Концепция развития человечества в новом глобальном мире в настоящее время резко изменяется из-за сильной взаимозависимости государств, а также появления новых мировых центров управления определенными действиями или целями. Эти центры зачастую сформированы недемократическим образом группой стран. История Земли и человечества развивается таким образом, что, видимо, недалек тот период, когда будет создано несколько глобальных объединений стран. В этом случае потребуется определенный миропорядок, контуры которого пока не совсем ясны.
Вестфальский миропорядок, упрочившийся в середине XVII века, требовал наличия независимых стран, которые не будут вмешиваться во внутренние дела друг друга. Вся власть государства на своей территории должна принадлежать правительству, которое определяет и создает необходимые структуры, а внешние игроки не должны мешать ему в этом.
Подобное построение обуславливает основной принцип баланса сил, который рассматривается как положительный. Однако из-за определенных амбиций некоторые страны Западной Европы не хотели его использовать, что вызывало ограниченные конфликты.
После 1945 года и до 90-х равновесие между государствами, объединенными Варшавским договором во главе с СССР, и рядом капиталистических стран с ведущей ролью США обеспечивало отсутствие больших войн.
Мировой беспорядок
В современном мире больше и возможностей, и сложностей. В 90-е годы в связи с глобализацией родились концепции, которые стали хоронить Вестфальскую систему, доказывая неизбежность ослабления и постепенного отмирания государств.
Действительно, правительства начали утрачивать монополию на различные властные функции. Быстрое развитие после 1990 года международной финансовой системы, действующей на рыночных принципах, в том числе и в России, снижает барьеры между внешней и внутренней политикой, между правами человека и его безопасностью.
Глобализация обостряет общие проблемы, такие как распространение оружия массового поражения, дезинтеграция бывших государств, хищническое отношение к окружающей среде, практикуемый некоторыми странами геноцид и терроризм. Привычные конфликты усугубляются внедрением новых технологий, способов обработки и передачи информации. Любая непрогнозируемая ошибка может оказаться фатальной для всего человечества.
Сложности современного мира определяются силами, не признающими никаких ограничений и порядка вообще. Это необходимо остановить. Пока баланс сил остается основным принципом мироустройства, он должен снижать негативные воздействия, сохраняя хотя бы основные позиции привычного порядка.
Предлагаемые США и их последователями в ЕС новые правила игры не учитывают некоторых проблем. Дело в том, что глобализация оказывает противоречивое воздействие на развитие демократических институтов, что приводит к невозможности их регулирования из единого центра. Демократия и рыночный либерализм в настоящее время не создают надежных и устойчивых способов функционирования государств.
В 60-х годах Генри Киссинджер разработал идею "гибкого регулирования", включающую возможное применение тактического ядерного оружия. В вышедшей год назад книге "Мировой порядок" он пишет, что основные принципы Вестфальской формации, в том числе и невмешательство во внутренние дела, являются безнравственными и устаревшими. То есть США все это время добивались того, чтобы заложить в основу миропорядка свои универсальные ценности. А сегодня Киссинджер говорит о крахе баланса сил на Ближнем Востоке. Однако политик не называет при этом виновного, хотя именно США и ЕС привели регион к катастрофе интервенциями и уничтожением действующих режимов в Ливии, Ираке, Йемене.
Сегодня Соединенные Штаты и их союзники не в состоянии обеспечить равновесие сил на Ближнем Востоке – ни своими войсками, ни поддержкой группировок, которые пытаются захватить власть и зачастую сотрудничают с террористами.
США, кажется, уже пугает и собственный принцип возможного использования тактического ядерного оружия, так как у Пакистана оно уже есть, а Саудовская Аравия пытается таковое получить. И это приведет к силовому дисбалансу не только на Ближнем Востоке.
Новое мироустройство должно учитывать все основные черты нынешнего периода развития человечества, все функции и принципы, необходимые для увеличения времени существования людей на Земле.
Контуры новой формации
Попытаемся описать некую новую мировую формацию управления человечеством. К ее основным чертам относятся:
наличие независимых государств;
образование мягких (не жестких) государственных объединений;
баланс сил;
системные формы борьбы с любыми проявлениями терроризма;
разнообразие традиций и верований;
наличие правды и справедливости, морали, мотивации населения, политической воли, возможность предложить человечеству новую мечту;
необходимое разнообразие свобод, определенных законами;
ограничение (в законах) опасных или непонятных новых технологических процессов и научных направлений, которые могут изменить генетику людей и всего человечества и привести к его гибели;
прекращение различных способов мгновенных структурных или революционных перемен;
комплекс справедливых договоренностей и распределения власти в мировой структуре на основе многополярности;
определение общей цели данного миропорядка как максимального времени существования любой структуры человечества (индивидуума, организации, государства, наднационального объединения и всего человечества).
Принцип наличия независимых государств был определен Вестфальским договором Европы 400 лет назад. Что же касается образования мягких объединений, то оно не должно быть связано с насилием или гегемонистскими устремлениями, а также мешать своим членам выполнять собственные функции. Такая консолидация может иметь почти общую стратегию достижения поставленных целей.
Баланс сил является основой обеспечения мира на нашей планете.
Системные формы борьбы с любыми проявлениями терроризма актуальны в данный период и в будущем.
Требование сохранения разнообразия верований и культур говорит о ненужности искусственного изменения национальных традиций. Свои социальные накопления народ меняет сам.
