ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Война против истории. Боевики «ИГ» уничтожают памятники культуры
Война против истории. Боевики «ИГ» уничтожают памятники культуры8-10-2015, 10:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Война против истории. Боевики «ИГ» уничтожают памятники культуры
Кровопролитная война, развязанная при фактическом содействии США и союзников религиозными экстремистами на Ближнем Востоке, привела к катастрофическим последствиям для Сирии и Ирака, повлекла за собой массовый отток беженцев в соседние страны и страны Европы, фактически разорила экономику целых государств. Понятно, что на фоне многотысячных человеческих жертв и разрушенных жилых районов охрана культурного наследия отходит на второстепенный план, но все же стоит обратить внимание и на колоссальный и, во многом, невосполнимый ущерб, нанесенный боевиками культурному наследию государств Ближнего Востока.
Сирия, Месопотамия — земли, на которых формировались древнейшие государства и культуры, колыбель цивилизаций. И вот сейчас, во втором десятилетии XXI века исторические памятники, просуществовавшие тысячелетия и пережившие самые разные военные и политические перипетии — от римского завоевания до Арабского халифата, от крестоносцев до монголов, от тюрок — сельджуков и османов до Первой мировой войны и последующей европейской (английской и французской) оккупации, оказались под угрозой тотального уничтожения. Более того — многие из них уже уничтожены и не подлежат восстановлению. 6 октября стало известно, что боевики ИГ, продолжающие методичное уничтожение всемирно известной Пальмиры — древнего города, расположенного на территории современной Сирии, заминировали древний римский амфитеатр и готовы взорвать его в любой момент. Об этом, ссылаясь на показания местных жителей, сообщили представители ответственных сирийских ведомств. Днем ранее стало известно об уничтожении античной Триумфальной арки — пожалуй, самого известного российским гражданам памятника Пальмиры. Именно эта арка изображена на обложке знакомого каждому бывшему ученику советской и российской средней школы учебника «История древнего мира». Фактически боевики, орудующие на Ближнем Востоке, уничтожают историю многочисленных народов, живших на этой древней земле. Вавилоняне, шумеры, ассирийцы, финикийцы — вот далеко не полный перечень знаменитых народов, создававших города, строивших дворцы и храмы, остатки которых сегодня оказались под обстрелами экстремистов. Отметим, что ислам на территории Сирии и Ирака утвердился более тысячи лет тому назад, но многие памятники истории уцелели — их не тронули ни халифы, ни тюркские султаны, ни арабские шейхи. Запрос на тотальное уничтожение истории пришел лишь в ХХ веке, с появлением на Ближнем Востоке фактора религиозного экстремизма, спонсируемого и поддерживаемого западными спецслужбами. Первоначально с помощью подконтрольных радикалов Великобритания и США собирались противостоять советскому влиянию в регионе, а после распада СССР радикалы стали прекрасным инструментом для свержения светских арабских режимов, сохранявших определенную самостоятельность во внешней политике. Уничтожение культурных ценностей, исторического наследия давно превратилось в один из эффективных инструментов, во-первых, демонстрации своего радикализма и пренебрежения мнением мирового сообщества, а во-вторых — шантажа и запугивания, со стороны религиозно-экстремистских организаций. Взрывая исторические памятники, боевики не только совершают символические акты презрения и ненависти по отношению к почитаемым культурными людьми символам, но и могут преследовать более прагматичные политические цели. Так, исторические памятники могут выполнять роль заложников — также, как и в случае с захватом людей, террористы могут взамен на сохранение памятников требовать определенных уступок со стороны своих противников. Немецкий археолог Мирко Новак, работающий в Берлинском университете, подчеркивает, что в европейских странах такие большие и масштабные историко-археологические памятники отсутствуют. Во-вторых — Сирия и Месопотамия являются настоящей колыбелью человеческой, в том числе и