ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Кроме России нас некому больше защищать» — Закавказье за неделю

«Кроме России нас некому больше защищать» — Закавказье за неделю


27-12-2015, 17:38. Разместил: sasha1959

«Кроме России нас некому больше защищать» — Закавказье за неделю

Политолог Алексанндр Чачия

 

Азербайджан

 

В Азербайджане продолжаются обсуждения по поводу представленного недавно в Конгресс США законопроекта под названием «Акт по демократии в Азербайджане», подготовленного Хельсинкской комиссией при Конгрессе. Согласно этому документу, членам азербайджанского правительства не будут предоставляться американские визы. В случае его принятия Соединенным Штатам рекомендуется также введение экономических санкций против Азербайджана.

 

Информационный сайт aze.az публикует аналитическую статью «Именно Госдеп стоит за санкциями против Баку?» (25 декабря), в которой, в частности, говорится: «Судя по последней информации, которая поступает из источников в Вашингтоне, часть американского политического истеблишмента старается довести до конца игру с санкциями против Азербайджана… За этим законопроектом стоит помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии сама Виктория Нуланд…Она, мягко говоря, неравнодушна, а грубо говоря — не пылает особой любовью по отношению к азербайджанским властям. Ее далекие от дипломатического этикета высказывания о предвыборной, а затем и поствыборной ситуации в Азербайджане во время президентских выборов 2013 года, все еще на слуху… И даже ее визит в Баку в феврале 2015 года не помог снять напряженность, смягчить противоречия и обойти острые углы в отношениях. Она априори настроена агрессивно, бескомпромиссно, и делает все для углубления конфронтации Вашингтона с алиевской властью… Именно она превратила нашего посла в США в изгоя. На протяжении года Элин Сулейманов так и не может добиться аудиенции в Госдепе. Именно она торпедирует все попытки Азербайджана наладить диалог и разрешить имеющиеся проблемы в отношениях с администрацией Обамы».

 

К чему американцы пытаются склонить азербайджанскую власть? И чего они добиваются? Этого мы не знаем, а на догадках и предположениях строить аналитические выводы — дело неблагородное и почти проигрышное. Однако, судя по комбинациям Госдепа и Конгресса, агрессивного напора Нуланд и растущего давления на Баку, речь идет о каком-то судьбоносном решении.

 

«Вашингтонские источники подтверждают версию геополитического ребуса и платформы неприсоединения, на которой зиждется внешнеполитический курс Ильхама Алиева. Виктория Нуланд — один из главных стратегов в американской власти, формирующих политические решения по постсоветскому пространству. С 1997 года она фактически отвечала в американском истеблишменте за политику Вашингтона в отношении стран Южного Кавказа, в том числе и Азербайджана. Она же является и автором концепции нестабильного и хаотичного пояса вокруг России, и вдохновителем теории цветных революций… Причастность Нуланд к новому плану против Баку усиливает риск принятия санкций против Азербайджана».

 

«Что же могут предпринять наши власти для сдерживания и недопущения принятия законопроекта?», — задаёт вопрос издание и отвечает: «По мнению вашингтонских аналитиков, конечно же, в этом формате говорить о принятии Акта не приходится. Но Конгресс может принять нечто аналогичное „закону о Магнитском". То есть, в американском истеблишменте серьезно обсуждается идея принятия ограничительных мер против некоторых представителей азербайджанского правительства. Вряд ли администрация допустит распространения санкций на политическое руководство, и тем более — пойдет на свертывание экономического сотрудничества. Но все же сценарий принятия каких-то санкций все же рассматривается…»

 

«Сможет ли Азербайджан задействовать своего традиционного союзника — еврейскую диаспору? Эта влиятельная диаспора выражает поддержку, однако после кризиса отношений Обамы с Нетаньяху, политики сближения с Ираном, а также жесткой позиции Вашингтона, настаивающей на признании Израилем Палестины, рычаги воздействия и лоббирования этой диаспоры в последние годы сильно ограничены. А как с нефтяным лобби?

Рухнувшие цены на нефть сильно подкосили влияние и этой группировки. Кроме этого, нефтяное лобби все, что могло от Азербайджана, давно получило. Все основные нефтепроекты реализованы. И в свете ослабления влияния техасской группировки в самих Штатах и их незначительной заинтересованности в самом Азербайджане рассчитывать на силы этого лобби тоже не приходится. Безусловно, нам могла бы помочь влиятельная нурсистская секта, завязанная на ЦРУ, но сможет ли Баку рассчитывать на помощь сети Фетуллаха Гюлена после антинурсистской кампании и союза с Эрдоганом?»

