Пока Барак Обама тешил свое самолюбие редакционным заявлением об «изоляции России», мировые СМИ пестрили новостями о предстоящей встрече между Владимиром Путиным и Папой Римским, которая должна пройти сегодня. Событие действительно знаковое, так как разговор будет происходить на фоне очередного витка кризиса на Украине и продолжающегося истребления христианства на Ближнем Востоке.
Последний раз президент России встречался с Папой Римским в позапрошлом году, и состоявшиеся переговоры оказали положительное влияние на стабилизацию разгорающегося в Сирии конфликта. В целом, контакты между Москвой и Ватиканом носят стабильно продуктивный характер, что подтверждает высокопоставленный прелат ватиканской администрации: «Такие контакты уже становятся доброй традицией».
По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, в ходе предстоящей встречи «предполагается обсудить весь комплекс двусторонних отношений, а также актуальные международные проблемы, в частности, ситуацию на Украине с акцентом на межконфессиональные отношения, деятельность украинских католиков. Конечно, будет затронуто положение христиан на Ближнем Востоке и необходимость защиты их интересов». Стоит отметить, что Папа Римский выступает за необходимость примирения украинцев и уже неоднократно призывал католиков-униатов к началу диалога с их православными согражданами. Представители украинского католичества, к слову, от подобной позиции Святого престола не в восторге.
Можно предположить, что основное внимание в ходе встречи будет уделено проблеме христианства на Ближнем Востоке, а конкретно – методичному и перманентному геноциду христиан в регионе. Позиция Ватикана в данном вопросе мало чем отличается от российского подхода, что было отражено еще в 2013 году, как Папа Франциск обращался к Владимиру Путину с просьбой посодействовать урегулированию конфликта в Сирии через дипломатические каналы. Результаты известны – если бы не вмешательство России, на месте сегодняшней Сирии находился бы полноценный Халифат со всеми соответствующими атрибутами, включая полное истребление представителей других религиозных течений и уничтожение исторических памятников.
Как Запад и союзники с Исламским государством (ИГ) борются.
Сегодняшнее положение христианства на Ближнем Востоке, находящегося в шаге от полного физического уничтожения, требует активного и немедленного вмешательства третьих сил, так как очевидно – региональные игроки решить проблему либо не могут, либо не желают. Относится это и к западной коалиции, которая не предпринимает реальных попыток остановить распространение радикального ислама. Авиационные удары желаемых результатов не приносят, и принести не могут, о чем было сказано еще в августе месяце. Действия коалиции на сегодняшний день лишь напоминают видимость полноценной операции.
Однако существует реальные и эффективные инструменты для борьбы с ИГ. Первый шаг – наложение санкций на известные турецкие и иорданские энергетические компании, закупающие нефть у исламистов, которую они в свою очередь выбрасывают на рынок по демпинговым ценам и за счет чего получают основные доходы (порядка 5 млн.
долларов в сутки). Опять же – санкции на Россию были наложены в кратчайшие сроки, но о подобных же мерах в отношении турецких нефтяников говорят, как правило, только у нас. Хотя президент Соединенных Штатов поставил ИГ и Россию на одну ступеньку, считая, что русские и исламисты несут для мира одинаковую угрозу. Только вот санкции на главный источник финансовых поступлений джихадистам наложены не были.
Во-вторых, было бы не лишним напомнить Турции (члену НАТО и антитеррористической коалиции, между прочим) о недопустимости сотрудничества с террористами и боевиками-исламистами, которые проходят обучение на ее территории в соответствующих тренировочных лагерях, о чем всем давно известно.
В-третьих, антитеррористическая коалиция за полгода своей операции даже не предпринимала попыток нанесения масштабных бомбовых авиаударов по крупным месторождениям, НПЗ и соответствующим коммуникациям, что лишило бы ИГ возможности обеспечивать наполнение своего бюджета за счет контрабанды нефтепродуктов.
Реализация хотя бы одного из перечисленных предложений смогла бы нанести по казне ИГ весьма ощутимый удар, а соответственно существенно сократить вербовочный потенциал. Однако данные меры не предпринимаются, в связи с чем от рук боевиков продолжают погибать не только местные мусульмане, но и христиане. Причем в товарных количествах. Происходит это при полном попустительстве коллективного Запада, ограничившегося десятком формальных заявлений с обозначением озабоченности.
Россия и ближневосточное христианство.
