Если у Вас как у журналиста есть информация, то передайте ее России, ОБСЕ, в Контактную группу, озвучьте ее, и это станет поводом для проверки.

 

Сложно все время привлекать внимание к якобы имеющимся нарушениям с российской стороны обязательств при отсутствии фактов. Скоро уже два года так называемому мнимому вторжению российской бронетехники на Украину под видом гуманитарных конвоев. Все требовали принять меры, но ничего предпринято не было. Хочется, чтобы оценки данной ситуации базировались на реальных фактах. Наши оценки я вам предоставила. Но если, с Вашей точки зрения, есть материалы, которые подлежат проверке и являются фактами нарушений, то предоставьте их нам. Мы только за.

 

Вопрос: Хотелось бы начать с констатации факта. К сожалению, в Болгарии существует сильная цензура. Все, что связано с Россией, почему-то не пропускается. В связи с угрозами мне даже пришлось открыть собственное информационное агентство. Удивительно, что корреспонденты Германии – побежденной страны во Второй мировой войне, сейчас присутствуют здесь, а Болгария отозвала корреспондента своего национального телевидения.

На прошлом брифинге Вы упомянули, что Вас назвали «регулировщиком» российско-болгарских отношений. Бывали ли вы в городе-герое Сталинграде?

 

Ответ: Я была в Волгограде.

 

Вопрос: В архивной информации я обнаружил, на кого Вы похожи. Это фото 12-летней давности. Вы похожи на скульптуру «Родина-мать зовет!», но никак не похожи на регулировщика.

Вопрос: Какие конкретные действия будет предпринимать МИД России по расследованию материалов телеканала «Раша Тудэй» о зверствах в отношении курдов, о чем вчера рассказали С.В.Лаврову? Телеканал запустил петицию с призывом к Совету по правам человека ООН расследовать ситуацию на западе Турции, где силовики ведут операции против курдов. Поддерживаете ли Вы такую инициативу?

 

Ответ: После того, как телеканал «Раша Тудэй» вчера на пресс-конференции задал С.В.Лаврову вопрос относительно расследования преступлений в отношении курдов, мы запросили подробную информацию у телеканала, которая и была вчера нам предоставлена. Могу сказать, что вопрос был доложен С.В.Лаврову. Наши эксперты проанализируют имеющиеся материалы, и тогда мы сможем поделиться нашими оценками.  Сейчас эти материалы изучаются.

 

Вопрос: Известно, что «Роснефть» приостановила свою работу на территории Ирака и начала разработку нового нефтяного месторождения совместно с Правительством Курдистана. Сегодня представитель Иракского Курдистана заявил, что в Москву прибудет делегация из Курдистана. Значит ли это, что сотрудничество России и Иракского Курдистана будет осуществляться не только по экономическим вопросам (по добыче нефти), но и по политическим вопросам? Каковы перспективы политического взаимодействия России и Иракского Курдистана?

 

Ответ: Наше взаимодействие с иракскими курдами согласовывается с Багдадом. Это один из основополагающих принципов российской внешней политики, наших позиций и подходов к двусторонним отношениям. Должно быть четкое понимание, что мы действуем на межгосударственном уровне. Москва общается с Багдадом, после чего с регионами или региональными представителями ведется соответствующее сотрудничество. Это наш универсальный подход. Что касается конкретного проекта, то Вам в первую очередь следует обратиться к компании «Роснефть». Но я также возьму этот вопрос на проработку и в следующий раз смогу предоставить Вам более детальную информацию об этом проекте.

 

Вопрос: США на днях объявили о расширении санкций против Северной Кореи. Их санкционный список включает запрет на перевод денежных средств в Северную Корею ее гражданами, работающими за рубежом. На территории России на данный момент порядка 50 граждан Северной Кореи работают и отправляют туда достаточно большое количество денежных средств. Как Россия оценивает такую санкционную политику США?

 

Ответ: Наша позиция в данном случае хорошо известна. Мы исходим из законности санкций Совета Безопасности ООН как коллективного решения международного сообщества, выработанного на основе консенсуса, диалога, компромисса, учета интересов, понимания ситуации в том или ином регионе, целью которых является улучшение ситуации и выход из кризиса.

