ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Окна Овертона: для Латвии готовят гражданский конфликт?

Окна Овертона: для Латвии готовят гражданский конфликт?


19-05-2015, 06:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Неделя после беспрецедентного по размаху празднования 9 мая в Риге ознаменовалась чередой скандалов, лишний раз подчеркнувших раскол латвийского общества. По отдельности каждый из этих скандалов кажется очередной глупой выходкой борцов с «русской угрозой», но все вместе они создают ощущение целенаправленной кампании, провоцирующей открытый гражданский конфликт с применением насилия. Это ощущение только усиливается от того, что органы госбезопасности Латвии каждый раз находят предлог увильнуть от выполнения своей прямой обязанности — поиска людей, разжигающих в обществе ненависть.

 

 

В прошлом месяце в Латвии некто опубликовал петицию с призывом помещать латвийских «неграждан» и граждан России в концлагеря. Кто такой был этот некто до сих пор не установлено — компетентные органы, призванные бороться с разжиганием ненависти, предпочли эту историю проигнорировать. Между тем, с призывом к «национально мыслящим политикам» обеспечить «превентивное размещение промосковских сил (неграждане и граждане России с видом на жительство) на отдельных территориях, поднадзорных МВД и службам безопасности Латвийской Республики», подписались 1800 человек, вот только голосовали эти 1800 человек всего с 203 IP адресов. То есть имела место «накрутка» голосов.

 

Если бы не этот факт, публикацию «петиции» можно было бы считать дурацкой выходкой психически неадекватного националиста-одиночки, однако «накрутка» выдаёт в этой истории спланированную группой лиц провокацию. Выявлять подобные группы — прямая обязанность Полиции безопасности Латвии, тем более что в данном случае вброс был сделан именно для того, чтобы вызвать общественный резонанс — потенциально это угроза общественной безопасности. Но доблестные спецслужбы на инцидент махнули рукой и продолжили заниматься любимым делом: искать среди русскоязычных общественников «пятую колонну».

 

За неделю после празднования 70-летия Победы подобные инциденты стали почти нормой латвийской общественной жизни: ни один день не обходился без очередного скандала, лишний раз стравливающего латышей с русскими, а русских с латышами.

 

Центр государственного языка объявил проверку поздравительной речи мэра Риги Нила Ушакова на праздновании 9 мая в парке Победы на предмет соответствия языковому законодательству. Нил Ушаков обращался к празднующим День Победы исключительно на русском языке, не дублируя своё выступление на латышском — «национально мыслящие политики» разглядели за этим желание рижского мэра присоединить Латвию к России. Сам Ушаков отшутился, написав, что подаст в Центр государственного языка жалобу на своего кота Кузю, общающегося с посетителями Рижской Думы не на латышском языке.

 

В латышских «национально мыслящих» СМИ на беспрецедентное по размаху празднование юбилея Победы в Риге отреагировали потоком брани и оскорблений. Их истерическая реакция понятна: на праздновании чуждого и враждебного официальной латвийской идеологии Дня Победы только в Риге к Памятнику Освободителям пришли по разным оценкам 150-220 тысяч человек — 9 мая стало самым массовым латвийским праздником, затмив по численности и Праздник песни, и День Лачплесиса, и День независимости Латвии. И хотя в праздничных мероприятиях участвовали не только русскоязычные, но и многие латыши, для которых юбилей Победы над фашизмом — праздник, националисты расценили событие однозначно: самое яркое со времен референдума о втором государственном языке доказательство провала политики интеграции (под которой имелась в виду не политическая интеграция — превращение русских в полноценных граждан Латвии, а этническая ассимиляция — превращение русских в латышей).

 

Отсюда и истерика с командированными с раннего утра (чтобы успеть до прихода дворников) фоторепортерами, призванными документально засвидетельствовать, как «русские свиньи» гуляют свой «праздник», и возмущение министра культуры Латвии Даце Мелабарде тем, что на возложении цветов к Памятнику Освободителям Риги было очень много молодежи (ранее идеология интеграции предполагала, что если с «совками» — старшим поколением граждан и «неграждан» — уже ничего не поделаешь, то русскоязычную молодежь можно воспитать латышами).

 

Евродепутат и бывший министр обороны Латвии Артис Пабрикс прокомментировал грандиозные торжества в рижском Задвинье 9 мая словами «Латвия может предложить русским великие свободы, великие экономические достижения, великие пляжи, но не имперское величие». Бог с ними, с «великими свободами»: закроем глаза на реальность и поверим, что Латвия действительно может русским их предложить. Не будем даже придираться к «пабрикушке» про «великие пляжи» (хотя какое еще государство в истории предлагало народу пляжи? Тогда еще надо предложить бунгало, шезлонг и крем для загара — этим Латвия докажет, что она социальное государство).