Россия уже не первый год тесно сотрудничает с представителями ближневосточного христианства, причем как по линии РПЦ, так и на дипломатическом уровне. Проблема христианских общин Ближнего Востока в частности обсуждалась в ходе недавнего визита духовных лидеров ряда региональных религиозных организаций в Москву. Что примечательно, подобные мероприятия в большинстве своем проходят не в западных странах, известных своими институтами по защите прав человека, а в стране «деспотичной», «стоящей не на той стороне истории». То есть в России. Систематические казни египетских коптов или иракских езидов должного интереса у западного сообщества не вызывают. Потому что «не Шарли».
В ходе обозначенной конференции (как и всех предшествовавших ей) поднимался один из важнейших вопросов, удивляющий вообще своим наличием – как мобилизовать мировое общественное мнение на защиту ближневосточных и африканских христиан. Как отмечает Патриарх всея Руси Кирилл, если нам не удастся донести до западного обывателя всей трагедии христианства региона, оно попросту исчезнет с лица Земли и мы станем свидетелями еще большей радикализации исламского сообщества. Спецпредставитель Президента РФ в странах Ближнего Востока Михаил Богданов заявил, что игнорирование данной проблемы почти наверняка приведет к полноценному цивилизованному и религиозному разводу Запада и Востока.
Несмотря на все существующие сегодня сложности в деле прорыва информационной блокады вокруг геноцида ближневосточных христиан, - в частности сирийских, - определенных успехов все-таки удалось добиться. Так, 2 марта в Женеве на заседании ООН за счет активной работы делегаций от России, Ватикана, Ливана, Армении и Сирии было принято коллективное (стоят подписи более 60 государств) заявление в поддержку христиан Ближнего Востока. Это действительно важный шаг, так как наличие проблемы признано на высшем надгосударственном уровне.
Представители ближневосточного христианства неоднократно заявляли, что в борьбе за свое существование могут надеяться только на поддержку России. Так, католическая монахиня матушка Агнесс дает следующую характеристику: «Мы гордимся той Победой, которую Россия нанесла силам зла и тьмы во время Второй мировой войны. Но эти силы зла вновь поднимают свою голову, пытаясь выступить против тех, кто хочет жить в мире и многообразии, мирно сосуществуя во множестве конфессий. Россия поднимает свой голос за то, чтобы против этих преступников были приняты все нормы и законы международного права».
Генеральный секретарь Федерации христиан Ливана и Леванта Франсуа Алям недавно сделал следующее заявление: «Те, кто рассуждает в мире о защите прав человека, почему они молчат по поводу христиан Северной Африки и Ближнего Востока? Мы чувствуем со стороны России поддержку в защиту христиан. Мы с глубоким уважением относимся к той официальной позиции, которая основана на международных документах, защищающих права человека. Благодарим Президента России Владимира Путина за твердую позицию, которую он высказал недавно в поддержку христиан. Благодарим Россию за помощь и поддержку».
Представитель сирийской христианской общины Абдо Хаддад вторит своим единоверцам: «В России я нашел отклик своим озабоченностям. Представляю сирийскую общину и буду говорить от сирийского города Маалюли. В наш город пришли террористы и предложили молодым христианам отказаться от Христа или остаться ему верными. И молодые люди выбрали Крест. Они приняли мученическую смерть – эти молодые люди ничем не погрешили против мира и человечности. Всё это происходит на глазах у всего мира, но мы не видим каких-либо попыток предотвратить эту трагедию. Впечатление, что нет предела тому зверству, которое творится на глазах у всего мира! Кто-то называет это оппозицией. Может быть, это и есть оппозиция. Но потом, когда она обернется и против вас, вините в этом только себя».
Отдельно стоит отметить, что о трагической судьбе ближневосточного христианства представители РПЦ и некоторые российские политологи (Багдасаров, Сатановский) говорят уже давно, однако должной реакции мирового сообщества смогли добиться только после массового освещения в прессе показательных казней ИГ. Отечественные дипломаты призывали западное сообщество повлиять на кризисное положение христиан еще до начала «арабской весны», когда окончательно стало понятно, что в ближайшие годы христианство будет физически ликвидировано в некоторых странах региона. Но пока российские дипломаты предпринимали тщетные попытки вразумить своих западных коллег, праведные христиане в лице Соединенных Штатов, Франции, Италии и Великобритании свергали «диктаторов», само наличие которых гарантировало местным христианам право на жизнь. В итоге режимы пали, демократы умыли руки, а христиане остались наедине с исламистами.
Москва, Ватикан и ближневосточное христианство.
Сближение Москвы и Ватикана оказывает колоссальное влияние не только на отношения двух церквей и судьбы всего христианского мира, но и на многие глобальные политические процессы. Ватикан после прихода Папы Франциска сумел обрести весьма существенный авторитет на международной арене, в частности это относится к процессу урегулирования американо-кубинских отношений и проработки так называемого «палестинского вопроса». Таким образом, можно констатировать – Ватикан принимает весьма успешные попытки обозначить себя как «миротворца» и посредника в международных переговорах. Не секрет, что данная позиция близка и Москве, неоднократно выступавшей гарантом безопасности во многих регионах мира.
