ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Эмиграция за мечтой» опасна экспортом революции

«Эмиграция за мечтой» опасна экспортом революции


6-06-2015, 10:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Эмиграция за мечтой» опасна экспортом революции

Варвара Караулова решила сменить имя на Аминат и уехать в халифат

 

Задержание в Турции 19-летней студентки МГУ, собиравшейся попасть на территорию «Исламского халифата», наводит на мысли об иных людях – уезжающих из России совсем в другом направлении, на Запад. Что общего между теми, кто стремится в поисках своей мечты из России на Запад и на Восток – и в каких случаях они могут быть опасны для нашей страны?

О пропаже 19-летней Варвары Карауловой, учившейся на культурологическом отделении философского факультета МГУ, сначала заявили ее родители.

«Проблемы начинаются тогда, когда люди уезжают для того, чтобы из-за границы установить в России тот порядок, который им кажется правильным – неважно, халифат или либеральную демократию»

Изучение ислама после развода родителей переросло у Карауловой в желание обратиться в эту веру, она даже приходила на лекции в хиджабе. А на днях исчезла, отправившись в Турцию – родители тут же предположили, что она может направляться на территорию, контролируемую так называемым «Исламским халифатом». Забили тревогу – тем более что после исчезновения она поменяла имя в соцсетях на Амину. И вот теперь турецкая полиция задержала Караулову в городе Килис «при попытке незаконно перейти границу с Сирией».

Скоро она будет депортирована в Россию – где, как сообщило российское МВД, против нее могут возбудить дело о попытке участия в незаконном вооруженном формировании: «Будут собраны и переданы в органы следствия необходимые материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении студентки по ст. 30 и 208 УК РФ». Следственный комитет уже начал проверку.

На чем основано убеждение, что Караулова подалась в боевики? Только на том, что действительно есть немало случаев, когда граждане России отправлялись воевать на Ближний Восток, вливаясь в ряды различных исламистских группировок. После провозглашения в прошлом году на части территории Сирии и Ирака «исламского халифата» этот поток стал связываться исключительно с этим полугосударственным образованием. А так как «халифат» признан в России террористической организацией, то и все, кто хочет попасть на его территорию, автоматически попадают под статью 208. Насколько это справедливо в случае с Карауловой – и о чем вообще говорит нам история московской студентки?

Пока что сама она молчит – но можно попытаться реконструировать ее мотивацию. Выбор ислама русскими не является таким уж редким явлением – интересуются, изучают, потом обращаются. У каждого разные причины – кому-то нравится метафизическая глубина, кому-то исламские традиции, кто-то протестует против окружающего цинизма и несправедливости. Конечно, если бы в России большинство жило в православной вере и традиции, да и сама государственная и общественная жизнь была устроена, что называется, по-божески, можно было бы удивляться принятию ислама русскими. Но, увы, многие не имеют ни малейших представлений о православной традиции, а от РПЦ их отпугивает в том числе и активная работа наших либералов по шельмованию всего «поповского».

Столичная жизнь представляет собой смешение уходящей эпохи потребительского гедонизма под лозунгом «все на продажу» и постепенного ренессанса духовных ценностей. Легко ли молодой студентке выбирать между лезущим отовсюду постмодернизмом, в котором все относительно и нет добра и зла (атмосфера того же философского факультета), и мистикой православия, о которой она и не догадывается и в которой она и не росла с детства? Ислам – чем не выбор?

Какая здесь связь с желанием поехать в «халифат»? Самая простая – «халифат» говорит о том, что он единственный строит исламское государство на земле, все остальные во власти неверных или неправильных мусульман. Большая ошибка считать «халифат» просто террористической организацией и тем более «орудием ЦРУ». Это сложное сочетание всех возможных форм человеческой деятельности, от партизанщины до терроризма, от искреннего религиозного порыва до мессианства. Реальная действительность арабского мира, да и исламского в целом, агрессия Запада (как военная, так и культурная) дают немало поводов для того, чтобы поверить идеологам «халифата».

 

Из России туда едут не только боевики, имеющие богатый опыт «джихада» на Северном Кавказе, но и безусые юноши, только что закончившие медресе или даже исламские университеты. Строить «самое лучшее и справедливое общество на земле»: одни – воюя, другие – в поиске своего идеала. Похожа на них и Караулова: она вполне могла просто начинаться текстов «халифата» – а их в Сети предостаточно, и многие из них хорошо и убедительно написаны – и отправиться к тем, кто «живет как надо».