европейской, цивилизации. Здесь происходило формирование оседлого образа жизни, переход к земледелию, строились первые городские поселения, развивалась первая письменность. Сирия и Месопотамия — очаг формирования и распространения важнейших мировых религий — христианства, ислама, иудаизма и их модификаций. Фактически, исторические памятники Сирии и Ирака — это наглядное пособие по развитию человеческой цивилизации. «Если здешние древности будут уничтожены, это будет касаться и Запада. Это понимают и боевики ИГИЛ. Можно сказать, что они взяли Пальмиру, признанную ЮНЕСКО памятником всемирного наследия, в заложники. Они играют с нашими страхами того, что эти объекты будут безвозвратно уничтожены», — подчеркивает археолог Мирко Новак (Цит. по: Расхитители без границ // http://kommersant.ru/projects/palmyra). С другой стороны, уничтожение исторической памяти Сирии и Месопотамии — важный идеологический ход для тех, кто надеется построить религиозно-тоталитарное государство на Ближнем Востоке. Фанатики считают, что стерев с лица земли древние святыни, им удастся добиться эффекта tabula rasa, после чего будет гораздо проще утверждать свою идеологию в качестве единственно правильной и всеобщей. Талибы — первый удар по истории Кстати, первыми в современной истории взяли курс на открытое и демонстративное уничтожение исторических памятников афганские талибы. До исламизации часть населения современного Афганистана исповедовала буддизм. Древний Афганистан вообще был удивительным, уникальным регионом. Здесь сходились Восток и Запад, индо-буддийская культура Индостана и эллинистическая культура появившихся после походов Александра Македонского иранских и среднеазиатских государств. Вблизи города Бамиан, что в 200 км. к северо-западу от Кабула, еще в I-IIвв. н.э. были основаны буддийские монастыри, ставшие очагом распространения буддизма на территории центральной части современного Афганистана. Они просуществовали до VIII в., когда буддизм, в результате исламизации, был вытеснен с территории Афганистана. Прошло более тысячи лет, но заброшенные буддийские монастыри и знаменитые гигантские статуи Будды оставались не тронутыми — их не уничтожили ни арабские завоеватели, ни местные персидские и пуштунские властители, ни тюрки, ни монголы. Комплекс буддийских монастырей называли «Кафиркала» — «Город неверных», но не разрушали. Все изменилось на рубеже ХХ — XXI вв. Афганские талибы одерживали победу за победой над силами антиталибской коалиции — тоже исламскими фундаменталистами, но более умеренного толка. 26 февраля 2001 г. лидер талибов мулла Мохаммед Омар издал обращение, в котором говорилось: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем». Это означало фактический приказ на уничтожение знаменитого архитектурного комплекса, считавшегося памятником мирового культурного наследия. Несмотря на протесты мировой общественности, движение «Талибан» приступило к уничтожению древнего святилища. Операция по стиранию с лица земли бамианских статуй началась 2 марта 2001 г. Сначала статуи расстреляли из зенитных орудий, но артиллерийским огнем их разрушить не удалось, поскольку статуи были высечены в скале, и разрушить их оказалось достаточно сложно. Тогда талибы приняли решение обрушить на статуи обломки скал, предварительно положив на дно ниши противотанковые мины. Но и эта мера не дала ожидаемого результата. В конце концов, группа боевиков спустилась по скале в ниши и заложила взрывчатку в отверстия в статуях. Когда прогремел взрыв, оказалось, что лицо одного Будды так и не было уничтожено. По статуе выпустили ракету, оставившую отверстие в голове статуи. Акция талибов по уничтожению бамианских статуй вызвала крайне негативную реакцию во всем мире. Практически все страны мира единогласно осудили движение «Талибан» за разрушение исторического памятника. Так, МИД Индии охарактеризовал действия талибов как атаку на культурное наследие всего человечества. Показательно, что талибов осудил даже поддерживающий их Пакистан, а иранские СМИ заявили, что действия движения бросают тень на ислам. Однако в список Всемирного наследия ЮНЕСКО бамианские статуи были внесены только в 2003 г. — как разрушенные талибами, так и те, которым посчастливилось уцелеть. Кроме того, в список включили и другие исторические памятники Бамианской долины — остатки построенного во время правления династии Газневидов города Гаугале и две средневековые крепости, выполнявшие задачи по обороне долины. Первоначально мировая общественность надеялась на то, что ЮНЕСКО, рано или поздно, восстановит памятники Бамиана. Однако в марте 2011 г. стало известно, что международная организация от восстановительных работ отказывается. ЮНЕСКО заявило о том, что требующихся для восстановления статуй 8-12 млн. долларов у организации просто нет. Кроме того, представитель ЮНЕСКО заявил, что восстановление фактически будет означать строительство новых статуй, но ценность представляет не возможный новодел, а подлинный памятник, разрушенный талибами и восстановлению фактически не подлежащий. С началом войны на Ближнем Востоке, развязанной организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» (позже — просто «Исламское государство»), стратегия тотального уничтожения памятников истории и культуры стала реализовываться и в Месопотамии. Только в Мосуле — одном из древнейших городов Ирака — боевики ИГИЛ с июня 2014 по февраль 2015 гг. уничтожили 28 религиозных зданий. Хранившиеся в них исторические ценности были вывезены из Ирака с целью продажи — на вырученные от торговли древностями деньги радикалы осуществляют финансирование своей деятельности. В феврале 2015 г. боевиками была взорвана центральная библиотека Мосула, в результате чего погибло от 8 до 10 тысяч книг, включая уникальные древние рукописи по философии и истории. Костер из книг боевики устроили и во дворе библиотеки. Ворвавшись в музей Мосула, боевики кувалдами и дрелями уничтожили ряд экспонатов, которые, по их мнению, напоминали о временах «язычества» и поэтому подлежали ликвидации и забвению. В марте 2015 г. ИГ приступило к уничтожению развалин трех древних городов, находившихся на территории, в настоящее время контролируемой ИГ. Так, 4 марта 2015 г. с помощью бульдозеров ИГ разрушило развалины домов и статуи Нимруда — древнего ассирийского города, построенного еще в XIII в. до н.э. Спустя три дня, 7 марта 2015 г., уничтожили остатки древнего города Хатра (III в. до н.э.), а 8 марта 2015 г. — были частично уничтожены остатки города Дур-Шаррукин (VIII в. до н.э.). Также были уничтожены остатки древнего города Калах. Многострадальный Калах был основан в XIII веке до н. э. и претерпел немало нашествий и войн. В 612 г. до н.э. его разрушили мидийцы. Современные вандалы спустя тысячелетия после основания города планомерно стерли его остатки с лица земли. Мир лишился уникальных археологических памятников, представлявших ценность не только для Ирака и его жителей, но и для всего человечества. Ассирийские дворцы и города, простоявшие, пусть и в виде руин, тысячелетия, оказались беззащитными перед фанатиками, для которых религия стала вывеской, оправдывающей террористические акты не только против людей и современной инфраструктуры, но и против исторической памяти. Трагическая смерть Пальмиры С распространением деятельности ИГ на территорию Сирии под угрозой уничтожения оказались и древние памятники сирийской земли. Весь мир с содроганием наблюдает за трагической судьбой Пальмиры. Пальмирой греки называли сирийский город Тадмор — «Город пальм», в переводе с арамейского, расположенный в 240 км к северо-востоку от Дамаска. Возникший как поселение в оазисе, благодаря выгодному географическому положению на пути караванов, следовавших через Сирийскую пустыню, город быстро превратился в один из крупнейших и цветущих на Античном Востоке. Тадмор / Пальмира упоминался еще в Библии — согласно Священному писанию, город был основан царем Соломоном для защиты Израиля от нападений арамейских кочевников. Позже Тадмор разрушила армия Навуходоносора II, но городу удалось быстро реанимироваться и превратиться в ключевой экономический центр региона. Возникло государство Пальмирена, умудрившееся длительное время сохранять политическую самостоятельность. Когда Римская империя вела затяжную войну с Парфянским царством, легионы Рима пытались овладеть Пальмирой. В годы правления императора Траяна город был разрушен, Однако после того, как римлянам удалось завладеть Пальмирой, они приняли очень разумное решение — восстановить Пальмиру и превратить ее в центр своего влияния в регионе. Император Адриан заново отстроил город и переименовал его в Адрианополь, при этом правители Адрианополя получили автономию — император предполагал, что некоторая самостоятельность и привилегии будут способствовать лояльному отношению к Риму и остановят пальмирцев от союза с вражеской Парфией. Примерно в 212 г. н.