ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Россия – Южная Африка. К стратегическому союзу

Россия – Южная Африка. К стратегическому союзу


1-09-2015, 10:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Россия – Южная Африка. К стратегическому союзу

Александр МЕЗЯЕВ |
 

Российско-южноафриканские отношения имеют давнюю и удивительно интересную историю. Иногда эпизоды этой истории выглядят как героическая эпопея, порой - как детектив. Так, ещё в 1923 году южноафриканские коммунисты отправили голодающим в СССР 1300 фунтов стерлингов и более 1600 мешков кукурузы и муки (1). А в 1942-1944 годах южноафриканцы отправляли помощь Советскому Союзу, сражавшемуся с нацизмом (2). 

Союзничество между Россией и ЮАР было тем более реальным, что пришедший к власти в 1994 году Африканский национальный конгресс (АНК) получал помощь от СССР, в том числе военную, на протяжении почти четырёх десятилетий. В 1969 году, когда военное крыло АНК «Умконто ве сизве» было на грани разгрома, именно эвакуация в СССР помогла спасти сотни бойцов этой организации. А сколько бойцов были подготовлены за эти годы в СССР! Многие из них до сих пор входят в правительство Южной Африки, а в 1994 году они составляли в южноафриканском правительстве абсолютное большинство. Поэтому в 90-х годах определёнными силами было сделано всё, чтобы подорвать отношения между Россией и новым правительством ЮАР. К тому же в 1994 году уже не было в живых ни генерального секретаря АНК Оливера Тамбо, ни генерального секретаря Компартии Криса Хани, которые поддерживали тесные отношения с Советским Союзом. Вышедший же из тюрьмы после 27 лет заключения Нельсон Мандела тесных отношений с Москвой не имел.

Опасаться союза между Россией и Южно-Африканской Республикой было кому. Союзничество – именно союзничество, а не просто двусторонние связи ЮАР и России – могло бы существенно изменить ситуацию на мировых рынках платины, алмазов, в значительно степени – золота. Так, две наши страны фактически могли бы создать «платиновую ОПЕК», причём намного более монолитную и влиятельную в своей области, чем Организация стран-экспортёров нефти: ведь вместе ЮАР и РФ владеют почти всеми запасами платины в мире. 

Нельзя не заметить, что драматическое падение цен на платину с почти полутора тысяч долларов США за унцию в 2014 году до почти 900 долларов в 2015 году (3) произошло именно на фоне активизации политических и экономических отношений между Россией и ЮАР. Ущерб, который был нанесён Южной Африке этим безусловно умышленным сбросом цен, является не только экономическим, но и политическим, так как спровоцировал массовые волнения горняков и их забастовки. До сих пор события в «южноафриканской Сребренице» – Марикане (4) остаются серьёзным дестабилизирующим фактором в стране.

В марте 2013 года Российская Федерация и Южно-Африканская Республика подписали соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. После принятия решения о создании Банка БРИКС в июле 2015 года правительство ЮАР немедленно объявило о создании филиала банка в Йоханнесбурге, а одна из ведущих южноафриканских энергетических компаний ЭСКОМ заявила о намерении стать первым получателем займа. Однако трудностей на этом пути у Южной Африки достаточно. После крушения режима апартеида в стране мало что изменилось в том плане, что экономическая власть по-прежнему принадлежит иностранному монополистическому капиталу, который в настоящее время трансформировался в капитал глобального уровня управления. Эти силы не может устроить проводимая АНК политика сближения с Россией. Провокация с попыткой ареста президента Судана Омара аль-Башира, который в июне прибыл  в ЮАР на саммит Африканского союза, была вполне недвусмысленным сигналом. Несмотря на судебное решение арестовать аль-Башира, южноафриканское правительство позволило ему беспрепятственно покинуть страну. Продолжением провокации стал иск ряда оппозиционных партий против правительства за «нарушение конституции» и начало процесса импичмента президента Дж.Зумы. При этом было объявлено, что если импичмент Зумы не пройдёт внутри страны, то президент ЮАР может стать объектом расследования  Международного уголовного суда (МУС). Дело в том, что за несколько дней до приезда Омара аль-Башира в ЮАР в ООН был обнародован доклад, в котором утверждалось, что южноафриканские войска, выполняющие миротворческую миссию в Центральноафриканской Республике (ЦАР), «совершили военные преступления». Заметим, что по ситуации в ЦАР Международный уголовный суда уже ведёт судебный процесс в отношении бывшего вице-президента Конго Ж.-П.Бембы и судят его по обвинению в преступлениях, якобы совершённых его войсками, которые помогали правительству ЦАР в борьбе с мятежниками. 