 

Мы не признаем одностороннее санкционное давление. В данном случае скажу, что есть коллективные санкции, одобренные Советом Безопасности ООН, у которых есть соответствующее основание, и они нацелены на успокоение ситуации на Корейском полуострове.

 

Думаю, что необходимо придерживаться именно такого формата работы.

 

Вопрос: Российские компании, опасаясь так называемого «вторичного бойкота» со стороны Евросоюза и США, который может последовать, могут начать прекращать операции в Северной Корее. В частности, «Газпром» вчера заявил о временном прекращении операций с Северной Кореей именно из-за этих опасений. Было ли, на Ваш взгляд, это решение согласовано с государством? Что будет происходить дальше в случае возникновения таких же ситуаций с госкорпорациями?

 

Ответ: Я должна буду уточнить этот вопрос и после этого обязательно отвечу Вам относительно данного решения.

 

Вопрос: Возможно ли, что во время встреч с Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером и Госсекретарем США Дж.Керри помимо вопросов европейской безопасности или сирийской темы будут обсуждаться локальные конфликты, в частности, нагорно-карабахский конфликт, учитывая, что глава МИД ФРГ является председателем ОБСЕ?

 

Ответ: У меня нет информации о том, что это вопрос будет включен в повестку дня переговоров с Дж.Керри. Вопрос относительно повестки российско-германских переговоров требует уточнения. Даже несмотря на заранее утвержденную повестку стороны нередко поднимают вопросы, являющиеся актуальными в тот или иной момент.

 

Вопрос: 20 марта отмечается Навруз. Как бы Вы поздравили народы, отмечающие этот праздник?

 

Ответ: Этот праздник будет отмечаться 20 марта. Думаю, у меня есть еще время подготовиться, и мы обязательно это сделаем.

 

Вопрос: Сегодня пресс-секретарь Президента России В.В.Путина Д.С.Песков уже комментировал видео, размещенное кандидатом в президенты США Д.Трампом, которое показывает Россию, по словам Д.С.Пескова, в достаточно негативном свете. Видели ли Вы это видео, и есть ли у МИД России какая-то позиция по нему и поведению Д.Трампа в отношении России?

 

Ответ: Я видела этот видео-ролик вчера. Мы уже отвечали на этот вопрос и комментировали эту тему. На прошлом брифинге затрагивался вопрос постоянного обращения к теме России в ходе предвыборной кампании в США. Мы уважаем предвыборную кампанию в США и не вмешиваемся в нее. Наоборот, мы не даем оценок тем или иным кандидатам, поскольку считаем невозможным влиять на волеизъявление того или иного народа вне зависимости от того, о какой стране идет речь: о большой, экономически мощной или развивающейся и так далее. С этими же принципами мы подходим к вопросу предвыборной кампании в США. Не может не удивлять, что именно тема России стала, мне кажется, одним из «трендов» предвыборной гонки в США. Складывается впечатление, что больше не о чем говорить. Когда используется образ Президента России, хочется задать вопрос: зачем, вы же не его избираете, вы избираете президента США? Президент США должен будет решать внутренние вопросы. Конечно, он будет заниматься и международной повесткой дня, но главное в работе американского президента – внутренняя ситуация в стране, включающая социальные аспекты, образование, медицину, вопросы безработицы, расовой дискриминации и др. На внутреннем «информационном рынке» есть масса вопросов, которые предстоит решать президенту США. Иногда я думаю, что постоянное обращение к теме России – это попытка уйти от острых вопросов внутренней повестки дня. Говоря о последних избирательных кампаниях, в частности в Российской Федерации я не вспомню, чтобы серьезные кандидаты бесконечно обращались бы в своих предвыборных кампаниях к образу того или иного международного лидера.

 

Еще раз просим кандидатов в президенты США обойтись в этот раз без России, хотя бы в своих предвыборных кампаниях. Мы уже и так, как можем, помогаем в Сирии и в других регионах. Наверное, президентские выборы в США могут обойтись без нас.


Вернуться назад