э. Пальмира стала колонией Рима с преимуществами итальянских колоний. Однако выходец из Пальмиры сенатор Септимий Оденат, назначенный правителем города, поднял против Рима восстание. Второй сын Септимия Одената, также звавшийся Оденатом, в 258 г. получил от Рима титул консула — это была благодарность империи за поддержку в борьбе против персов. Но в 260 г. Оденат провозгласил себя «царем царей». Впрочем, в 267 г. «царя царей» Пальмиры убил собственный племянник Меоний. Править городом стала Зенобия, превратившая Пальмиру в процветающее царство. Излишняя самостоятельность царицы и ее стремление к фактически полной независимости от Римской империи стали причиной негодования императора Аврелиана, который в 273 г. направил против Пальмиры войска. Город был вновь опустошен римлянами, а Зенобия попала в плен. Несмотря на последующие попытки восстановления Пальмиры, она так и не смогла вернуть себе прежнее великолепие. В 744 г. Пальмиру окончательно разрушили арабы. После этого на месте древней столицы возникло небольшое селение. Долгое время развалины Пальмиры никто не трогал. Наиболее величественными памятниками истории города оставались храм бога Бэла (Ваала), датируемый I в. н.э., храм Баалшамина, датируемый II в. н.э., агора III в. н.э., театр и караван-сарай. Интерес западных археологов к Пальмире стал проявляться еще в Новое время. Так, в 1678 г. английский предприниматель Галифакс обнаружил развалины Пальмиры, а в 1751-1753 гг. Роберт Вуд и Джеймс Докинс впервые произвели обследование развалин и составили их описание. Полноценные археологические раскопки начались в конце XIX в. и продолжались до тех пор, пока в Сирии не начались боевые действия, затронувшие, в том числе, и Пальмиру. В 2008 г. ученые обнаружили в Пальмире фундамент крупнейшей в Сирии христианской церкви, размерами 47 на 27 метров. Фактически, вся территория Пальмиры — это один сплошной памятник. По соседству с развалинами города располагаются руины некрополя с погребальными пещерами и шестьюдесятью усыпальницами, которые представляют собой башни из больших обтесанных камней. Пальмира признается ЮНЕСКО в числе памятников всемирного наследия. До начала войны Пальмиру ежегодно посещало не менее 150 тысяч туристов, это был один из наиболее привлекательных для иностранных туристов историко-культурных памятников на Ближнем Востоке. В июне 2015 г. боевики ИГ, под контролем которых оказалась территория, на которой расположены развалины Пальмиры, приступили к целенаправленному уничтожению древних памятников. Сначала боевики стали уничтожать древние статуи. Так, 27 июня была уничтожена статуя «Лев Аллат». Трехметровая, весом 15 тонн, статуя льва была воздвигнута две тысячи лет назад в честь древнеарабской богини неба и дождя Аль-Лат. Фанатики разбили статую кувалдами. После уничтожения статуй боевики ИГ разрушили два древних храма, относившихся к числу памятников мирового культурного наследия. Сначала 23 августа боевики взорвали знаменитый храм Баалшамина, воздвигнутый в честь финикийского бога дождей в районе I в. н.