На
прошлой неделе многие иностранные, а за ними и российские, СМИ вновь
заявили о появлении "нового шелкового пути" в обход России. В прошлый
раз, напомним, поводом послужило прибытие в декабре 2015 года первого
контейнерного состава из Китая в Грузию[1]. На этот раз причиной громких
публикаций стали окончание более чем двухнедельной одиссеи названного
"экспериментальным" грузового поезда, двигавшегося из Украины в Китай
через Грузию, Азербайджан и Казахстан[2].
Специалисты-транспортники уже привыкли к подобным, с позволения сказать,
"новостям". Высосанные из пальца "неудачи" России в деле построения
транзитных коридоров на территории Евразии становятся все более и более
популярной темой информационной войны против нашей страны. Однако столь
частое обращение СМИ к данной тематике требует, на наш взгляд, более
подробного и, главного, объективного рассмотрения сложившейся в
последние годы ситуации с развитием трансконтинентальных маршрутов.
Благодаря высокой активности евразийских стран по обеспечению своих
транспортных связей, за последние 25 лет появилось сразу несколько
направлений, связывающих Европу и Азию. Это и российский Транссиб, и
такие маршруты как Китай–Казахстан–Россия–Белоруссия,
Китай–Казахстан–Закавказье–Причерноморские страны (поддерживаемая ЕС
программа ТРАСЕКА), Китай–Казахстан–Центральная Азия–Иран, МТК
"Север-Юг" и т.д. Характерной чертой большинства проектов было их
историческое обоснование, базировавшееся на идее возрождения "великого
шелкового пути". Этот аргумент, как мы видим, не устаревает и сейчас, и
продолжает использоваться даже при внутрирегиональной транспортировке
грузов двусторонней торговли между, скажем, Китаем и странами
Закавказья.
В то же время за прошедшие годы дорожная сеть
региона претерпела существенные изменения. Несмотря на различия в
технических и организационных аспектах, транспортировка грузов возможна
по большинству из указанных выше направлений. При этом грузовладельцы
выбирают те маршруты, которые могут предложить достаточный уровень
сервиса при конкурентоспособной цене и сроках доставки.
Основным преимуществом выбора того или иного маршрута является
пересечение ограниченного количества государственных границ по
направлению движения грузов (которые означают необходимость таможенного
оформления) и отсутствие смены видов транспорта (стоимость перегрузки
зачастую существенно повышает конечную цену перевозки). Именно поэтому
российские направления, включая проходящий через партнеров РФ по
Евразийскому экономическому союзу маршрут Казахстан-Россия-Белоруссия,
имеют естественные преимущества перед другими маршрутами.
Во многом именно с этим и может быть связано появление большого
количества необъективной информации о функционировании транспортных
связей в Евразии – отсутствие явных экономических преимуществ вынуждает
использовать другие, не всегда чистоплотные методы конкурентной борьбы.
В этой связи не удивительно, что наибольшее количество публикаций в
иностранных СМИ связано с транскавказским "шелковым путем", формирование
которого происходило в значительной степени за счет европейских
дотаций.
В то же время нельзя говорить о преимущественном
развитии только одного из существующих направлений. Транспортная
политика большинства государств региона предусматривает строительство и
модернизацию сразу нескольких маршрутов. Для России это и Транссиб, и
его ответвления через Казахстан и Монголию на Китай, а так же МТК
"Север-Юг". Для Казахстана – это транспортировка грузов от китайской
границы в направлении России, стран Центральной Азии, Закавказья (через
п. Актау на берегу Каспийского моря) и т.д.
Наиболее
характерным примером многовекторности транспортной политики является
реализуемая Китаем стратегия развития Экономического пояса Шелкового
пути. Данная концепция предполагает, что Пекин совместно с партнерами
будет "совершенствовать региональную инфраструктуру, формировать
базовую сеть безопасных и высокоэффективных транспортных путей
…разрабатывать взаимосвязи нового уровня".[3] То есть фактически КНР
выступает за всестороннее развитие новых маршрутов, справедливо
полагая, что развитие транспортных связей будет, в конечном счете,
способствовать углублению взаимовыгодной экономической интеграции стран
региона.
Так, транспортная политика Китая наряду с
координацией усилий по развитию российских направлений (Китай – Россия
/Транссиб/ – Европа, Китай – Казахстан – Россия – Европа) предполагает
создание новых, проходящих через страны ЦА, Закавказье или Иран и
Турцию в Европу. В настоящее время можно говорить о намерениях КНР
сформировать сразу пять действующих сухопутных направлений в Европу:
два российских маршрута, а так же
Китай–Казахстан–Азербайджан–Грузия–Турция–Европа,
Китай–Пакистан–Иран–Турция–Европа, Китай–Казахстан–Киргизия–Узбекистан с
возможным выходом на Иран, Турцию и Европу через Туркмению или
Афганистан.
При этом большинство потенциальных участников
проектов активно поддерживают китайские транспортные инициативы,
считая, что они принесут дополнительные доходы в бюджет от
транспортировки транзитных грузов, а так же позволят улучшить состояние
национальных транспортных систем. Отсутствие на сегодняшний день,
прогресса по отдельным направлениям, как правило, связано лишь с
нехваткой средств у государств-транзитеров для строительства
собственных участков или же чрезмерно жесткими условиями финансирования
со стороны КНР.
Необходимо отметить, что новым фактором,
который в перспективе серьезнейшим образом повлияет на развитие
транспортной инфраструктуры Евразии, является создание Россией
совместно с Казахстаном и Белоруссией Евразийского экономического
союза. К нашим трем странам уже присоединились Армения и Киргизия.
Таким образом, целый ряд ключевых участников крупнейших
трансконтинентальных маршрутов принял решение об участии в новом
интеграционном проекте, который, в том числе, предполагает создание
единого транспортного пространства.
Его формирование
позволит говорить об окончательной кристаллизации транспортных связей
внутри региона и появлении дополнительных возможностей для нахождения
точек взаимодействия между главными действующими силами – Китаем и
Россией. Позиции обоих государств показывают их готовность к
эффективному взаимодействию и сотрудничеству, в том числе в рамках
реализации инициатив по сопряжению национальных транспортных политик.
Так, президент России В.Путин еще в сентябре 2014 года отметил, что
"идея формирования общей транспортной системы … с использованием
транзитного потенциала российской Транссибирской железной дороги,
Байкало-Амурской магистрали, сопряжённая с планами Китайской Народной
Республики по развитию "Шёлкового пути" имеет большие перспективы." В
свою очередь, представители Китая отмечают необходимость "тщательно
учитывать стратегические интересы России", что свидетельствует о
готовности Пекина укреплять взаимодействие с другими странами Евразии с
учетом позиции России, а так же набирающих силу интеграционных связей
внутри ЕАЭС.
Каролина Евгеньевна Каратаева, сектор конъюнктуры мировых рынков
[1] Например: http://www.rbc.ru/business/13/12/2015/566d50109a79472274a8feec
[2] http://www.golos-ameriki.ru/content/article/3173719.html
[3] http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml |