ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Арктическое сотрудничество в тени российских бомбардировщиков

Арктическое сотрудничество в тени российских бомбардировщиков


9-06-2015, 12:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Арктическое сотрудничество в тени российских бомбардировщиков

Россия энергично развивает военную инфраструктуру в Арктике. Хотя эти инвестиции можно объяснить необходимостью создания более надежной защиты для региона, они служат также совершенствованию наступательных возможностей российской армии. Западные государства заинтересованы в том, том, чтобы продолжать активные формы сотрудничества с Россией, а одновременно повышать свою способность к обороне и предотвращению угроз.

Россия усилила охрану флота стратегических подводных лодок, действующих в Арктике и составляющих фундамент сил ядерного устрашения. Развитие наступательного потенциала за полярным кругом может быть использовано как инструмент давления на НАТО и ЕС, призванный внедрить новую архитектуру безопасности в Европе. Арктическим государствам придется повышать свою обороноспособность, чтобы предотвращать потенциальные угрозы и противостоять российскому военно-политическому давлению. В период растущей напряженности будет нелегко сохранить прежнее сотрудничество, которое необходимо, чтобы ограничить риск случайной эскалации.

Российская милитаризация Арктики

Напряженность, возникшая в отношениях между Западом и Россией, распространилась на Арктику, которая после распада СССР казалась регионом мирного сотрудничества. В апреле глава российской дипломатии впервые не принял участие в устраиваемом каждые два года заседании Арктического совета — важнейшей площадки регионального сотрудничества между Россией, США, Канадой, Норвегией, Финляндией, Швецией, Данией и Исландией. Несколькими днями ранее вице-премьер и глава Комиссии по развитию Арктики Дмитрий Рогозин невзирая на санкции Норвегии нанес демонстративный визит на Шпицберген, воспользовавшись его запутанным юридическим статусом, чтобы поставить под вопрос норвежский суверенитет над архипелагом.

Одновременно Россия энергично укрепляет свой военный потенциал за полярным кругом и расширяет военно-гражданскую инфраструктуру вдоль простирающейся на 6200 километров арктической прибрежной зоны. За последние 12 месяцев российская армия отработала там, в частности, переброску десантных подразделений в самые отдаленные регионы Арктики, а также возможности быстрой мобилизации. В учениях в марте 2015 года приняли участие 40 тысяч военнослужащих, 100 самолетов и более 50 надводных и подводных кораблей. В 60 километрах от границы с Финляндией восстановлена база Алакуртти, где разместилась часть состава первой из двух арктических бригад. Координацией военных операций будет заниматься новое объединенное стратегическое командование «Север».

В регионе Кольского полуострова и Баренцева моря усиливается охрана воздушного пространства (комплексы «Панцирь» и С-400), а также готовится инфраструктура для истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия МиГ-31БМ. Вдоль всей арктической границы России модернизируются порты и аэродромы (Рогачево, Североморск-1, Тикси, Нарьян-Мар, Темп, Алыкель, Амдерма, Анадырь, Нагурское), а также открываются новые базы (остров Врангеля, Мыс Шмидта). По окончании инвестиций за полярным кругом у России будет 10 поисково-спасательных баз, 16 портов, 13 аэродромов, в том числе для стратегических бомбардировщиков, а также сеть радаров раннего оповещения, которая до конца 2015 года покроет своим полем северную границу России.

Наступательные возможности под ядерным зонтиком

Милитаризация Арктики демонстрирует ее стратегическое значение для России, усматривающей главную угрозу в НАТО. В период холодной войны регион открывал для США и России самый короткий путь атаки на территорию противника при помощи ядерной триады (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы). Базирующиеся на Кольском полуострове подводные лодки Северного флота благодаря незамерзающему порту в Мурманске имели свободный доступ в Атлантический океан, что позволяло им напасть на территорию НАТО и США, а также перекрыть ключевые для обороны Европы транспортные пути. После распада СССР Россия не смогла содержать значительную часть арктического потенциала, в итоге риск конфликта и стратегическое значение региона резко снизились, что открыло возможности для регионального сотрудничества.

Между тем президент Владимир Путин, воспользовавшись экономическим ростом, который был вызван высокими ценами на энергоносители, начал восстанавливать стратегический и оперативный потенциал в Арктике. В 2007 году были возобновлены регулярные патрульные полеты российских бомбардировщиков, а в 2008 — арктическое патрулирование военными кораблями. Приоритетной задачей была названа модернизация шести стратегических подлодок проекта 667-БДРМ и введение в строй восьми новых подлодок проекта «Борей», оснащенных ракетами «Булава» (шесть для Северного флота). С 2013 года флот получил три судна, еще три строятся. Хотя часть планов модернизации отстает от графика, а в связи с бюджетными ограничениями могут появиться новые проблемы, Россия шаг за шагом восстанавливает свою способность действовать в Арктике при разных уровнях эскалации.