э. и считающийся одним из наиболее значительных памятников архитектуры позднего эллинизма. Затем, 30 августа, фанатики взорвали храм Бэла, построенный в честь верховного бога древних сирийцев и также являющийся одним из известнейших на Ближнем Востоке памятников смешанной «греко-восточной» архитектуры. Кроме уничтожения древних развалин, боевики продолжили убивать людей, причастных к сохранению исторической памяти сирийского народа. Так, 19 августа 2015 г. был убит боевиками главный смотритель памятника 82-летний Халед Асаад. Ученый на протяжении многих десятилетий сотрудничал с международными научными организациями, организовывал археологические исследования в Пальмире, поэтому был широко известен не только в Сирии, но и за ее пределами. После того, как Халеда Асаада схватили боевики, никто до конца не мог поверить в то, что они отважатся убить пожилого безобидного археолога зверским способом. Однако, кровожадность боевиков была недооценена. Убийство историка фанатики обставили как публичную казнь — пожилого историка, более пятидесяти лет своей жизни посвятившего изучению и сохранению остатков Древней Пальмиры, изуверы обезглавили на центральной площади Пальмиры. 4 сентября боевиками были уничтожены три погребальные башни, построенные в период со 103 по 44 гг. до н.э. Затем настала очередь знаменитой Триумфальной арки II в. н.э. — той самой, которая и изображена на учебнике истории древнего мира. Она была взорвана боевиками «Исламского государства» 5 октября 2015 г. Как свидетельствуют местные жители, после действий боевиков от арки не осталось ничего — «они стерли ее в порошок». Позже стало известно, что боевики ИГ заминировали античный амфитеатр, построенный в годы вхождения Пальмиры в состав Римской империи — об этом сообщил заместитель министра культуры Сирии Али аль-Кайим. Он заявил, что «боевики ИГ заминировали амфитеатр. Они знают, что мы не можем наносить удары по историческим памятникам. Они могут продолжить минировать оставшиеся памятники в случае, если почувствуют угрозу или начнется наступление. Их действия бесчеловечны» (Цит. по: http://lenta.ru/news/2015/10/06/palmyra/). Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова охарактеризовала действия боевиков «Исламского государства» по уничтожению Пальмиры как военное преступление и призвала мировое сообщество активизировать усилия по борьбе с этой радикальной организацией. Разрушения в Босре и Алеппо Кроме Пальмиры, на территории Сирии сильно пострадал и город Босра — древний населенный пункт, во время существования Римской империи выполнявший функции административного центра римской провинции Аравия. С античных времен в Босре сохранились римская цитадель, театр, постройка которого датирована II в. н.э. В позднеримский период Босра стала важным центром караванного сообщения Сирии с Меккой, здесь развивались торговля и культура, строились христианские церкви. К чести сирийских правительственных войск, им удалось отбить Босру еще в марте 2015 г., однако ущерб, который успели нанести боевики древнему городу, колоссален. Огромный урон был причинен и историческому центру Алеппо — пожалуй, второго по значимости после Дамаска культурного и политического центра Сирии. Алеппо — один из древнейших населенных пунктов мира, в котором с глубокой древности продолжают жить люди. Согласно материалам археологических исследований, проводившихся в Тель-ас-Сауда и Тель-аль-Ансари, город был заселен, по меньшей мере, во второй половине третьего тысячелетия до н.э. Первоначально он был столицей независимого царства Эбла, затем его разрушили войска Аккадской державы. Но со временем городу удалось возродиться — уже в качестве столицы аморейского царства Йамхад. После очередного нашествия — на этот раз хеттов — Алеппо был завоеван хурритским государством Митанни и вошел в его состав. Позже его завоевали хетты, для которых Алеппо также превратился в важный культурный и религиозный центр — здесь находились святилища бога погоды. Вслед за крушением Хеттской державы Алеппо вошел в состав арамейского царства Арпад, затем — арамейского царства Хатарикка-Лухути, потом входил в состав Новоассирийского и Нововавилонского царств, Персидской империи Ахеменидов, империи Александра Македонского и эллинистического государства Селевкидов. Селевк Никатор построил здесь греческий город Верия, который позже был завоеван римлянами. Три столетия римского владычества в Сирии превратили эту область в достаточно спокойную и стабильную в политическом и экономическом отношении. Жители Сирии чувствовали себя в безопасности, развивались торговля, науки и культура. Верия превратилась в большой торговый город и культурный центр Римской Сирии. — цитадель в Алеппо, 8 век н.