На сегодняшний день наблюдается концептуальное сходство подходов Москвы и Ватикана в ряде вопросов. К сожалению, в некоторых моментах наличие идентичных взглядов к проблеме заставляет только пожимать плечами. В частности это относится к вопросу Палестины, которую Папа Франциск фактически признал государством. Оставив в стороне политические аспекты урегулирования палестино-израильского конфликта, обратимся к проблеме христианства в Автономии. Численность христиан, проживающих на территориях, которые Израиль передал Палестинской Автономии в рамках «мирного процесса», сократилась чуть ли не в два раза. Большинство христиан, вынужденно покидающих свои земли, объясняет это обеспокоенностью за свою безопасность, так как случаи притеснения по религиозному признаку встречаются повсеместно. Мировое сообщество данный вопрос игнорирует. И, несмотря на выражение обеспокоенности предыдущим Папой Бенедиктом XVI, Папа Франциск называет Махмуда Аббаса «ангелом мира».
Однако в отношении большинства других проблемных вопросов идентичность подходов и взглядов Москвы и Ватикана выглядит куда более корректно. В особенности это касается конфликта на Украине и в Сирии. И в первом, и во втором случае Папа Франциск выступает за мирное урегулирование через открытый диалог противоборствующих сторон. Чем, к слову, вызывает большое неудовольствие у официального Вашингтона: «США, обеспокоенные возможной пропагандой Кремля, порекомендовали бы Ватикану опасаться Путина», - передает Госдеп.
Сближение Москвы и Ватикана наверняка будет иметь и концептуальные последствия. Не секрет, что традиционное христианство в современном западном мире переживает жестокий кризис, чему виной является американский глобализационный проект, которому традиционно оппонировали не только антиглобалисты, но и церковь. Помимо прочего, вследствие известных проблем с миграционной политикой, католичество в Старом Свете превращается в меньшинство.
Уже сегодня европейским христианам приходится обороняться от ислама, который вырывается из анклавов и расползается по всей Европе посредством шариатских зон и эмигрантских кварталов. В одном из прошлых материалов мы подробно разбирали этот вопрос, в результате чего удалось сделать вывод: если Северная Африка и Ближний Восток продолжат полыхать (а они продолжат), а Европа не прекратит заигрывать с толерантностью и радикальным исламом (а она не прекратит), то континент превратится в придаток Халифата. Как минимум – белая Европа останется лишь частью истории.
На этом фоне весьма благоприятно выглядит Россия. Не секрет, что Владимир Путин является авторитетом для большинства европейских антиглобалистов, евроскептиков, правых и традиционалистов. Имидж защитника традиционных ценностей и христианской морали в данном случае играет на руку российскому президенту. Можно предполагать, что это и является одной из причин сближения Ватикана и Москвы.
Адекватная и взвешенная позиция Папы Римского в отношении России и лично Владимира Путина приобретает интересные очертания на фоне известной всем концепции старца Филафея – «Москва третий Рим». Россия на протяжении последних пяти-шести веков имела репутацию главного защитника христианства – количество обращений на императорское имя малых христианских народов (от греков до армян) с просьбой спасти их от уничтожения подтверждает это. К сожалению, на определенное время нам пришлось отказаться от данной концепции, но сейчас именно тот момент, когда к ней необходимо возвращаться. И есть все основания утверждать, что первые шаги к возвращению некогда утерянного уже предпринимаются. В частности это относится к взаимоотношениям РПЦ и христианских общин на Ближнем Востоке, о чем мы говорили чуть выше.
Поддержка ближневосточных меньшинств (в первую очередь христианских) имеет не только концептуальные и гуманистические обоснования. Тесное сотрудничество с рядом народностей, этнических и религиозных групп под эгидой их спасения от физического уничтожения в сухом остатке может дать и политические дивиденды. В пример можно привести возможности использования христианской общины Ирака, которая от официального Багдада получила предложение вступить в ряды полицейских подразделений для борьбы с ИГ в обмен на автономию. В случае если они свою автономию получат, данный фактор сможет частично уравновесить фактор иракского Курдистана, который может объявить о своей независимости.
Таким образом, поддержка христиан Ближнего Востока является непременным атрибутом возвращения России в регион. Восстановление утерянных позиций Москвы в купе с планомерным вымещением Соединенных Штатов из ближневосточной политики требуют комплексного подхода. И сотрудничество с Ватиканом и региональными христианскими общинами полностью этому подходу отвечает.