ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Украинская ГТС обречена на слом, но Яценюк не сдается

Украинская ГТС обречена на слом, но Яценюк не сдается


1-06-2015, 00:01. Разместил: sasha1959

Воскресенье, 31 Май 2015      Степан Свиридов

7
Украинская ГТС обречена на слом, но Яценюк не сдается

В то время, пока Петр Порошенко и его бывший коллега, а теперь подчиненный Михаил Саакашвили смешат весь мир в Одессе, оставшийся «на хозяйстве» Арсений Яценюк занимается другим важным делом – пытается впарить хоть кому-нибудь за границей украинскую газотранспортную систему. Ну и тоже, собственно, смешит Европу.


На днях он разговаривал об этом с главой германского МИД Франком-Вальтером Штайнмайером. Немецкий дипломат, как и положено людям его профессии, вежливо промолчал по данному поводу.

 

Но Яценюк не опускает руки. По его словам, далее в планах украинского кабмина – «проведение инвестиционных форумов в США и Франции». Сейчас в ЕС транзитом через Украину, поставляется около 63 млрд кубометров «голубого топлива». В модернизации ГТС действительно нуждается: на текущий момент ее изношенность составляет до 65%, в зависимости от участка. По различным оценкам, реконструкция обойдется в 10–15 млрд долларов, пишет российское издание «Свободная пресса». 

 

Если не продать ГТС в ближайший год-два, то в дальнейшем ее можно будет отправлять только на металлолом. Россия достроит «Турецкий поток» и прекратит украинский транзит в Европу. Денег на то, чтобы закупать газ в России, у Украины к тому времени также не будет. Поэтому шансы найти дурачка, который, во-первых, заплатит за разваливающуюся ГТС, во-вторых, вложит миллиарды долларов в ее реконструкцию, а к 2017 году обнаружит, что транспортировать по этой системе нечего, крайне малы.

 

Кроме того, после украинских событий Западная Европа и США вновь начали активно лоббировать строительство газопроводов из Средней Азии и Ирана в обход России. То есть даже если бы Москва не строила «Турецкий поток», поток газа в любом случае неизбежно сократился бы и никак не смог бы окупить коммерческую эксплуатацию украинской ГТС.

 

Россия, безусловно, понесет некоторые экономические потери от снижения поставок в Европу, если среднеазиатские газопроводы всё-таки будут построены. Но именно поэтому так активно строительство газопровода «Сила Сибири» с ответвлением в Китай. Российский газ найдет своего покупателя за пределами Европы.

 

А вот что делать Украине со своей газотранспортной системой – непонятно. Точнее, понятно – продолжать делать вид, что идут поиски покупателя, а в реальности готовиться к демонтажу ГТС и продаже крупных партий металла в тот же Китай.

 

История украинской ГТС – это типичный пример «собаки на сене». Российский «Газпром» на протяжении долгих лет был готов купить систему, вкладывать деньги в ее обслуживание и реконструцию, платить зарплаты сотрудникам ГТС. Но почему-то украинским президентам кто-то сказал, что продажа ГТС России – это утрата независимости, и они в это поверили.

 

Сейчас России запрещено участвовать в приватизации ГТС, но проблема в том, что она и не хочет. Украина сама, своими руками вынудила Россию сперва построить «Северный поток», потом начать строить «Южный». Евросоюз и США путем беспрецедентного давления на Болгарию добились остановки «Южного потока», но инструментов для аналогичного давления на Турцию у них нет. Потомки османов еще не забыли про национальную гордость, в отличие от окончательно утративших суверенитет болгар.

 

День ввода в строй «Турецкого потока» станет днем конца ГТС Украины – это понимают и в Киеве, и в Брюсселе и в Вашингтоне. Поэтому Запад продолжит давить на Турцию, но вряд ли кому-то удастся силой или уговорами заставить бизнесменов вложиться в заведомо обреченную украинскую ГТС.

 

А еще в день остановки украинского транзита будет крайне интересно посчитать деньги, которые потратят Яценюк и его последователи на попытки продать ГТС западным инвесторам – все эти бизнес-форумы, презентации и прочее.
Вполне возможно, что эта сумма будет сравнима со стоимостью ГТС.




Вернуться назад