 

«Таким образом, в наступающем году, буквально сразу же после новогодних каникул нашей власти, как и всей стране, предстоит вступить в жесткую борьбу с влиятельной политической группировкой в Штатах, пробивающей опасный с точки зрения политических последствий и международного реноме страны законопроект», — заключает aze. az

 

Статья в газете «Новое время» называется «Конец нефтяной сказки» (24 декабря). «Мало кто не согласится с мнением, что Азербайджан столкнулся с новыми реалиями. Дальше придется жить с учетом новых веяний. А если быть точнее, то нефтяная сказка закончилась, теперь нужно будет искать иные пути развития страны. Азербайджан в январе-ноябре 2015 года экспортировал 29 млн. 941 тыс. 481,32 тонны нефти, что на 0,9% ниже показателя аналогичного периода 2014 года… Отметим, что 21 декабря азербайджанский манат вновь девальвировался. В итоге с начала года национальная валюта обесценилась на 98%. При этом Центральный банк вторую девальвацию (на 48%) объяснил тем, что в начале года проведенная операция была направлена на сохранение курса маната с ориентировкой на среднюю цену на нефть в пределах $ 50−55 за баррель. Нынешняя цена оказалась в три раза ниже, чем в 2014 году.

 

Как видно из данных Государственного таможенного комитета, Центральный банк при девальвации маната исходил из фактической цены нефти на рынке, а не из средней цены. Средняя цена азербайджанской нефти по итогам 2014 года составляла $ 101, по итогам I полугодия 2015 года — $ 59,4, за 11 месяцев — $ 55,45″.

 

«Когда в начале сентября 2014 года цена нефти упала ниже $ 100 за баррель, — отмечает издание, — валютные резервы Центрального банка составляли $ 15,3 млрд., однако ближе ко второй девальвации они составляли всего $ 5,5 млрд. Однако в правительстве так никто и не смог набраться смелости и объяснить — зачем нужно было сжигать $ 9,8 млрд. народных средств… Обрушение национальной валюты сразу на 48% (а за год — на 98%) — это и есть неэффективная работа менеджеров банка. Впрочем, и сами власти после первой девальвации не приняли упреждающих мер для защиты национальной валюты.

 

С другой стороны, при всём желании за год коренным образом изменить ситуацию было бы невозможно. Все упирается в то, что за время нефтяного бума и шальных денег в стране не было построено каких-либо производственных мощностей в виде крупных заводов, фабрик или технопарков. Одного Сумгайытского технопарка явно мало".

 

Но справедливости ради отметим, что если бы эти заводы функционировали, то их продукция не имела бы успеха за границей, чтобы каким-то образом заменить нефтяной экспорт. Нельзя было допускать такую сильную зависимость экспорта от «черного золота». Шутка ли — 90−95% экспорта — это нефтегазовая индустрия! Добиться импортозамещения при отсутствии всех этих предприятий — дело нереальное. Если уж России с ее производственным потенциалом не удалось этого до конца добиться, тогда что говорить про Азербайджан?

 

«Раз уж мы коснулись России, то нельзя не отметить, что после падения цен на нефть и введения против этой страны санкций правительство сразу разработало антикризисный план. С учетом этого плана там и борются с новыми вызовами, которые обрушились почти на все нефтедобывающие страны. Более того, Кабинет министров РФ (на случай еще большего удешевления нефти) разработал план B и план C. Скажем и то, что если до полного преодоления кризиса в России еще далеко, то о постепенном выздоровлении экономики уже можно говорить».

 

Как утверждает издание, «По прогнозам специалистов, как минимум до 2020 года высокой цены на нефть ждать не стоит. Скорее, она будет в пределах 35−40 долларов за баррель. Если при цене в 55 долларов в Азербайджане обнажились все проблемы в экономике, включая обесценивание маната, то что будет, если более низкая цена будет держаться на протяжении нескольких лет? Возникает естественный вопрос: что делать?

 

Несомненно, коррупция с монополизмом внесли свою лепту в эту непростую ситуацию, в которой оказалась наша страна. Они — монополисты и коррупционеры — уничтожили малый и средний бизнес. А ведь бизнес сегодня мог бы стать спасательным кругом в деле разрешения всех этих новых проблем".

 

Армения

 

Новостное агентство Арминфо беседует с директором Института востоковедения Национальной академии наук Армении, профессором Рубеном Сафрастяном. В интервью под заголовком «Договоренности Москвы и Вашингтона приведут к пересмотру процесса изоляции России» (24 декабря) учёный, в частности, замечает: «Начиная с 90-х, я призывал и продолжаю призывать не путать торгово-экономические отношения России и Турции с геополитикой и тем более геостратегией. В первом случае все обстояло благоприятно, а объемы товарооборота в $ 20 млрд.

