ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Неравная война на американской территории

Неравная война на американской территории


10-03-2016, 16:05. Разместил: sasha1959
Алексей Заквасин / 10 марта 2016, 15:30

Неравная война на американской территории

Заседание Совбеза ООН. Фото: Li Muzi/Zuma/TASS

Заседание Совбеза ООН. Фото: Li Muzi/Zuma/TASS

России необходимо сохранить статус-кво в Совбезе ООН и добиться переноса штаб-квартиры из Нью-Йорка

Деятельность Организации Объединенных Наций представляет собой бесконечную тему для дискуссий. Работа ООН постоянно подвергается критике. Учрежденную в 1945 году организацию действительно есть за что ругать. ООН не смогла предотвратить множество региональных вооруженных конфликтов, а члены Совета Безопасности неоднократно действовали в обход Устава и не несли никакой ответственности за агрессию и военные преступления.

 

Сейчас на повестке дня стоят выборы нового Генерального секретаря и реформа, призванная актуализировать структуру всемирной организации исходя из современных реалий. Инициаторы «перестройки» настаивают, что баланс сил в мире с 1945 года сильно изменился. Появились новые страны, новые полюсы силы, которые должны быть представлены на мировой арене более масштабно.

 

Основными драйверами изменений выступают Германия, Япония, Бразилия, Индия, ЮАР, Мексика. Суть претензий этой группы государств сводится к желанию расширить количество постоянных членов Совета Безопасности (сейчас — РФ, США, КНР, Великобритания, Франция) или лишить их привилегированного положения. Переформатирование Совбеза якобы изменит баланс сил в более адекватную сторону.

 

«Перекройка» Совбеза ООН

 

Около 80 государств предложили ограничить использование постоянными членами права вето (блокировка резолюций Совбеза). Дискуссия по этому поводу развернулась на заседании Генеральной Ассамблеи. Инициаторы хотят лишить постоянных членов возможности пользоваться правом вето в ситуациях, которые имеют признаки преступлений против человечности, военных преступлений и геноцида.

 

На первый взгляд, доводы сторонников реформы ООН выглядят вполне справедливыми и миролюбивыми. «Либерализация» Совбеза первый и последний раз произошла полвека назад: в 1966 году число временных членов расширилось с 6 до 10. Однако за призывами реформировать ООН стоят не только помыслы о некоем общем благе, но и национальные интересы конкретных государств.

 

На бесплодность инициатив по «перекройке» Совбеза аккуратно указал постпред РФ при всемирной организации Виталий Чуркин.

 

«Право вето — краеугольный камень всей архитектуры ООН. Без него лишилась бы устойчивости вся конструкция. Без права вето Совет Безопасности мог бы превратиться в орган, "штампующий" решения, ориентируясь на небесспорную либо навязываемую политическую линию в международных отношениях. Политическую линию, далеко не всегда несущую в себе уважение к законным интересам всех государств — членов ООН», — отметил Чуркин.

Виталий Чуркин. Фото: Bebeto Matthews/ТАСС/AP

В этой фразе постпред выразил очень важную для нашей страны мысль. Любое переформатирование Совета Безопасности не будет отвечать интересам России. Постпред дал осторожно понять, что Москва настаивает на сохранении статус-кво, но готова удовлетворять просьбы о наложении права вето на резолюции, нарушающие интересы членов ООН.

 

Реформа всемирной организации давно превратилась в объект политических спекуляций. «Русская планета» писала об этом в контексте отношений между Дели и Вашингтоном. Чтобы сделать индийскую элиту более лояльной и выставить Москву в невыгодном свете, Белый дом готов играть на желании Дели стать постоянным членом Совбеза. Хотя если мечта Индии осуществится, то США вряд ли получат послушного игрока.

 

Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов убежден, что американцы ведут хитрую и циничную политику по отношению к реформе Совбеза. Вашингтон согласится на расширение Совбеза, только если в него войдут на 100% лояльные государства, например Германия и Япония. России даже с включением Индии и Бразилии будет сложнее отстаивать национальные интересы.

 

Дели и Бразилиа проводят суверенную внешнюю политику и не являются полноценными союзниками РФ. С большой вероятностью позиция Индии и Бразилии будет объектом противоборства Москвы и Вашингтона. Формально Россия не против расширения за счет Индии, но в реальности от изменения статус-кво наша страна рискует получить дополнительные проблемы.

 

Реальная реформа ООН

 

Кроме того, не имеет смысла соглашаться и на «эксперименты» наподобие ограничения на использование права вето, особенно в контексте сирийского кризиса. Право вето для РФ —ключевой инструмент в Совбезе, способ выразить резкое несогласие с политикой Запада, который нередко поддерживает вооруженные мятежи против легитимных режимов и оказывает помощь самым настоящим головорезам.

 

Представление о геноциде и военных преступлениях у России и США сильно расходятся. Конфликт в Сирии — тому яркое подтверждение. Постпред Сирии при ООН Башар Джаафар написал Генеральному секретарю письмо, где попросил объективно оценивать действия России в арабской республике. Посланник Дамаска пожаловался на предвзятость чиновников всемирной организации, игнорирующих данные официального правительства САР.

 

ООН — отнюдь не истина в последней инстанции. Всецело полагаться на справедливую оценку всемирной организации неразумно, потому что сама она является объектом борьбы за влияние между великими державами. И пока, стоит признать, преимущество находится на стороне США. Против Москвы и Дамаска в стенах ООН идет дипломатическая война, как скрытая, так и публичная.

 

Добавим, что война идет на американской территории, и отчасти поэтому противостоящие друг другу силы находятся в неравном положении. США пользуются своим преимуществом, и речь не идет о нарушении Венской конвенции о дипломатических сношениях. У Вашингтона скорее морально-психологическое преимущество. Американские дипломаты в штаб-квартире ООН ведут себя как дома, и для них это естественное состояние.

 

Сторонники реформы всемирной организации, безусловно, правы в одном: мы живем не в 1945 году, когда в руинах лежало полмира, а единственной страной с развитой инфраструктурой, где можно было организовать штаб-квартиру крупнейшей международной организации, являлись США. Если американцы действительно хотят сделать мир лучше, то пускай начнут с себя.

 

Почему нельзя перенести штаб-квартиру из Нью-Йорка хотя бы в нейтральную Швейцарию, на территории которой давно функционируют некоторые институты ООН? Чем Соединенные Штаты заслужили такую привилегию сейчас, когда отстроены заново Европа, Россия и Китай? Когда значительного успеха в развитии добились Индия, часть африканских и латиноамериканских стран?

 

Пока Америка обладает такой привилегией, необъективность всемирной организации по множеству острейших международных вопросов будет нормой. Также будет обычной практикой вопиющая по сути ситуация, когда США, Великобритания и Франция вводят санкции против другого постоянного члена Совбеза. Реальная реформа ООН без политических спекуляций должна начаться именно с переноса штаб-квартиры. Это вопрос принципа.


Вернуться назад