э. После арабского завоевания Алеппо сохранил свое экономическое и культурное значение — в частности, здесь проживал великий философ и ученый Аль-Фараби. Город входил в состав эмирата Хамданидов, некоторое время находившегося в вассальной зависимости по отношению к Византийской империи. Затем в Алеппо «хозяйничали» тюрки-сельджуки, династия Айюбидов, монгольская династия Хулагуидов, войска Тамерлана. В Новое время Алеппо, как и вся Сирия, входил в состав Османской империи. Столетиями здесь, хотя и не без конфликтов, уживались мусульманское, христианское, иудейское население. Создание государства Израиль спровоцировало рост юдофобских настроений в арабском мире, в результате чего подавляющее большинство евреев арабских стран, в том числе и Сирии, эмигрировало в Израиль. Война, развязанная религиозными фанатиками на территории Сирии, привела к бегству из Алеппо и многочисленного прежде христианского населения города. До войны христиане составляли 12% населения Алеппо. В основном, здесь проживали ассирийцы, армяне и греки — последователи Мелькитской церкви. Еще в 2012 г. вооруженные отряды оппозиции, захватив Алеппо, приступили к разрушениям культурных и исторических памятников города. Были разрушены торговые ряды знаменитого на весь Ближний Восток рынка аль-Мадина, взорваны: евангельская церковь в районе аль-Джадид, стена Великой Мечети — одного из наиболее известных памятников арабо-мусульманской архитектуры Сирии, разграблены резиденции мелькитского архиепископа Алеппо, маронитского архиепископа Алеппо, христианский музей Мааррат Нахман. В музее были уничтожены иконы и археологические артефакты. Общий ущерб, нанесенный боевиками городу составил не менее 2,5 млрд. долларов. Только в 2013 г. было уничтожено свыше 40 тысяч жилых строений, 1000 школ, 52 мечети. Разрушены и церкви, и мечети Помимо памятников Древней Ассирии и Пальмиры, которые боевики «Исламского государства» считают языческими, на захваченных территориях происходит планомерное уничтожение христианских церквей и монастырей и даже мечетей. До начала геноцида, развязанного ИГ, в Сирии и Ираке проживало многочисленное христианское население — последователи древневосточных церквей, в этническом отношении бывшие ассирийцами, армянами, арабами. После начала боевых действий большинство христиан, опасаясь за свою жизнь, покинуло территории, находившиеся под угрозой нападения боевиков ИГ. Однако даже в этом случае фанатики нашли себе жертв — ими стали исторические памятники, связанные с христианской религией. Рассматривая земли Ирака и Сирии как исключительно мусульманские, должные войти в состав «халифата», боевики ИГ стремятся полностью уничтожить христианское присутствие и напоминание о нем в сирийских и иракских городах и селениях. Так, в Мосуле боевиками ИГИЛ было сожжено четыре местные церкви. В Сирии боевики уничтожили христианскую церковь Святого Мар Беешо, расположенную в деревне Тель-Шамиран, населенной христианами-ассирийцами. В феврале 2015 г. была полностью уничтожена одна из старейших в Сирии христианская церковь в Тель-Хурмизе. Церкви в Тель-Балуа и Кабр-Шамий также были уничтожены боевиками, стремящимися уничтожить любые следы христианского присутствия в Сирии и Месопотамии. В августе 2015 г. с помощью бульдозеров боевики ИГ разрушили монастырь Св. Элиана в городе Эль-Карьятейн. Это был один из древнейших христианских монастырей Сирии. В захваченном боевиками «Исламского государства» Алеппо в апреле 2015 г. была уничтожена кафедральная церковь Берийской епархии Армянской Апостольской Церкви Святых 40 младенцев-мучеников, построенная в XV веке. Боевики вырыли большую яму внутри церкви и, поместив туда взрывчатку, подорвали христианский храм. Также в результате действий боевиков пострадало христианское кладбище, находившееся в населенном армянами районе Алеппо. — взорванная армянская церковь в Алеппо На территории Ирака в 2014 г. боевиками было уничтожено большое количество шиитских мечетей (шиитов ИГ не признает в качестве мусульман). В мае 2015 г. боевики ИГ взорвали исторический памятник — мечеть «Марьям хатун» в западной части Мосула (Ирак), построенную в 1821 г. Кроме того, в Мосуле были взорваны