стороны намеревались довести до 100 млрд. В геополитическом и геостратегическом смысле Россия и Турция оставались соперниками, потому что имеющиеся между ними геополитические проблемы — Южный Кавказ, Балканы, проливы и в последние годы Ближний Восток — никуда не делись. Кроме того, эти страны исторически были и остаются соперниками на огромном евразийском пространстве. Нужно учитывать и наличие тюркоязычного населения в России, и создание тюркоязычных государств Центральной Азии, Азербайджана, и неопантюркистскую политику Турции в отношении их. Иными словами, все последние годы Турция и Россия, прекратив огонь, продолжали сидеть в окопах. И пока молчали пушки, шла торговля. И именно стремительные изменения в геополитике на Ближнем Востоке привели к обострению отношений между Москвой и Анкарой. (…)

 

По мнению эксперта, «Именно размещение Москвой дополнительного контингента и нанесение ударов по позициям ИГИЛ в Сирии круто изменило геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке. На южных границах Турции появился новый сильный и главное активный игрок. Уверен, что в турецком Генштабе, быстренько проанализировав ситуацию, поняли, что российские ВС, граничащие с ними ранее где-то ближе к северу, теперь оказались и на юге. То есть, произошло резкое изменение в военно-геополитической обстановке вокруг Турции, исторически продолжающей воспринимать Россию как единственную державу, способную угрожать ее безопасности. Именно это изменение и стало причиной резкой реакции Турции, ее ответом в виде сбитого российского бомбардировщика».

 

Как утверждает Рубен Сафрастян, «поколение западных лидеров, начиная от Обамы и кончая Меркель, в отношениях с Россией допустило просчет стратегического характера, последствия которого будут еще долго ощущаться. Эта принципиальная ошибка состояла в изолировании Москвы от decision making в мире на самом высоком уровне, которая и привела к нынешней ситуации. К сожалению, на Западе не нашлось лидера киссинджеровского мировосприятия, который бы попытался воспользоваться ситуацией, сложившейся после 1991 года. Москву следует просто воспринимать такой, какая она есть, и включать в решение проблем и вопросов, скажем в той же Украине и Сирии, других крупных точках противостояния между Россией и Западом. Иная политика действительно ведет Россию к изоляции и воспринимается ее элитой весьма негативно. И в случае ее продолжения, действительно, нельзя исключать трансформирования российской внешней политики, скажем так, в более наступательную».

 

Однако, как полагает эксперт, «Недавняя встреча Джона Керри с Сергеем Лавровым и Владимиром Путиным создает возможность для стратегического поворота в политике Запада в отношении России.

Москва уже добилась от Керри заявления о нежелании США изолировать Россию, хотя Обама всего несколько месяцев назад говорил прямо противоположное. И достигнутые в Москве договоренности должны быть осмыслены как в Белом доме, так и в Кремле. И надеюсь, что это приведет к пересмотру процесса изоляции России, что, несомненно, будет исходить из интересов всего мира».

 

Информационно-аналитический портал 1in.am в материале «Москва нашла болевую точку Турции: Stratfor» (25 декабря) публикует очередной геополитический анализ известного американского исследовательского центра. «С тех пор как Турция сбила российский самолет близ своих границ ровно месяц назад, Москва старается наказать Анкару как экономически, так и политически. Кремлю вообще нельзя отказать в знании геополитических слабостей его оппонентов, и в случае с Турцией он, похоже, нащупал такое чувствительное место. „Болевой точкой" Турции стали курды».

 

Как отмечают эксперты Stratfor, «23 декабря министр иностранных дел Сергей Лавров провел переговоры с лидером прокурдской оппозиции Турции Селахаттином Демирташем, лидером демократической партии народов. Кроме того, ранее, в октябре, российский МИД обсуждал возможность открытия в Москве официального представительства Сирийского Курдистана, а в середине декабря Москва настаивала на том, что сирийская курдская партия Демократический союз должна участвовать в переговорах по урегулированию в Сирии наряду с другими оппозиционными группами. Откуда такое внимание к курдам? Россия знает, что, поддерживая их, она ослабляет Анкару».

 

По мнению американских аналитиков, участие Демократического союза в переговорах может в конечном итоге привести к созданию курдской автономии на севере Сирии. Такая автономия станет отличным бастионом для подготовки акций Рабочей партии Курдистана (РКК), борющейся за политические права курдов в Tурции, считают эксперты. Подобное развитие событий очень плохо для Турции, и Москва знает это.

