Нужны ли Украине новые выборы? Хотя украинский парламент 16 февраля не сумел отправить в отставку правительство Арсения Яценюка, бегство двух партий из правящей коалиции дает президенту Петру Порошенко возможность объявить об отсутствии у коалиции большинства и назначить новые выборы.
Западные доноры, включая МВФ, а также лидеры США и Евросоюза резко потребовали, чтобы Киев отказался от выборов и все перестановки в правительстве осуществлял на основе договоренности с действующим парламентом.
Запад заявляет, что Украина не вынесет слабого правительства, политической неопределенности и возможного тупика после выборов. Западные лидеры утверждают, что Украине непозволительна многомесячная политическая неразбериха в момент, когда Европа и США должны принимать решения о продлении санкций против России, когда вот-вот поступит новый транш от МВФ, и когда Украина должна внести поправки в свои законы в рамках выполнения минских обязательств.
Разумные сторонники украинских реформ, такие как Андерс Аслунд (Anders Åslund), утверждают, что западные лидеры неправы. Аслунд заявляет, что выборы могут породить новую волну реформ. Его точку зрения разделяют борцы с коррупцией и честные реформаторы в Раде, стремящиеся укрепить свои позиции в ходе торга за должностные назначения.
За новые выборы также выступают некоторые ветераны украинской политики, в том числе, экс-премьер Юлия Тимошенко, мэр Львова Андрей Садовый и популисты типа Михаила Саакашвили, чья гневная риторика быстро превращает этого украинского грузина в восточноевропейское подобие Дональда Трампа.
Но доводы в пользу выборов неубедительны по четырем причинам.
Во-первых, опыт других стран на этапе перехода показывает, что новые выборы часто укрепляют те силы, которые противодействуют реформам. Так было в Польше, ставшей образцом успешных перемен для Центральной Европы, где крах «Солидарности» в 1992 году привел к возвращению во власть представителей старого коррумпированного порядка. В этот период реформы осуществлялись не благодаря усилению реформаторов, а потому что Запад оказывал на Польшу давление и заманивал ее предстоящим вступлением в ЕС.
Во-вторых, выборы являются дорогостоящим делом, и они усилят власть украинских олигархов. Президентские выборы 2014 года обошлись примерно в 215 миллионов долларов, а выборы в Раду были еще дороже. Как это ни парадоксально, предвыборные кампании усиливают влияние деловых и олигархических кругов, потому что они выделяют деньги политическим партиям и повышают значимость своего контроля над пятью самыми популярными на Украине телевизионными станциями.
В-третьих, утверждениям о том, что реформаторы на выборах добьются серьезных успехов, противоречат данные последних опросов общественного мнения. В феврале свой опрос о предпочтениях избирателей провел Институт Горшенина. Он показал, что девять политических партий, могущих войти в новый состав парламента, пользуются поддержкой не более чем 13% электората каждая. В одномандатных округах Украины, которые дают половину мест в Раде, также возможна дополнительная фрагментация, поскольку местные деловые круги наверняка будут соперничать между собой и заключать сделки с политическими партиями, дабы обрести покровительство и новые привилегии.
Западные руководители совершенно правильно считают, что новые выборы не дают гарантии нового устойчивого большинства, не говоря уже о большинстве, преданном делу реформ. На самом деле, досрочные выборы могут дать противоположный результат тому, чего добиваются действующие из лучших побуждений реформаторы. Возможно, что несколько дополнительных мандатов получат сторонники реформ, но для создания коалиции придется отдавать больше мест в министерствах и ведомствах политическим назначенцам и ставленникам олигархов, а не технократам и политически независимым руководителям типа Айвараса Абромавичуса и Натальи Яресько. Что еще хуже, досрочные выборы могут завести страну в долговременный и неразрешимый политический тупик, если не получится создать правительство большинства.
В связи с этим возникает четвертая проблема. Украина находится в состоянии войны с Россией, и Москва наносит по ней экономические и военные удары. А осажденной стране в максимальной степени нужна предсказуемость и единодушие.
Выход есть. Порошенко должен использовать свое все еще значительное влияние и надавить на парламент (состав которого сегодня более многообещающий, чем та неразбериха, которая возникнет в результате досрочных выборов) и на его лидеров, чтобы прийти к компромиссу на основе четырех принципов:
1. Важные в экономическом плане министерства и государственные посты должны занять эксперты, не имеющие деловых и политических связей с олигархами и крупным бизнесом;
2. Правила кабинета министров необходимо переписать;
3. Необходимо внести корректировки с учетом того, что популярность некоторых партнеров по коалиции увеличилась, а некоторых снизилась;
4. Государственные предприятия должны быть приватизированы в этом году в ходе открытых конкурсов.
Есть некоторые признаки того, что такая договоренность возможна.
А еще есть шанс на то, что в условиях, когда стране грозит экономический застой и безвыходное положение, даже алчные олигархи поймут, что дни старой системы сочтены, и что постепенный эволюционный переход лучше экономического краха и хаоса, которые могут поставить под угрозу их коммерческие интересы.
Путь к стабильности на Украине в разумном компромиссе между элитами, включая реформаторов, гражданское общество, бизнес-элиту (в том числе, олигархов), малый бизнес и профессиональных политиков.
Такой компромисс возможен. Если он будет достигнут, это станет свидетельством подлинной революции в стремящейся жить по-прежнему украинской политике.
Адриан Каратницкий — старший научный сотрудник Евразийского центра имени Дину Патричиу при Атлантическом совете и со-директор инициативы «Украина в Европе».