ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Поток: Турецкий или все-таки Южный?
Поток: Турецкий или все-таки Южный?29-08-2015, 05:54. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Поток: Турецкий или все-таки Южный?
Ситуация на южных рубежах складывается совсем не простая. В дополнение к гражданской войне на Украине разразился полноценный политический кризис в Турции. Причем разгорелся он, как назло, к подписанию договора о строительтсве Турецкого потока. Одни скажут: "Совпадение? Не думаю!", другие - что это "Закон подлости", третьи - что в Турции к этому шло уже не первый год. Кто прав - разбираться можно достаточно долго. Выделяя разные стороны проблемы и выявляя из них наиболее существенные, на свой субъективный взгляд. По моему скромному мнению, тут имеет место совокупность факторов. Регион Черного моря - один из ключевых в 21-м веке, так что ничего удивительного, что в кризисе в Турции смешались интересы и Штатов, и России, и ближневосточных государств, и сепаратистов, и Азербайджана, и ИГ и бог еще ведает кого. Для подробного разбора всех этих сил и их действий недостаточно статьи, тут необходимо писать книгу, и, наверное, когда-то она кем-то будет написана. А мы поговорим об экономических интересах нашей Родины. В прошлой статье я писал, что политический кризис в Турции серьезно затормозил реализацию проекта Турецкого потока - необходимо сформировать новое правительство, а для этих целей провести внеочередные парламентские выборы. Коалиционное правительство так и не удалось создать, хотя переговоры между правящей Партией Справедливости и развития (Эрдоган) и Республиканской партией (Кылычдароглу) продлились без малого 35 часов. Но даже если бы при текущем раскладе выборы бы прошли 1-го ноября, общее распределение голосов сильно не изменилось бы - ПСР после июньских выборов держит 41% голосов, то есть ровно столько, чтобы не иметь большинства и быть вынужденной вступать в коалиции. Единственной возможностью для ПСР вернуть себе полноту власти является оттягивание голосов от других партий. Для этих целей Эрдоган ввязался в авантюру на востоке страны: во-первых вступил в борьбу с ИГ, во-вторых нарушил перемирие с курдами. Таким образом Эрдоган бьет двух зайцев: наносит удар по Народной демократической партии, представленной в парламенте и одновременно заставляет народ сплотиться в условиях конфликта с ИГ вокруг власти. Более подробно я писал об этом тут. В итоге по истечении отведенного для формирования правительства времени были назначены выборы, и пройдут они еще нескоро - 1 ноября. Так что шансы Эрдогана провернуть авантюру вырастают, а вот перспективы строительства Турецкого потока - отодвигаются минимум до 1 ноября. Что в условиях ухудшающегося состояния в Российской экономике - тоже очень нехорошо. Однако в последнее время к России стали возвращаться прежние партнеры. Так, в проект возвращается итальянская Saipem - дочки крупнейшей нефтегазовой компании Eni. Напомню, что в июле казалось, что сотрудничество "Газпрома" с итальянцами подошло к концу - разрыв договоренностей о прокладке Saipem морской части Турецкого потока был внезапен. И вот, спустя полтора месяца - на встрече с гендиректором Eni Клаудио Дескальци Алексей Миллер делает заявление о том, что восстановление отношений вполне возможно. Причем выгодно оно не только "Газпрому", но и итальянцам. Из-за срыва проектов Sapiem (которая на 43% принадлежит EniSpA, генерального подрядчика по Южному потоку) пришлось уволить значительное число своих сотрудников (почти 9 тысяч человек) и потерпеть значительные убытки. Незадолго до этого события, 17 августа, Владимир Путин сделал заявление о том, что Россия будет продолжать сотрудничество с Болгарией, несмотря на разрыв по "Южному потоку" (инициированный Болгарией под давлением Еврокомиссии). На что Болгария не замедлила дать ответ - министр энегетики Т. Петкова заявила, что "что власти страны не отказывались от проекта газопровода «Южный поток» и готовы и далее выстраивать сотрудничество с Россией, но на условиях соблюдения всех требований законодательства Евросоюза". Одновременно с этим глава Конфедерации работодателей и промышленников Болгарии Кирилл Домусчиев сделал очень интерсное замечание, что трубы, предназначавшиеся для газопровода «Южный поток», складированы в порту Бургаса, и они так или иначе будут использованы для какого-либо проекта. Неважно, для «Южного потока», для «Турецкого потока» или какого-то другого проекта, но эти трубы будут использованы, и Болгария в любом случае получит пользу от этого. Что это? Желание Болгарии хоть как-то влиться в газовые проекты России? Или Домусчиев говорит о готовности Болгарии подключиться к Турецкому потоку? Уже 19 августа появилась информация что Македония, Сербия, Греция, а также примкнувшая к ним Венгрия планируют встречу глав МИДов стран в сентябре, где будут договариваться о продлении "Турецкого потока" до Австрии. Газопровод получит название Tesla и будет запущен к 2019-му году. На предстоящей встрече планируется принять решение о подготовке технико-экономического обоснования. Эту информацию подтвердил представитель венгерской газовой компании FGSZ, которая будет отвечать за газопровод на территории Венгрии. Таким образом, по Европе начинает вновь "бродить призрак" Южного потока. И участники все те же: Венгрия, Болгария, Италия, Сербия и, уже наверняка Австрия, которая уже в июле выразила интерес в продлении "Турецкого потока". О приглашении России в проект строительства тоже ничего не сказано. Что же это значит? Это значит, что страны, заинтересованные в "Южном потоке" не просто не утратили интереса под давлением нарастающей антироссийской политики Запада, но и ищут обходные пути. А именно - вероятно что строительство инфраструктуры от планируемого во Фракии газового хаба будет вестись за счет стран-покупателей газа. То есть еврокомиссия не сможет преддъявить одной из своих основных претензий о том, что поставщик, т.е. "Газпром" владеет половиной планируемой инфраструктуры (как было в "Южном потоке"). То есть Российский газ пойдет по трубам, но только по чужим. И это взаиомвыгодно сейчас и для России, у которой нет средств для значительных инвестиций в такие проекты, но есть интерес экспорта на Балканы, и для импортеров, заинтересованных в дешевом российском газе. Вернуться назад |