Россия официально уведомила ООН о готовности обсуждать с партнерами пути выработки нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе, который бы учитывал современные реалии и отвечал интересам всех стран. Дискуссии о судьбе Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в последнее время обострились. Как известно, Россия приостановила выполнение этого договора в 2007 г., а в марте 2015 г. вышла из него окончательно, прекратив свое участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по ДОВСЕ.
Хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/47 от 2 декабря 2014 г. ДОВСЕ оценивается как «краеугольный камень европейской безопасности», в Москве считают, что договор «безнадёжно устарел» и давно не отражает изменившегося положения вещей. А глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров ещё в прошлом году выразился по этому поводу очень определённо: «Нас призывают вернуться к выполнению так называемого ДОВСЕ. Он давно почил в бозе и реанимации не подлежит».
Последние четыре месяца, отмеченные возросшей военной активностью НАТО в Прибалтике, Молдове и на Украине, лишь подтвердили аргументацию российской стороны.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан 19 ноября 1990 г., то есть в преддверии объединения Германии, распада СССР и Варшавского договора, а вступил в силу и вовсе через два года, когда грандиозные геополитические изменения в Старом Свете подорвали главное назначение договора – за счёт сокращения количества танков, бронемашин, артиллерийских систем, боевых самолетов и ударных вертолётов предотвратить возможность внезапного нападения друг на друга противостоящих военных блоков.
Для каждого из участников договора были установлены квоты ограничиваемых договором вооружений и техники. Всё, что было сверх максимальных уровней, подлежало сокращению. Отдельным пунктом предусматривалось численное ограничение вооружений на флангах линии противостояния НАТО и ОВД.
Что касается количественной стороны вопроса, то ДОВСЕ свою положительную роль сыграл: была преодолена избыточная концентрация вооружений, под сокращения попали более 59 тыс. единиц. Однако пропорции, отражавшие на момент подписания интересы договаривавшихся сторон, впоследствии были деформированы, что дало существенные преимущества НАТО и тем странам, которые ещё вчера входили в Варшавский договор и Союз ССР, а теперь стали втягиваться в сферу ответственности Североатлантического блока.
Крайне усугубили ситуацию две волны расширения НАТО в 1999-м и 2004 году. В альянс со своими квотами вошли Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, ранее бывшие членами ОВД, что сразу создало серьёзные диспропорции в пользу НАТО. Вступление в этот военный блок Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, в силу того что они не являются участниками ДОВСЕ (к моменту подписания договоров эти страны как субъекты международного права не существовали), породило новый феномен – образование серой зоны, где можно вести неконтролируемое никакими договорами наращивание вооружений НАТО.
По настоянию России 19 ноября 1999 г. в Стамбуле было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ. Поскольку Варшавский договор к тому времени ушёл в небытие, ограничения по блоковому принципу утратили смысл, их заменили национальными и территориальными. Национальные потолки ограничили количество вооружений и техники, принадлежащих данному государству и размещенных на территории других государств в районе действия ДОВСЕ, а территориальные – количество иностранных вооружений на территории данного государства.
Некоторые страны приняли на себя односторонние обязательства. В частности, пониженные территориальные уровни вооружений были установлены Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией; было принято решение не пересматривать в сторону увеличения территориальные уровни этих стран, а также Германии, Украины и Белоруссии. Страны НАТО обязались не размещать на постоянной основе существенные боевые силы на территории новых членов, включая авиацию. Со своей стороны Россия взяла обязательства не нарушать принципа разумной достаточности при размещении сил на территории Калининградской области.
Адаптированный ДОВСЕ был ратифицирован только Белоруссией, Украиной, Казахстаном и Россией. Этими же странами он и выполнялся. Западные страны, включая присоединившиеся к Североатлантическому блоку страны «молодой Европы» от ратификации уклонились, увязав её с требованием вывода Россией своих военных баз из Приднестровья и Абхазии. Отказ стран НАТО от ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ и вовсе добил договор.
Москва вполне отдавала себе отчёт в необходимости режима контроля над обычными вооружениями в Европе, поэтому, прежде чем объявить мораторий на исполнение договора, настояла на чрезвычайной конференции стран-участниц ДОВСЕ, состоявшейся в июне 2007 г. в Вене. К сожалению, внесенные российской делегацией предложения по восстановлению жизнеспособности ДОВСЕ её партнёрами по переговорам были отвергнуты. Сделав из этого выводы, Россия вышла из ДОВСЕ. А с 11 марта 2015 г., как было объявлено руководителем делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антоном Мазуром, российская сторона приостановила и участие в заседаниях СКГ по ДОВСЕ. Такой шаг назревал давно. Как сообщил А. Мазур, Запад регулярно использует эту площадку для обращений к российской стороне «с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами вернуться к соблюдению ущербного для нас старого ДОВСЕ».
В адрес России выдвигаются и прямые претензии, о которых сообщил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов. Причём делается это в странной манере. Представители США не уточнили, в чем суть их претензий. «Мы сами должны сказать, что мы нарушили, и признаться в нарушениях» – так описал атмосферу встречи с американской делегацией в Москве российский дипломат. Серьёзным такой разговор не назовёшь.
Активность вокруг ДОВСЕ стала проявлять Украина, не оставляющая попыток получить от Америки и других стран НАТО летальное оружие. «В частности, Украина обвиняет Россию в «злоумышленных действиях», в результате которых якобы «зашёл в тупик контроль над обычными вооружениями в Европе», Собственное нежелание выполнять положения этого договора Киев объясняет «причинами национальной безопасности», а вину за пояление таких причин возлагает на Россию.
Однако если Киев только ищет повод для нарушения оговоренных в ДОВСЕ пропорций вооружений, то за Вашингтоном, как отметил директор департамента МИД РФ, числятся прямые нарушения. Достаточно указать на работу по размещению военных объектов США на территории Польши, Болгарии и Румынии, а также меры по наращиванию американских бронетанковых сил в странах Восточной Европы и Балтии. Удовлетворительных ответов на поставленные в связи с этим вопросы Россия не получила, констатировал М. Ульянов.
Если у международного сообщества есть потребность рассматривать режим контроля над обычными вооружениями в качестве «краеугольного камня европейской безопасности», то этот осевший в землю и замшелый «камень» надо очистить от всех наслоений. Россия уведомила партнёров о своей готовности обсуждать пути выработки нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе, но при условии, что новый договор учтёт положение дел на сегодняшний день и будет отвечать интересам всех стран.