 

«Вмешательство России в отношения Турции и курдов происходит в важный момент: в июле перемирие между Анкарой и РКК было нарушено, и с тех пор конфронтация между двумя сторонами нарастает. На прошлой неделе турецкая армия развернула одну из крупнейших своих операций против Рабочей партии Курдистана, а президент Реджеп Эрдоган пообещал „истребить" курдских военных. При этом следует помнить, что, несмотря на жесткость официальной Анкары в отношении РКК, часть турецкого парламента стремится понизить градус напряженности с помощью диалога, а не военных операций, — к этому призывают представители как правящей, так и оппозиционных партий».

 

«Сейчас Анкаре придется иметь в виду сразу несколько возможных осложнений. Укрепление поддержки прокурдских политических сил в Турции способно поднять вопрос о курдской автономии, а она, в свою очередь, может поддержать Рабочую партию Курдистана в ее атаках на территории Турции. Желание Анкары усилить свою роль на Ближнем Востоке, с одной стороны, не учитывает внутренние проблемы из области политики и безопасности, а с другой — сталкивается с аналогичным желанием Москвы», — убеждены аналитики Stratfor. — Сгладить же отношения с Россией у Турции пока не получается, и на отказ извиняться Москва отвечает санкциями. А теперь — нажатием еще на одну болевую точку Анкары: отношения с курдами".

 

К курдской теме обращается и газета «Новое время». В статье «Москва заключила с турецкими курдами тактический союз» (24 декабря) издание утверждает: «Фактический лидер турецких курдов Салахаттин Демирташ вчера встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Двухдневный московский визит сопредседателя прокурдской Партии демократии народов мировая пресса называет историческим, хотя Демирташ не первый раз гостит в России… Высокий уровень, на котором принимали в Москве Салахаттина Демирташа, свидетельствует о том, что Кремль готов помогать турецким курдам в обретении ими политической самостоятельности. В чем именно проявится эта помощь — вопрос отдельный. Ясно, что на пресс-конференции Лавров и Демирташ об этом вслух говорить не стали бы».

 

«Если в ходе встречи Лаврова и Демирташа действительно было достигнуто политическое решение о заключении политического союза, — отмечает „Новое время", — то о военной составляющей предстоящего партнерства представители российского руководства будут говорить уже с эмиссарами Курдской рабочей партии. Опыт контактов с ними у Кремля весьма богатый. „Россия никогда не рассматривала Курдскую рабочую партию как террористическую группировку. КРП имеет свой офис в России и с 1990-х годов получала помощь и поддержку от Москвы", — говорит бывший посол Турции в Москве Мурат Билхан, ныне консультирующий дипломатов в вопросах, касающихся отношений с Россией».

 

Кроме военно-политического компонента повестка визита Демирташа имела и другие пункты. Известно, что в Москве курдский лидер обсуждал вопрос об открытии в российской столице постоянного представительства Партии демократии народов.

И не случайно в составе сопровождавшей Демирташа делегации был бывший постпред партии в США Назми Гур. (Ныне он представляет в меджлисе курдонаселенный Ван.) Постпредство в Москве откроется, судя по всему, уже в феврале. Ясно, что оно станет по сути неформальным посольством турецкого Курдистана.

В повестке визита Демирташа значилось и участие в открытии в Москве Общества курдских бизнесменов. (Речь, судя по всему, о создании бизнес-структуры, которая могла бы обеспечить стабильное финансирование деятельности курдского национально-освободительного движения.) «Известно также, что Салахаттин Демирташ в Москве встречался с лидерами ряда левых партий, с которыми ПДН сотрудничает в рамках Социнтерна. Особое партнерство Партию демократии народов связывает с партией „Справедливая России". Салахаттин Демирташ вслух сказал в Москве то, что от него хотели услышать. „Мы критиковали действия нашего правительства, когда был сбит российский самолет. Турция не должна была сбивать бомбардировщик", — заявил он на встрече с Сергеем Лавровым. Оставшийся уже за кадром ответ Лаврова, думается, тоже устроил собеседника. Новый тактический союз, похоже, состоялся».

 

Грузия

 

Информационный портал «Спутник-Грузия» в материале «Эксперт: Квирикашвили продолжит уравновешенную политику с РФ» (25 ноября) цитирует точку зрения руководителя Центра глобальных исследований Нани Девдариани о кандидате на пост премьер-министра Грузии Георгие Квирикашвили.

 

Ираклий Гарибашвили 23 декабря неожиданно для всех объявил о своей отставке с поста премьер-министра Грузии. После этого в пятницу, 25 декабря, парламентское большинство официально представило кандидатуру и.о. вице-премьера, министра иностранных дел Грузии Георгия Квирикашвили на пост главы правительства.