По данным российских спецслужб, на конец прошлого года в ряды «халифата» вступило до 1500 россиян – и надо думать, что далеко не все из них до этого пытались примкнуть или даже воевали в рядах вооруженных северокавказских группировок. На территории, контролируемой «халифатом», живут миллионы людей, там пытаются создать свое государство – так что это новая Мекка для множества людей со всего мира. И боевиков, и романтиков – так, как это всегда было в истории. Как бы то ни было, Караулова сделала свой личный выбор. Ее можно жалеть, с ней можно не соглашаться, ее можно было даже не пускать, но она взрослая девочка и вправе распоряжаться своей судьбой. Другое дело, что ее личный выбор входит в противоречие с интересами не только ее родителей, но и России – и это уже другая тема.

России не нужен «халифат» – не потому, что мы лишаем мусульман, и тем более арабов права жить своим умом и по своим законам, но потому, что нынешний проект «халифата» очень мутен и внушает нам сильные опасения. И дело здесь не только в зверствах, о которых много пишет мировая пресса – а в самой истории возникновения «халифата».

Чей это проект – идущий снизу или от спецслужб? Это народное антизападное восстание, сметающее власть коррумпированных или просто поставленных Западом режимов? Это способ переформатировать всю карту Ближнего Востока, нарисованную англосаксами после Первой мировой войны, или же бунт традиционного общества против навязываемой ему светской и прозападной модернизации? Что это, кто это – на эти вопросы нет ответов не только у России, но и у остального мира.

То, что это серьезнейший вызов не просто всему Большому Ближнему Востоку, но и практически всему миру, – несомненно. Уже одно то, что в границы будущего «халифата» включается не только Средняя Азия, но и российский Северный Кавказ, делает его неприемлемым для России. Но даже будучи уверенными в том, что до похода «халифата» на Кавказ дело никогда не дойдет, даже понимая, что это в первую очередь эпическая битва ислама и Запада, мы не можем занять позицию спокойного наблюдателя. Угроза того, что повоевавшие в Сирии и Ираке граждане России вернутся домой для продолжения «джихада», действительно существует.

Причем эта угроза носит не только террористический, и даже в первую очередь не террористический характер – вернувшиеся «моджахеды» будут пытаться в первую очередь взорвать многовековую традицию мирной жизни в одном государстве православия и ислама, совращая российских мусульман на путь «джихада» с Россией. Поэтому Россия и не пускает своих граждан на эту войну – по крайней мере пытается это делать. Варвару Караулову тоже не пустили – но вот нужно ли наказывать ее за попытку уехать?

 

Если Караулова ехала за мечтой о праведной жизни, а не убивать – то, конечно, нет. Не нужно лепить боевика из обратившейся в ислам студентки, поехавшей в тридевятое царство.

Уезжающие как в халифат, так и на Запад никак не угрожают России – в конце концов, ну хочет человек жить там, где, как он считает, существуют самые лучшие условия и атмосфера, приятные люди и нет «страшного совка» или «путинизма». Его право. Проблемы начинаются тогда, когда люди уезжают для того, чтобы из-за границы влиять на происходящее в России с целью установить у нас тот порядок, который им кажется правильным. Халифат это или либеральная демократия, не имеет никакого значения. Как не имеет значения, воюют ли они за «правильную Россию» через социальные сети или, вернувшись на Родину, начинают агитировать после пятничной молитвы в мечети о «джихаде с русней».

И то и другое одинаково недопустимо. Нам не нужен экспорт никакого «правильного» учения, неважно, передовое оно или традиционное. У нас у самих все есть дома – а чего нет сейчас, то мы найдем в нашей богатой истории. И то, что у нас неправильно, мы сами знаем и сами, с Божьей помощью, исправим.

Странно, ведь люди вроде бы уезжают от того, что невыносимо, от проклятой России, в которой невозможно построить то, что им нравится – но продолжают попытки изменить то, от чего уехали. Причем в «борьбе за это» скатываются к террору или работе с иностранными разведками, будь то в области пропаганды или работы по организации «народного восстания».

А так, если кто хочет уехать за правильным укладом – никто никого не держит. Главное – не пытайтесь навязать оставляемому вами народу свои идеалы и представления о том, как ему следует жить – он (а вовсе не один Путин) этого очень не любит. Но Варвара, даже переименовавшись в Амину, вроде бы этого как раз делать и не собиралась. Она же не Каспаров.


Вернуться назад