Несмотря на все эти международные интриги, сотрудничество ЮАР с Россией продолжается. Несколько недель назад была объявлена программа развития ядерной энергетики ЮАР, в которой главное место (5), как можно ожидать, будет занимать Россия. Здесь тоже возникло яростное сопротивление. Сразу после объявления о заключении контракта многие газеты ЮАР запестрели антироссийскими материалами, где было всё, начиная от призывов воздержаться от игры в «русскую рулетку» (6), заканчивая агитацией за «зелёную» энергетику и наукообразной дискредитацией энергии мирного атома как таковой (7). На фоне постоянных отключений электричества в крупнейших городах страны (автору настоящей статьи, находясь в ЮАР, неоднократно приходилось писать при свете запасного фонаря), эти призывы выглядят лицемерием, не говоря уже о том, что они раздались в ответ на соглашение с Россией.

Особый статус отношений между Россией и ЮАР определяется не только уникальностью экономических ресурсов двух стран, но и стратегическим положением ЮАР на Африканском континенте. Панафриканская политика ЮАР делает её воротами в Африку. Особенно важно в связи с этим отметить такие континентальные инициативы ЮАР, как программа НЕПАД (Новое партнёрство в целях развития Африки) (8) и САДК (Организация стран Южно-Африканского региона) (9). Последние саммиты Африканского союза, САДК и КОМЕСА (10) показали, что Чёрный континент готов к серьёзным экономическим преобразованиям, причём не на основе программ МВФ, а на основе развития реального сектора экономики. Программа индустриализации САДК с ЮАР в качестве локомотива и курс на создание общего рынка почти на всей территории континента – серьёзное тому подтверждение.

1) См.: Россия и Африка. Документы и материалы. Т.2. М., 1999. С.132. С.114.
2) За эти годы было собрано медикаментов на сумму в 129 тысяч фунтов стерлингов, крови – на сумму в 13 тыс. ф.ст., продуктов – на 200 тыс. ф.ст., теплой одежды – на 80 тыс. ф.ст и т.д. Подробнее см.: Отчёт Советского Генконсула в Претории о медицинской помощи СССР // Россия и Африка. Документы и материалы. Т.2. М., 1999. С.132. В данном отчёте особенно подчёркивается, что помощь была оказана со стороны населения Южно-Африканского Союза «как европейского, так и туземного». 
3) Подробнее динамику цен на платину см.: http://www.infomine.com/investment/metal-prices/platinum/1-year/ 
4) 26 августа 2012 года в районе платиновых рудников в Марикане полиция расстреляла 34 бастующих горняков и ранила 78. В августе 2015 года Специальная следственная комиссия ЮАР опубликовала свой заключительный доклад, в котором, однако, не были названы виновные в гибели людей. Обращает на себя внимание, что, несмотря на получение мандата установить «все внутренние и международные аспекты» произошедшего, Следственная комиссия фактически даже не рассматривала внешние причины инцидента…
5) Наряду с Китаем, Францией и Южной Кореей.
6) См., например: South Africa playing Russian roulette with its nuclear procurement push // Saturday Star, 2015, 27 June.
7) См., например: Msimang V., Nuclear energy … may not be the best answer // The New Age, 2015, 17 June
8) НЕПАД – это план развития Африки, принятый Африканским союзом в 2001 году по инициативе тогдашнего президента ЮАР Табо Мбеки. (Официальный сайт НЕПАД: http://www.nepad.org).
9) В 2015 году на саммите глав государств САДК было подписано соглашение о создании общего рынка. (Официальный сайт САДК: http://www.sadc.int).
10) КОМЕСА (COMESA) – Общий рынок стран Восточной и Южной Африки. (http://www.comesa.int).
 

Вернуться назад