Способность предложить человечеству новую мечту предполагает постепенное изменение тайных и ошибочных, в том числе непрогнозируемых или хаотических действий при решении сложных задач внутри и вне государства.
Необходимое разнообразие свобод, а также ограничение опасных и непонятных открытий в технологии и науке требуется для того, чтобы человек или государство не переходили границу неизвестного без необходимости.
Примеров мировых проблем, возникающих за счет тайного или ошибочного действия некоторых стран, предостаточно: Югославия, Ливия, Грузия, Сирия и т. д. Ни один подобный опыт нельзя назвать положительными.
Важно, что многополярность определяется не только наличием нескольких объединений, но и различной валютой.
Что же касается глобальной мечты людей на обозримый период, то ею может быть именно максимальное время существования человечества. Соответственно надо выстраивать стратегию ее достижения в любых структурах деятельности homo sapiens.
В центре хаотических событий
Остановимся подробнее на балансе сил, который может сохранять нормальные отношения государств и их соседей. Часто он понимается как военная составляющая. Конечно, эта компонента необходима, но в данном случае речь идет о зависимости от общего могущества государств, от обеспечения пропорциональности сил по основным функциям объединений.
Для построения модели миропорядка на планете можно использовать естественные функции любой державы (экономика, промышленность, социология и т. д.), которые обладают конкретными количественными показателями. Однако распределение сил зависит еще и от множества разнообразных непрогнозируемых или единичных, то есть хаотических событий. Они могут управлять мировыми структурами и имеют сложный состав.
Образование этих хаотических событий или факторов получается тогда, когда государства имеют различные, часто противоположные пути развития, менталитет и пр. Не будем здесь развивать мысль о разнообразии мира – это понятно, а попытаемся проанализировать действия некоторых хаотических событий, которые можно назвать искусственными, так как они имеют две формы: тайную и ошибочную. Тайные обычно организует одно государство для другого, чтобы изменить его состояние в направлении, которое необходимо инициатору данного события.
Этот хаотический фактор можно ослабить, если в обществе действуют принципы воспитания на основе правды, справедливости, морали и борьбы с коррупцией, а политическая, экономическая и социальная стратегия жизни понятны большей части населения.
Другой пример хаотического фактора направлен на деградацию государственности. Так, например, для России является опасным вхождение в специальную европейскую систему онтологической информации.
Действующая в Евросоюзе онтологическая система (ОС) – это глобальная информационная сеть, собирающая результаты научных и инновационных разработок, в том числе в нашей стране. В частности, немцы на основании меморандума, подписанного в 1996 году с Госкомитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, образовали в Москве, Самаре, Екатеринбурге и других крупных городах контактные бюро, которые под видом помощи нашей стране фактически внедрялись в важнейшие отрасли с целью получения информации и разрушения структуры науки и промышленности. Для Российской Федерации онтологическая модель Евросоюза является сильным хаотизирующим фактором.
Другой пример. В России находится 600 организаций, которые получают средства – почти миллиард долларов – из-за границы, в первую очередь из США, притом что там имеется только одна организация, которая существует на деньги РФ.
Все тайные хаотические факторы взаимосвязаны и представляют собой систему мягких войн. Их воздействие на страны и все человечество может быть велико.
Как избежать эффекта кобры
Рассмотрим также некоторые ошибочные хаотические факторы управления. К наиболее важным относятся быстрое объединение объектов и коррупция.
Процесс интеграции глобальных систем, например государств и других сложных организаций или предприятий, очень длительный. Он может занять 20 и более лет, поэтому в начале пути фактор глобализации функций с другими родственными системами является хаотическим и его величина, конечно, зависит от специализации работ (производство, наука, образование и др.) и формы объединения.
Часто ассоциации собирают в единую систему несвязанные разнообразные темы или проблемы только для того, чтобы показать важность самого объединения. Такие примеры имеют место в космической отрасли, экономике и т. д. Так в планах работы образуются хаотические факторы, уменьшающие системность деятельности и порождающие хаос, – то, что немецкий исследователь Хорст Зиберт назвал эффектом кобры, который ведет к достижению противоположного результата в работе объединенных научных и образовательных организаций и в их планах.
Чтобы избежать эффекта кобры, не нужно собирать организации в объединения. Каждый руководитель конкретной структуры обязан быть специалистом в данном направлении, а не просто менеджером или собственником.
С другой стороны, объединение структур – один из способов увеличения энергетики каждой из консолидируемых систем за счет внешних взаимодействий. Однако глобальное объединение требует больше энергии и должно иметь государственное управление.
Еще один ошибочный хаотический фактор – коррупция. Это всегда противодействие функционированию конкретного объекта или субъекта государства. Но она уменьшается при централизации управления. Кстати, Россия в рейтинге коррупции, включавшем 176 стран, занимала в 2012 году 133-е место, а в 2014-м – 136-е.
Способы защиты от хаотических факторов есть. Основные рекомендации по уменьшению их воздействия таковы:
управлять глобальной системой аккуратно и мягко;
разделить ее на локальные части;
перестроить структуры;
допустить централизацию, предполагающую более жесткое управление;
принять антикоррупционные меры (изменить принципы полномочий управленцев).
Перемены в мире, даже в форме небольших мягких войн или конфликтов, могут быть, но при достижении определенной допустимой величины колебания равновесия, которое не выходит за предельные границы жизни людей на Земле. То есть будущее человечества зависит от баланса сил глобальных объединений или цивилизаций Земли.
Николай Кобелев,
профессор Финансовой академии при правительстве РФ, член правления Национального общества имитационного моделирования