мечеть Султана Ваиса ( 1838 год постройки), мечеть «Аль-Хадра», мечеть халифа Умара. Врываясь в мечети в захваченных городах Ирака и Сирии, боевики уничтожают фрески, в том числе и средневековые, имеющие большую художественную и историческую ценность. По мнению боевиков, наличие фресок в мечетях противоречит канонам ислама, поскольку религия запрещает изображения людей и животных. Тех мусульманских священнослужителей, которые противятся приказаниям боевиков ИГ, ждет как минимум арест, а в худшем случае — и убийство, выданное за смертную казнь. Помимо шиитских мечетей, нападениям боевиков на территории Сирии и Ирака подвергаются и суннитские мечети. После начала военно-воздушной операции российской авиации, пришедшей на помощь Сирии, против боевиков «Исламского государства», отряды фундаменталистов предпочитают прятаться в помещениях мечетей и прятать там технику, так как осведомлены о том, что российская авиация не будет наносить удары по религиозным святыням и историко-культурным памятникам. Вместе с тем, у самих боевиков не возникает каких-либо моральных преград, не позволяющих использовать мечети в качестве укрытий, либо обстреливать их во время боевых столкновений с силами противника. Кстати, боевики ИГ не отрицают тот факт, что в перспективе собираются разрушить величайшие святыни исламского мира — Мекку и Медину, а также уничтожить священную для мусульман Каабу. Российский исламовед Роман Силантьев подчеркивает, что «боевики «Исламского государства» уничтожают древние культурные памятники, библиотеки и музеи, так как они являются идолами и не соответствуют идеологии истинно исламской культуры, вероучении где есть запрет на создание любых скульптур, изваяний и изображений. Этот запрет базируется на том, что человек не должен поклоняться никому, кроме Бога. Нельзя создавать идолов. Таким образом, уничтожая древние культурные и исторические памятники террористы пытаются вызвать страх, бросают вызов всему мировому сообществу и поддержать свой авторитет. В этом и есть вся сущность «ваххабизма»» (Цит. по: http://www.kp.ru/daily/26441.5/3312201/). Следует отметить, что во время правления в Ираке Саддама Хусейна, историческое наследие страны не только не разрушалось, но и всячески сохранялось и изучалось. Известный российский историк Виктор Солкин подчеркивает, что археология и музейное дело в Ираке Саддама Хусейна находились на очень высоком уровне (http://www.mk.ru/culture/2015/02/27/uchenyy-o-razrushenii-boevikami-igil-pamyatnikov-v-mosule-vsyo-professionalnoe-soobshhestvo-absolyutno-moralno-paralizovano.html). Не вдаваясь в анализ политических особенностей правления Саддама Хусейна, нельзя не отметить, что во время его нахождения на посту главы иракского государства, для сохранения истории страны, в том числе и доисламского периода, действительно предпринимались большие усилия. Выделялись средства на финансирование исторических исследований, готовились кадры местных ученых и организовывался доступ для иностранных ученых на территорию Ирака. То есть, памятники истории и культуры оставались доступными для мирового сообщества. Те, кто подорвал в начале XXI в. основы светских арабских режимов на Ближнем Востоке, являются непосредственными соучастниками преступлений боевиков против человечества, в том числе и против его исторического и культурного наследия. Поэтому когда США и европейские страны начинают высказывать возмущение по поводу разрушения памятников истории в Сирии и Ираке, в первую очередь это возмущение стоило бы высказать самим себе — ведь именно агрессивная политика США и сателлитов привела к тому, что массовый террор и вандализм не только стали возможными на Ближнем Востоке, но и приобрели характер общемировой угрозы. Контрабанда ценностей. Печальная судьба артефактов Под прикрытием идеологии боевики ИГ не только демонстративно уничтожают памятники культурного наследия, но и занимаются похищением артефактов с целью их последующего контрабандного вывоза и продажи на «черном рынке» в частные коллекции — в том числе в США и Европу. По данным сирийских властей, только из национального музея в городе Ракка боевики похитили 527 артефактов, которые