 

«Он неплохо себя зарекомендовал и в министерстве экономики, и в министерстве иностранных дел… Посмотрим, что будет. Меньше года осталось до выборов, а сделать надо будет очень много, чтобы вернуть доверие избирателей», — сказала Девдариани изданию.

Очень сложно говорить о том, сможет ли новый премьер внести позитивный вклад в отношения между Грузией и Россией, поскольку не существует официального формата переговоров, кроме формата Карасин-Абашидзе, заявляет эксперт. «Прямого диалога между Россией и Грузией не существует. Однако, как видно, внешнеполитические ведомства каким-то образом сотрудничают.

Потому что так обычно не бывает, что в один прекрасный день делает заявление президент Российской Федерации, и буквально через два-три дня происходит упрощение визового режима для граждан Грузии. Видимо, все-таки работа идет. Я лично только приветствую это и предполагаю, что премьер продолжит такую же уравновешенную линию (с РФ)», — утверждает Девдариани.

 

Грузия разорвала дипотношения с РФ в ответ на признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года.

Представители нового правительства Грузии, которые пришли к власти по итогам выборов в октябре 2012 года, назвали одним из главных приоритетов внешней политики нормализацию отношений с РФ. При этом власти Грузии заявляют, что на уступки в вопросе территориальной целостности они не пойдут.

 

Издание «Грузия и мир» со ссылкой на газету «Асавал-дасавали» опубликовало беседу с политологом Александром Чачия «Уход России из Грузии означает приход туда Турции» (24 Декабря).

Анализируя последние геополитические события, политолог напоминает, что ещё 20 лет назад он писал, что уход России из Грузии означает приход туда Турции: «Об этом, кстати, прямо говорили и писали турецкие политики. Но грузинское руководство продолжало и продолжает нести бред о вступлении в НАТО и Евросоюз. Эпоха кемализма, когда в Турции формировалась турецкая нация и строилось светское национальное государство, завершилась. Правящая турецкая элита взяла на вооружение идеи пантюркизма и поставила целью создание Великого Турана в границах Османской империи».

 

Говоря о нынешней геополитической роли Москвы, Чачия замечает: «Россия полностью освободилась от американского диктата и стала в полной мере суверенным государством. В мире сегодня всего четыре значимых независимых государства — США, Россия, Китай и Индия. Кроме того, Россия предприняла ряд шагов, которые в случае развития этой тенденции могут сделать Россию носительницей альтернативной модели мирового развития. К числу этих шагов относятся запрет пропаганды гомосексуализма и однополых браков, твердая поддержка Православной Церкви и православных духовных ценностей, вооруженное противодействие агрессивным исламистам, защита Сирии как национального государства, четкий сигнал другим странам, в том числе мусульманским, что для России неприемлема потеря ими суверенитета и государственности под напором внешних сил. Все эти шаги в корне противоречат американской политике в мире, американскому проекту глобализации, который предусматривает унификацию наций, унификацию культур, отказ от традиционных национальных и религиозных ценностей, превращение народов в далёкую от национальной, бесполую, бездуховную биологическую массу. Если эта альтернативная тенденция в политике России получит развитие и оформится в виде нового мирового проекта, то Россия станет лидером мировых сил, отстаивающих право наций на существование и суверенное развитие».

 

Далее издание задаёт следующий вопрос: «Если на фоне конфликта с Россией Турция активизирует экспансионистскую политику на кавказском направлении, то положение Грузии может стать катастрофичным. Мы и так находимся фактически в мусульманском кольце. Русские бомбят исламистов в Сирии, им придется куда-то бежать, искать новый плацдарм, а Грузия рядом… Армия Тины Хидашели (министр обороны Грузии — EADaily) их не остановит.

 

Можно ли рассчитывать на помощь России в таком случае?

 

— Трудный вопрос… К такой ситуации надо готовиться заранее, налаживать контакты, просчитывать варианты. Кто в руководстве Грузии может этим заниматься? Наша беда в том, что грузинское руководство всегда во всем опаздывало, выдвигало свои «инициативы» и «предложения» тогда, когда это уже никому не было нужно. Так было в истории с Абхазией, Южной Осетией, так было в экономике, так продолжается и сегодня. Не было и нет людей, способных просчитать два-три хода вперед. Что касается Вашего вопроса, то будем надеяться, что ситуация не сложится таким катастрофическим образом. Если же произойдет именно так (а это вероятный сценарий!), то кроме России нас некому больше защищать. Это историческая, геополитическая реальность, и все здравомыслящие люди это понимают".


Вернуться назад