Европейская комиссия за демократию через право, она же Венецианская комиссия, к мнению которой в Киеве прислушивались при всех режимах, не приветствует намерение киевских властей перенести на два года местные выборы, и ждет до 2015 года завершения конституционной реформы, предполагающей децентрализацию в полном соответствии с минскими договоренностями.
Об этом на днях заявил председатель комиссии Джанни Букиккио, выступая на конгрессе региональных властей в Страсбурге. В Киеве эту новость предпочли не заметить, что немудрено — Венецианская комиссия орган консультативный, и на выделение средств и вооружений не влияющий. Да и не на таких деятелей не обращали внимания революционные украинские власти, если те говорили что-то неприятное. И какой бы карго-культ «европейских ценностей» не действовал сегодня в Киеве, есть такие европейские практики, от которых украинское руководство бежит как черт от ладана.
Здесь же седовласый итальянский юрист замахнулся на святое, захотел поколебать саму унитарную архитектуру украинской власти, бережно оберегаемую всеми, кто бы ни воцарился на Грушевского или Банковой.
В фундаменте этой системы последние пятнадцать лет лежит отрицательный отбор, критериями которого, даже для региональной элиты, есть человеческие свойства и обстоятельства, не имеющие отношения к общественному благу: сросшаяся с телом вышиванка при церковно-приходском образовании, всемерная близость к телу назначенного из Киева регионального барона, имеющийся на соискателя компромат. А также коррупционная инициация — она же готовность делиться, или, как это еще принято было называть после эпохи Кучмы, — способность работать в команде.
И, конечно же — просто деньги, достаточные для банальной покупки должности или депутатства, не важно, каким путем они заработаны. Венец этой конструкции в законодательной власти — прошлая и нынешняя Верховная Рада, слегка разбавленная не системными, но заслуженными клоунами, вроде сотника Парасюка и казака Гаврилюка. Во власти исполнительной это Зорян Шкиряк, третьесортный политический пройдоха, никогда не державший в руках огнетушителя, но который теперь будет заниматься предотвращением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в стране с изношенной инфраструктурой.
Выборы на Украине давно стали зрелищем, скандальным шоу, заменяющим народным массам хлеб, причем сейчас – уже в прямом смысле
Проведите мысленный эксперимент и примерьте эти критерии к любому из украинских политиков или чиновников, и вы обязательно найдете совпадения, часто не по одному пункту. Олег Ляшко, например, подходит по всем. И уже нет исключений, подтверждающих правило.
В первых созывах украинского парламента еще встречались люди от университетской кафедры, сохи или мартена, отягощенные хорошим образованием, знанием жизни или благими помыслами, желавшие менять законы и систему в сторону улучшения, хотевшие строить мирную, справедливую и удобную для жизни страну. Но тогда, вплоть до 2002 года, работала полностью мажоритарная система, а местные советы, из которых зачастую выходили эти прекраснодушные – играли значительную роль.
К 2015 году выросшее на пропорциональной избирательной системе, где отрицательный отбор усиливался наличием той или иной партийности, украинское государство прямо отторгает профессионализм хоть в чем-нибудь, кроме воровства, а вместе с ним и благие помыслы, и честь, и совесть.
Итальянец хочет, чтобы обобщенный Киев – голова украинского спрута, сам, по собственной воле, обрезал себе щупальца в регионах
Тем печальнее и комичнее слышать раздающиеся отовсюду возгласы жителей страны победившей демократии, усиливающиеся после всякого «котла» или витка инфляции: «Неужели у нас нет других генералов/министров/депутатов/губернаторов?».
Нет, дорогие украинцы, нет. И на майдане их тоже не было, и выбрать больше не из кого — у вас есть набор партий, в которых производится первичный отрицательный отбор. Поэтому выборы на Украине давно стали зрелищем, скандальным шоу, заменяющим народным массам хлеб, причем сейчас — уже в прямом смысле. Шоу Савика Шустера на самом деле очень калорийны, после них совсем не хочется есть, а часто и подташнивает.
Понятно, почему в Киеве пропустили мимо ушей слова Букиккио, и даже намерены вновь вернуться к полностью пропорциональной системе, чтобы уже окончательно закрыть любые лазейки для неконтролируемой инициативы снизу, которая и так, будь даже реализована, быстро коррумпируется, переходит в партийные фракции и группы, и иными способами «тушкуется».
Дело не только в народных республиках Донбасса, которым децентрализация – читай «федерализация» – дает официальный статус и легитимное представительство
Итальянец хочет, чтобы обобщенный Киев — голова украинского спрута, сам, по собственной воле, обрезал себе щупальца в регионах. Потому что дай региональным советам больше прав в конституционной реформе, да проведи там выборы по смешанной системе — и вот он, конец тоннеля, по которому бродит украинский народ, нищая и глупея. Сначала голодные мажоритарщики выберут своих спикеров, потом потребуют выборов губернаторов, потом вспомнят о вброшенной Коломойским идее про резервирование 90% доходов в местных бюджетах, и дальше это уже будет не остановить.
Не с первых, так со вторых местных выборов начнется федерализация явочным порядком. Народные чаяния, получив новых, как в 1990 году, выразителей, разрушат коррупционную систему, захиреют старые партии, бюджетный комитет парламента по влиянию окажется вровень с каким-нибудь районным советом, а правительству будет нечего делить и не с чего собирать коррупционную ренту. Попутно рискует отмереть и лубочная, бессодержательная, но густо политая невинной кровью национальная идея — как один из факторов отрицательного отбора.
Поэтому дело не только в народных республиках Донбасса, которым децентрализация — читай «федерализация» — дает официальный статус и легитимное представительство. Они — только часть проблемы, причем часть, от которой Киев давно готов добровольно и под любым соусом отказаться, дабы не потерять все.
Украинский кредитный пузырь сдувается вместе с новейшим украинским проектом, и желающих вдуть в него еще с десяток миллиардов всё меньше
Но терять все, видимо, придется. Причем по причине, далекой от федерализации. Просто унитарная государственная система, существующая только для удобства выкачивания денег узким кругом бизнесменов, политиков, чиновников и их клиентеллой, начинает рушиться по причинам прозаическим — все сильнее ощущаемое отсутствие денег.
Украинский кредитный пузырь сдувается вместе с новейшим украинским проектом, и желающих вдуть в него еще с десяток миллиардов всё меньше. И федерализация-децентрализация вкупе со свободными выборами — единственное средство избежать кровавого хаоса, после которого государство Украина исчезнет с политических карт. Только так можно не позволить народной стихии разгореться, снять давление в рамках закона и не силовым путем.
К сожалению, это не в интересах тех, кто сидит наверху пирамиды из денег и человеческих жизней, и кому очень не хочется за свои деяния отвечать.
Павел Дульман специально для «Актуальных комментариев»