Сирия потеряла — преступники вывезли культурные ценности за пределы страны. Причем, по словам директора исторических музеев и культурного наследия Сирии Маамуна Абдель-Карима, похищения исторических ценностей в стране начались задолго до активизации «Исламского государства» — подобными преступлениями промышляли и представители других вооруженных группировок, входящих в состав так называемой «оппозиции», выступающей против президента Башара Асада. Директор музеев считает, что деятельность по похищению исторических ценностей координируется международными преступными сообществами, с которыми тесно сотрудничают боевики, а также сирийским криминалитетом. Пути контрабанды давно налажены и похищения ценностей осуществляются везде, где слаба центральная сирийская власть или действует управление ИГ и других формирований радикальной оппозиции. Западные средства массовой информации неоднократно сообщали, что боевики ИГ вывозят из Пальмиры, Ниневии и других сирийских и иракских древних городов исторические артефакты, которые потом продают в США, Великобритании и других странах Запада. Только в США было продано артефактов на сумму не менее 1,5 млн. долларов. По данным New-York Times, общий доход «Исламского государства» от продажи захваченных исторических артефактов достигает сотен миллионов долларов США. Контрабандисты предлагают всем желающим приобрести исторические артефакты на одном из интернет-сайтов, специализирующихся на торговле ценностями. Неосведомленному человеку может показаться, что вывоз в Европу или США сирийских и иракских артефактов все же лучше, чем просто превращение их в пыль в результате взрывов и обстрелов из артиллерийских орудий. Но профессионалы — историки подвергают эту достаточно распространенную позицию аргументированной критике. Так, по мнению историка Виктора Солкина, следует проводить четкую грань между вывозом ценностей в XIX — первой половине ХХ вв., который осуществлялся английскими, французскими, немецкими, американскими исследователями, и современной ситуацией. Тогда историки и археологи не просто вывозили в Европу ценные артефакты, а фиксировали их в контексте, описывали, помещали или в государственные музеи или в частные, но известные коллекции. Но в настоящее время ситуация в корне отличается, считает Виктор Солкин: «то, что происходит сейчас — это не просто проданные в Европу ценности, но это отпиленная голова статуи, вырезанный фрагмент клинописного текста, то есть всё это не только лишено контекста, но и прошло через руки вандалов. И, попадая в частные коллекции, эти вещи — естественно, заведомо нелегальные — никогда не смогут участвовать в выставках, они не могут быть опубликованы, потому что после этого в тех же Штатах начнется судебное разбирательство. То всё это безвозвратно пропало из культурного контекста...» (Цит. по: Смирницкий, Я. Ученый о разрушении боевиками ИГИЛ памятников в Мосуле: «Всё профессиональное сообщество абсолютно морально парализовано» // http://www.mk.ru/culture/2015/02/27/uchenyy-o-razrushenii-boevikami-igil-pamyatnikov-v-mosule-vsyo-professionalnoe-soobshhestvo-absolyutno-moralno-paralizovano.html). Война не позволяет даже создать полный перечень поврежденных, уничтоженных или украденных памятников истории и культуры и исторических артефактов, что наносит непоправимый ущерб мировому культурному наследию. Не следует забывать и о том, что тем мировым силам, которые заинтересованы в постоянной дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, очень выгодно не только поддерживать в Сирии и Ираке пламя гражданских войн и конфликтов, но и уничтожать инфраструктуру этих стран, создающую предпосылки для их экономического и культурного развития. Памятники истории и культуры — второе после нефти (а по реальной значимости для человечества, для мира в целом — может и первое) богатство стран Ближнего Востока. Его уничтожение повлечет за собой не только культурную катастрофу, но и колоссальный экономический и политический ущерб.
Автор Илья Полонский
Использованы фотографии:http://telegraf.com.ua/, http://ecology.md/, http://www.trud.ru/, http://sivilink.ru/, http://www.pravmir.ru/, trinixy.ru Вернуться назад |