ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Христианская и светская колонии в Турции ("Aksam", Турция)

Христианская и светская колонии в Турции ("Aksam", Турция)


11-05-2015, 08:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Христианская и светская колонии в Турции

("Aksam", Турция)
Каяхан Уйгр (Kayahan Uygur)

Слово «колониализм», которое в западных языках используют как синоним турецкоязычного термина «sömürgecilik» (колониальный режим, политика, система — прим.пер.), в начале XX века активно звучало и в нашей стране. Такое словоупотребление было более поучительным, поскольку в современную эпоху страны-колонизаторы создавали в колонизируемых государствах встроенные группы людей (или «колонистов»), которые состояли из граждан их собственных стран или представителей их собственной культуры. Поэтому если бы мы использовали термин «колониализм», многие вещи давно прояснились бы в нашем сознании, в том числе и вопрос о том, был ли в нашей стране проект «колонистов» и «колонии».

С 1830 по 1962 годы Алжир был колонией Франции. Захватив эту страну, Франция поселила здесь христианских колонистов французского и испанского происхождения. Но этого было недостаточно, и в 1871 году французское гражданство получили и евреи, проживавшие в Алжире, а колония расширилась.

На тюркоязычных территориях Средней Азии и Кавказе, которые Россия превратила в свои колонии, были поселены русские православные группы. Советский режим способствовал продолжению колонизации, русские там живут и сегодня. Великобритания поселила белое европейское население в Индии, Бельгия — в Конго.

Колониализм — не антиисторический феномен. В современную эпоху в Западной Европе возник капитализм, который затем путем войн и колониализма распространился во все уголки мира. В тех странах, куда он приходил во время своего распространения, возникали колонисты, а именно, в некотором смысле, «пятая колонна». Западный капитализм, пожелавший открыть Османскую империю для частной собственности и эксплуатировать ее ресурсы, отправил поселенцев в такие города, как Салоники, Стамбул, Измир, Зонгулдак, и предоставил французское гражданство армянам-католикам. Для пополнения своих рядов Запад хотел использовать в качестве «колонистов» все христианское население, которое он считал близким к своей культуре. И, открыв невероятное количество школ, пленил многих местных христиан. В Греции, отторгнутой от Османской империи в результате провокаций и фиктивно ставшей отдельным государством и демократией, в течение первых 40 лет официальными названиями трех крупнейших политических партий были «Русская партия», «Английская партия», «Французская партия». Что может описать колониализм лучше?

Когда колониализм проник в Османскую империю в экономическом плане, тут появился класс экспортеров, импортеров, строителей, сотрудничающих с ним. У этого слоя не было такой цели, как развитие экономики страны, ведь большая часть накопленного капитала все равно уходила на Запад. Когда мы подошли к XX веку, христианская колония, которую Запад выбрал себе в качестве компаньона, сколотила приличные капиталы. Среди групп, которые обогатились, помимо христиан были турецкие купцы и предприниматели из Салоников и Измира, которые продавали табак, сельскохозяйственную продукцию и частично текстиль на Запад. Этот экономически слабый, но бюрократически сильный слой завидовал христианской колонии и ее отношениям с Западом, страстно желая оказаться на ее месте.

В результате событий 1915 года, официального обмена населением с Грецией и введения налога на имущество в 1944 году на место немусульманских колоний пришло меньшинство с турецкой идентичностью. Христианская колония практически исчезла. Возникла турецкая колония, сотрудничающая с колониальной системой. Эта компрадорская группа, переняв ценности бывшей колонии, мечтала о добрых отношениях с Западом. США, которые, по сравнению с британцами и французами, оказались более проворным колониальным государством, тут же распахнули им объятья. Так появилась светская колония Турции. И если вы обратите внимание на регионы, в которых они доминируют и набирают голоса, а также на их стиль жизни, то увидите, что они практически ничем не отличаются от бывшей христианской колонии, с которой они сами же покончили, заняв ее место. В этом и состоит самый деликатный момент.

Оригинал публикации: Osmanlı Hıristiyan kolonisi ve laik koloni

Опубликовано: 05/05/2015 17:12




Вернуться назад