ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Резолюция №2254: миру в Сирии — быть

Резолюция №2254: миру в Сирии — быть


22-12-2015, 13:56. Разместил: Ева Лисовская

18 декабря 2015 года все пятнадцать членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций проголосовали за принятие резолюции № 2254, что закрепляет мирное урегулирование сирийского конфликта. Текст резолюции был ранее утвержден на переговорах Международной группы в Нью-Йорке, которые длились около пяти часов, и, наконец, закрепил соглашения, достигнутые 14 ноября текущего года в Вене.

Еще в ноябре 2015 года во время проведения международных переговоров по Сирии был согласован план политического урегулирования вооруженного сирийского конфликта.Согласно его уложениям, Башар Асад и выступающие против правительственных войск оппозиционеры должны до 1 января 2016 года приступить к переговорам.

Резолюция по Сирии предусматривает разработку новой конституции страны, проведение президентских выборов, которые должны состояться в течение 18 месяцев после начала процесса разработки конституции. В течение 6 месяцев необходимо создать «легитимное, инклюзивное и светское правительство», которое и займется подготовкой конституции. Кроме этого, в плане резолюции содержится дорожная карта по урегулированию гражданской войны в Сирии.

В тексте проекта не упоминается нынешний президент Сирии Башар Асад (несмотря на то, что США, Франция и Великобритания на этом настаивали), сказано лишь, что будущее страны находится в руках сирийского народа. Без согласия всех обладателей права вето в ООН резолюции не принимаются, а Россия и Китай выступили против включения Асада в итоговый текст документа.

В ходе переговоров международной группы по Сирии, в которую входят Германия, ЕС, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Италия, Катар, Китай, Ливан, Лига Арабских Государств, ОАЭ, Оман, ООН, РФ, КСА, Соединенное Королевство, США, Турция, Франция, МИД РФ Сергей Лавров заявлял, что именно народ Сирии должен решать свою судьбу, и данный подход является абсолютно разумным. Российская сторона не отрицает того факта, что вопрос с Асадом необходимо решать — одновременно с проблемой терроризма в стране, но пути решения у Москвы и Вашингтона все же разные.

ООН отводится ведущая роль в организации консультаций и переговоров между Дамаском и сирийской оппозицией. Ориентировочно процесс должен быть запущен в начале января следующего года. Диалог будет проводиться на основе решений Международной группы по поддержки Сирии и с учетом Женевского коммюнике от 30 июня.

В тексте резолюции рекомендовано прекратить атаки на граждан и гражданские объекты (в том числе медицинские), неизбирательное применение оружия (обстрелы, бомбардировки), создать условия для возвращения беженцев и оказать им всю необходимую помощь в соответствии с Конвенцией о беженцах. На территории Сирии будет действовать специальная миссия, которая будет проводить мониторинг режима прекращения огня. В течение месяца после принятия документа генеральный секретарь ООН должен предоставить рекомендации по составу и функционалу данной миссии.

Государственный секретарь США Джон Керри заявил, что уже в начале января на территории Сирии может быть объявлен режим прекращения огня, так как он закреплен в резолюции СБ ООН и подкреплен правом международного уровня. В течение нескольких недель в ООН будут выработаны и представлены модальности данного прекращения.

Керри также отметил, что данная резолюция открывает пути для диалога Москвы и Вашингтона, сделав акцент на том, что данная инициатива обсуждалась им несколько раз с Сергеем Лавровым, и один раз — с президентом РФ Владимиром Путиным, и именно для Америки стало важным рассмотреть, наконец, пути сотрудничества между двумя странами.

Удивительно, что раньше такой цели Вашингтон почему-то не придерживался.

Да и нет никаких гарантий того, что сейчас США не станут нарушать принятые документы, ведь они, судя по последнему времени, наделяют особенными правами и каким-то чудесным образом снимают чуть ли не все обязательства с Вашингтона.

Россия выступает за создание единого антитеррористического фронта, а борьбу с терроризмом необходимо вести без каких-либо «конъюнктурных политических соображений». На днях Пентагон констатировал тот факт, что российская авиация намного эффективнее демонстрирует себя на Ближнем Востоке, благодаря чему «прибыль ИГИЛ (запрещенной на территории Российской Федерации террористическая организация «Исламское государство», оно же ДАИШ) от продажи нефти упала вдвое», нежели американская. Однако и это не показатель.

Москва-то, конечно, призывает «всех коллег в ходе предстоящей работы не увлекаться идеологизированной риторикой, избегать разжигания губительной межконфессиональной розни, работать прагматично, исходя из первостепенной необходимости, обуздать террор и насилие, перевести конфликт в русло политического урегулирования». Но как на это смотрят Штаты? И хотят ли они такого же сотрудничества с Россией?

Принять документ — одно, а выполнять условия резолюции — совсем другое.

Однако «вырисовывается» не только эта проблема: повстанческие группы могут стать серьезным препятствием для реализации документа, ведь неизвестно, согласятся ли они вступать в диалог без каких-либо гарантий отставки нынешнего сирийского президента.

Тем не менее, данный документ является первым за всю историю, когда Россия и США договорились по вопросу политического процесса в Сирии. Сможет ли он что-то действительно решить и урегулировать? Неизвестно. Но факт остается фактом: раздел «ближневосточного пирога» не за горами, и кусочек от него захочет ухватить каждый участник заварушки.


Вернуться назад