Отношения между Москвой и Токио очень сильно осложняет территориальный спор. Но при всей сложности в области политики экономическая составляющая отношений настолько велика и взаимовыгодна, что она всё больше влияет на отношения стран в целом. В первую очередь речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве в области энергетики. Об этом пишет отраслевое издание OilPrice (ОР).
Издание подчеркивает, что большую роль в энергетической политике России играет прагматизм. В Кремле скрупулезно подсчитывают политическую и дипломатическую пользу отношений с партнерами и оценивают их сточки зрения перспективы ослабления западных санкций против РФ. Этот вектор в энергетической политике России, по мнению ОР, сохранится, как минимум, весь этот год.
Отношения с Японией подтверждают тезис о прагматичности Кремля, отмечает издание. На одной чаше весов сложная история и нерешенный территориальный спор. В Токио требуют решения вопроса Северных территорий, т.е. возврата четырех островов Курильской гряды. В Москве, со своей стороны, утверждают, что оккупация Курил после Второй мировой войны была справедлива и вполне законна.
Повлиять на Кремль в территориальном вопросе японцам трудно. Россия намерена вложить в Курилы в этом году 1,2 млрд долларов. Деньги, главным образом, пойдут на инфраструктуру и развитие военных гарнизонов на островах.
Курилы являются форпостом на пути России в Тихий океан, что определяет их стратегическую важность. Имеют они солидный вес и с точки зрения экономики. На них есть, приблизительно, 1867 т золота, 9284 т серебра, несколько миллионов тонн титановой и железной руды. На островах много редких элементов, обширные леса. Не стоит забывать и о территориальных водах Курил, которые изобилуют морскими ресурсами. Самое последнее и самое главное – нефть и газ, месторождения которых есть на островах.
Территориальный вопрос, конечно, очень сложный, но решить его как-то можно. Япония, к тому же, не прочь сломать американскую стратегию ее изоляции.
На другой чаше весов взаимовыгодное сотрудничество. ОР считает, что сотрудничество с Японией, входящей в G7, из которой Россия была исключена, для Москвы очень важно. Отношения между Москвой и Токио носят обещающий характер. Товарооборот между двумя странами после 2006 года вырос в 4 раза. Особенно глубокое сотрудничество в машиностроительном секторе и строительстве. Но главной сферой сотрудничества, конечно же, является энергетика.
Япония вышла на первое место среди азиатских стран по инвестициям в российскую экономику – 14 млрд долларов еще в конце 2014 года. К слову, японские инвестиции в нефтегазовый сектор более чем втрое превышали суммарные китайские инвестиции.
11 марта в Японии отметили пятую годовщину трагедии на Фукусимской АЭС, которая сильно изменила отношение японцев к энергетике. Премьер-министр Синдзо Абэ поставил целью к 2030 году обеспечить более 40% потребности в нефти и газе за счет японского капитала. Так что сейчас углубление сотрудничества между Японией и Россией в энергетической сфере как никогда актуально. Оно перешло из разряда «если» в практическую область «когда», «где», «сколько» и «на каких условиях».
Новый этап российско-японского энергетического сотрудничества начинается скоро на Ямале. Запуск мегапроекта строительства завода по производству СПГ затянулся на несколько лет. Несмотря на это Японию по-прежнему интересует участие в нем совместно с российской компанией Novatek. Этот мегапроект позволит доставлять природный газ в Азию по Северному морскому пути. На этом примере хорошо просматривается взаимный интерес сторон. Японии после пересмотра отношения к атомной энергии особенно нужны традиционные энергоносители. Российской стороне, естественно, нужны инвестиции. К тому же, считает ОР, Москва не прочь ослабить «инвестиционную» зависимость от Китая. Со стороны Японии в проекте, вероятно, будут участвовать такие крупные фирмы, как Mitsui и Mitsubishi.
"Новатэк" приглашает японские компании и для реализации проекта "Арктик СПГ". Об этом заявил 29 февраля в рамках форума "Торгово-промышленный диалог Россия-Япония" заместитель председателя правления ОАО "Новатэк" Денис Храмов.
"В отличие от "Ямал СПГ", партнерство по "Арктик СПГ" еще не сконфигурировано, и мы рассматриваем это как значительную и серьезную опцию для российско-японского сотрудничества. Именно сейчас, когда идет подготовка проекта, когда идет принципиальная выработка условий участия, входной билет, возможность войти в проект - мы считаем, что для японских компаний она достаточно убедительная, и может быть даже уникальная", - сказал он.
В свою очередь, спецпредставитель Японии по вопросам Арктики Казуко Сираиси в ранге посла, выступая на форуме в Москве отметила, что Токио рассматривает три главных направления российско-японского сотрудничества в Арктике: разведка месторождений углеводородов, Северный морской путь (СМП) и и строительство завода СПГ на Ямале.
Японцы хотят использовать Северный морской путь и готовы направить по нему до 40% своих грузов, которые сейчас идут в Европу кружным маршрутом через Индийский океан. Японцы готовы следить за ледовой обстановкой в Арктике вместе с Россией. Между тем пока железнодорожные маршруты и даже путь в Европу через Индийский океан выглядят для бизнеса более привлекательными.
Посол предположила, что Севморпуть может обеспечивать до 40% товарооборота Японии в Европу. По оценкам Минтранса, грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз – до 65 млн т в год.
Огромные неосвоенные территории Восточной Сибири манят инвесторов, но эти инвестиции, предупреждает ОР, довольно рискованны. Вопрос долевого участия недавно несколько испортил отношения между японской компанией JOGMEC «Газпром нефтью» в Чонском проекте разработки месторождения газа и нефти. Японская компания отказалась в прошлом году от участия в проекте. Скорее всего, японцев заменят китайцы.
Экономические реалии могут заставить как российского газового гиганта, так и правительство в Москве стать более покладистыми. Во всем громадном регионе от Татарстана до Якутии российские власти открывают двери для японских инвесторов. Причем, открывают, отмечает ОР, широко. Возможности Москвы диктовать условия инвесторам, конечно, ограничены, но они существуют.