Модернизация подводного флота призвана обеспечить паритет с США, которые планируют заменить стратегические подводные лодки 12 современными кораблями. Значение этого элемента триады возрастет также для России, поскольку действующие в Арктике субмарины будут способны нести большинство модернизированных ядерных боеголовок (около 800 из 1550), которыми можно оснащать российские стратегические силы, согласно новому договору СНВ. Новые инвестиции в сфере противовоздушной обороны помогут усилить безопасность флота, который станет ключевым элементом устрашения, а также защиты северной границы России, до сих пор охранявшейся слабее всего.

Дополнительным плюсом станет увеличение оперативного радиуса действий тактических сил в регионе Кольского полуострова и Баренцева моря, а также возможность заблокировать доступ западной авиации на территорию северной Скандинавии. Регулярные проверки систем воздушной обороны Скандинавских стран, восстановление базы в Алакуртти (в советские времена она имела наступательное значение), отработка быстрой мобилизации и увеличение числа необъявленных учений, которые могут трансформироваться в наступательные операции: все это показывает, что Россия развивает свои возможности для проведения внезапной атаки. Российское руководство таким образом готовит себе дополнительный инструмент политико-военного давления на США, НАТО и ЕС, который можно будет применить, в частности, для продавливания концепции новой архитектуры безопасности в Европе.

С российской точки зрения ключевым элементом этой архитектуры может быть сдерживание Финляндии и Швеции от вступления в НАТО, а также ограничение возможностей Альянса для «проекции силы» вглубь российской территории. При эскалации напряженности Россия сможет использовать арктический потенциал в сценариях, выходящих за рамки региона, например, для блокировки сил Скандинавских государств, чтобы те не смогли оказать помощь странам Балтии.

Возрастающее экономическое значение Арктики

Стратегическое значение Арктики связано также с огромным экономическим потенциалом. Сейчас регион дает 20% российского ВВП и 22% экспорта, который обеспечивает в основном добыча сырья. При таянии льдов станут доступными новые месторождения, а их разработка станет рентабельной. Новая инфраструктура и военные возможности позволят поддерживать развитие этого потенциала в мирное время и продолжать добычу в ситуации конфликта. В долгосрочной перспективе инвестиции дадут возможность использовать морской путь вдоль северной границы России, который при уменьшении ледяного покрова в Арктике может превратиться в один из главных торговых маршрутов, связывающих Европу и Азию. Усиленный контроль над ним позволит бороться с возможными требованиями признать путь международными водами, на которые должна распространяться свобода судоходства.

Способность вести действия на как можно большей площади Арктики и укрепление доминирующей позиции в регионе могут также оказаться полезными в контексте просьб России (которая выдвигает территориальные претензии и стремится расширить свою экономическую зону в регионе) к ООН.

Перспективы сотрудничества в Арктике

Продолжавшийся почти два десятилетия период разрядки в отношениях между Россией и Западом позволил арктическим государствам развить сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, охраны границ, поисково-спасательных операций и поддержки уравновешенного развития. Сейчас Россия видит в НАТО и ЕС геополитических соперников, поэтому диалог в основных региональных организациях как Арктический совет (Россия, США, Канада, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция) и Совет Баренцева Евро-Арктического региона (Россия, Европейская комиссия, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция) осложняется. В период нарастающей напряженности Россия может использовать некоторые элементы сотрудничества для того, чтобы внести раздор между странами ЕС и НАТО. Угроза разрыва сотрудничества в сфере ядерной безопасности или защиты окружающей среды может быть использована, например, для давления на Финляндию, Швецию и Норвегию, которые находятся в непосредственной близости от российских ядерных объектов и хранилищ радиоактивных отходов на Кольском полуострове и в Баренцевом море. Однако все государства региона заинтересованы в том, чтобы сохранить как можно больше сфер арктического сотрудничества в качестве элементов формирования доверия и оценки намерений.

Вместе с ростом стратегического значения Арктики для России будет возрастать риск инцидентов, которые могут привести к внезапной эскалации. Реагируя на развитие российского наступательного потенциала, Скандинавским странам придется развивать систему безопасности, опирающуюся в первую очередь на взаимодействие Швеции и Финляндии, новые инициативы в рамках объединения NORDEFCO (Дания, Финляндия, Исландия, Швеция, Норвегия) и возможность переброски сил США в Норвегию. Несмотря на те вызовы, с которыми столкнулось НАТО на юге и востоке, а также отсутствие консенсуса по вопросу повышения роли Альянса в Арктике, необходимо будет усилить возможности коллективной обороны. Поскольку бюджетные ограничения осложнят проведение дорогих инвестиций, западным странам нужно будет использовать, в частности, свое технологическое преимущество и создать эффективную по своим затратам систему раннего предупреждения с использованием современных датчиков, позволяющих следить за ситуацией в воздухе, на воде и под водой.

Источник новости


Вернуться назад