Накануне визита премьер-министра Индии в Москву (23 – 24 декабря) опытный внешнеполитический аналитик М.К.Бхадракумар писал в Asia Times,
что сегодня геополитический статус России качественно изменился по
сравнению с ещё недавним прошлым: «Россия взошла на глобальную сцену как
великая держава, чей голос, позиция и действия воспринимаются со всей
серьезностью «одинокой сверхдержавой». (В 2015 году государственный
секретарь США Джон Керри встречался со своим российским коллегой Сергеем
Лавровым 20 раз)». Уже в силу этого очередная российско-индийская
встреча в верхах значима не только с точки зрения развития двусторонних
отношений, но и в свете мировых процессов.
В
Индии сначала с настороженностью, а потом и интересом восприняли
действия России в Сирии по нейтрализации «Исламского государства» (ИГ).
Представители индийского внешнеполитического истеблишмента в начале
октября сего года говорили, например, автору этой статьи о желании Индии
участвовать в реконструкции хозяйства в послевоенной Сирии. Это очень
примечательно. Ведь сейчас в Сирии переплелись интересы таких активных
участников политических процессов в Восточном Средиземноморье и Западной
Азии, как Иран, Россия, Китай, Индия. Появление боевиков ИГ в
Афганистане делает взаимодействие этих государств ещё более актуальным и
неотложным. Очерчивается, таким образом, обширный ареал будущих
совместных действий России, Индии, Китая и Ирана на международной арене.
Вновь
пробуждается интерес к одному из самых «загадочных» трансграничных
проектов – международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг», где
главными участниками выступают Индия, Иран и Россия. Принятое в апреле
2015 г. во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Пакистан решение
о создании «китайско-пакистанского экономического коридора»,
интегрирующего экономику Исламской Республики с западными провинциями
Китая, встревожило индийские элиты. Один из архитекторов современной
индийской внешней политики Канвал Сибал отреагировал на эту новость
таким образом, что МТК «Север – Юг» должен быть разморожен, а его
потенциальные возможности использованы для свободного выхода Индии в
Россию (включая Урал, Зауралье и Сибирь), Центральную Азию и Западную
Европу. Что касается России, то для неё МТК «Север – Юг» открывает
перспективу не только увеличения торговли с Индией (об объёме которой по
соображениям политической корректности говорить не принято), но и
упрочения связей с влиятельными группами индийских предпринимателей,
включая верхний слой частнокорпоративного сектора, фактически
формирующий политику государства.
При
этом следует помнить, что крупный индийский капитал заинтересован в
продолжении стратегии импортозамещения (современное наименование этой
политики - «Делай в Индии»). Большое значение придаётся индийцами
ускорению процесса гарантийного и послегарантийного обслуживания в сфере
российско-индийского военно-технического сотрудничества (ВТС). Тем
более что западные партнеры, как отмечают индийские эксперты, пока не
готовы к передаче индийцам «чувствительных технологий».
Существенным
фактором привлекательности России для частнокорпоративного сектора
Индии может стать расширение возможностей участия индийского крупного
капитала в деятельности российских предприятий на востоке нашей страны.
Очевидное достоинство индийских предпринимателей: они законопослушны и
готовы работать в сложных условиях. Задача привлечения в российскую
экономику иностранных инвестиций сохраняет своё значение (необходима
лишь инвентаризация российских предприятий на Урале и в Сибири), а
успешные совместные проекты в России откроют россиянам индийский рынок,
на «автаркичность» которого нередко сетуют представители российских
деловых кругов.
Осложнение
отношений России с Турцией, рассуждают индийские аналитики, может
либерализовать ёмкий российский рынок для продукции мелких и средних
индийских предприятий, успешно действующих, в частности, в текстильной и
других отраслях легкой промышленности. Индийский опыт в этой сфере
промышленной деятельности, несомненно, продолжительнее и богаче
турецкого, а «легкость» индийской рупии по сравнению с турецкой лирой
придаёт продукции Индии на российском рынке дополнительную
конкурентоспособность.
Одной
из «интригующих» деталей прошедшей 23-24 декабря российско-индийской
встречи в верхах была возможность заключения контракта на поставку в
Индию систем ПВО С-400 «Триумф». Однако, как показывает мировой опыт
ВТС, договорам по столь сложным и высокотехнологичным системам
предшествуют длительные обсуждения и согласования позиций
договаривающихся сторон. На мой взгляд, интерес Индии к системе С-400
«Триумф» имеет более широкое значение, нежели стремление обезопасить
себя от возможного воздушного нападения. Уже довольно продолжительное
время генералитет и высшее офицерство индийских вооруженных сил (правда,
не все), критикуя «недостаточно технологичные» вооружение и военную
технику (ВВТ) России, обращают свои взоры на западную (и прежде всего
американскую) военную технику. Оппонирующие этой группе военные и
эксперты нередко задают риторический вопрос: в каких региональных
военных конфликтах после Второй мировой войны американские ВВТ
оказывались качественнее советских (российских)? Видимо, последние
события на Ближнем Востоке добавят аргументов второй группе
специалистов.
Решение
о создании «китайско-пакистанского экономического коридора» значительно
сблизило позиции Индии, Ирана и России в вопросе о важности
трехстороннего стратегического сотрудничества. Взаимодействие в
треугольнике Москва – Тегеран – Дели, как представляется, должно иметь
солидную материальную основу в виде постоянно укрепляющихся и
расширяющихся внешнеэкономических связей. Модели подобных
«многоугольных» отношений имеют давнюю историю, в своё время они успешно
разрабатывались в недрах Министерства внешней торговли СССР и, в
частности, служили цели минимизировать использование мировых резервных
валют. Впоследствии под влиянием моделей либеральной экономики произошёл
отказ от широко использовавшейся когда-то системы безналичных расчетов,
которая, заметим, активно внедряется сегодня в отношения между
субъектами экономической деятельности. Возможно, настала пора вспомнить
хорошо забытое старое, тем более что данный принцип расчетов и снижает
инфляционные риски, и стимулирует желанный для многих стран процесс
дедолларизации мировой экономики.
Достигнутое недавно в рамках Совета Безопасности ООН согласие по вопросам политического урегулирования сирийского кризиса
теоретически открывает путь к созданию системы коллективной безопасности
в самом неспокойном районе мира. Разрешение «сирийской головоломки» и
формирование всеобщей взаимозависимости государств и народов на основе
простого и ясного принципа неделимости безопасности позволят
сформулировать концептуальные основы глобальной системы коллективной
безопасности, или Pax Universalis, в чем заинтересовано всё мировое
сообщество. На реализацию именно этой стратегической цели было
ориентировано принятое в ходе встреч в Кремле решение о более тесном
взаимодействии «стран-континентов» – Индии, Китая, России.
…В
своё время визит президента России в Индию в декабре 2014 года
аналитики назвали продуктивным. Бывший посол Индии в России Канвал Сибал
недавно заметил, что наиболее важная для двух наших стран (от себя
добавлю: также и Китая) задача – реализовать во взаимодействии «повестку
развития» (development agenda), то есть обеспечить энергичный
экономический рост, сопряженный с максимально возможной занятостью и
справедливым распределением национального дохода. Есть основания
считать, что российско-индийские переговоры в Кремле придали новый
стимул процессу этого стратегического взаимодействия, что позволяет
смело назвать визит Н. Моди в Москву перспективным.