 

Что же касается имперского величия, то его Латвийская республика местным русским в самом деле дать не может, да русские от неё этого и не ждут.

 

Зато Латвия может дать своим русским уважение, которого они как раз вправе ожидать. Однако общественно-политическая повестка прошедшей недели показывает, что как раз уважения местным русским Латвия давать не собирается:  она по-прежнему «латышская Латвия», а людей других взглядов, национальностей и исторической памяти в ней можно без всякой реакции контролирующих органов именовать «нелояльными русскими свиньями».

 

Внефракционный депутат Сейма Вейко Сполитис (был исключен из правящего «Единства» за вождение автомобиля в нетрезвом виде) тоже под влиянием впечатлений от празднования 9 мая предложил ввести административную ответственность за ношение на территории Латвии георгиевских ленточек. «Я считаю, что нам надо действовать и что ленточки неприемлемы в демократическом обществе», — дословно заявил депутат, предложив запретить георгиевскую ленточку и штрафовать в размере до 350 евро за её публичную демонстрацию. Затем Сполитис свою инициативу отозвал, но вовсе не оттого, что передумал и счел её недемократичной: председатель юридической комиссии Сейма Гайдис Берзиньш (Национальное объединение) предложил ему придержать законопроект, пока под него не будет подготовлена законодательная база — ради запрета георгиевской ленточки депутаты Сейма намереваются вносить ряд поправок в законодательство, включая Кодекс административных правонарушений.

 

Едва «адвокаты» латвийской действительности успели оправдаться, что инициатива Сполитиса — единичный случай и частная выходка одного идиота, а так Латвия — это современная европейская цивилизованная страна, как в Риге распяли чучело Путина. Во дворе бывшего здания КГБ открылась выставка современного искусства, центральной частью которой была инсталляция с распятым на кресте чучелом мужчины, очень похожего на российского президента (сперва организаторы выставки не отрицали, что чучело изображает Путина, но по мере усиления скандала стали туманно рассуждать, что в произведении искусства каждый видит свое, что у них, у творческих людей, свой особый взгляд на мир, поэтому крест на самом деле символизирует деньги, а распятый человек — бизнесмена).

 

Так или иначе кульминационный момент «перфоманса» неизвестного автора был в том, что каждый желающий мог вбивать в чучело гвозди. И публика радостно этим занималась, думая, что участвует в расправе именно над Путиным.

 

В результате получилась тренировка по расчеловечиванию массового сознания: сегодня публика преодолевает в себе табу на убийство, вколачивая гвозди в чучело Путина, а завтра будет одобрять карательные акции против «нелояльных русских свиней». Ведь именно это уже было год назад на Украине — это отмечают и сами украинские СМИ. В апреле прошлого года в Киеве перед зданием российского посольства сожгли чучело Путина, а уже в мае те же люди, которые радовались, смотря в теленовостях на горящего Путина, аплодировали сожжению заживо людей в Одесском Доме профсоюзов.

 

Все скандальные истории последнего месяца в Латвии, которые по отдельности кажутся дурацкими выходками, в сумме предстаются реализацией технологии «окна Овертона», когда самые безумные, немыслимые идеи, концепции, предположения поэтапно превращаются в социальную норму. В данном случае очевидно, что такой внедряющейся в общественное сознание нормой является силовое подавление инакомыслящих.

 

Кстати, провокационный эффект от «распятого Путина» уже сработал: «свободные художники» получили угрозы физической расправы, а сама выставка едва не была разгромлена. Так что еще пара-тройка таких провокаций, и дело будет сделано: русскоязычное меньшинство взбунтуется, а натренированное вбиванием гвоздей в чучела и инициативами сажать за георгиевские ленточки и отправлять «неграждан» в концлагеря латышское большинство радостно поддержит силовую расправу над самыми буйными.

 

В конце концов «национально мыслящие политики» целый год ждали, что латвийские русские взбунтуются и Путин введет на их защиту войска. В реальности же ни русские, ни Путин за этот год не дали никаких оснований так думать. А поскольку привлекать внимание западных союзников к «маленькой несчастной Латвии» как-то надо, придется этот «перфоманс» организовывать самим.

 

Александр Носович


Вернуться назад