Конец марта был отмечен знаковыми событиями во внешнеэкономической политике России на азиатском направлении.
28 марта в ходе Азиатского экономического форума в Боао (КНР) первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов объявил, что «президент России Владимир Путин принял решение об участии России в капитале Азиатского банка инфраструктурных инвестиций». Комментируя такое решение, профессор Института экономики и управления Университета Цинхуа Ли Даокуй подчеркнул, что это «хорошая новость как для России, так и для Китая».
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank — AIIB) был создан в 2014 году по инициативе КНР, его цель — финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Только в марте сего года о своем желании участвовать работе нового банка заявили Великобритания, Франция, Германия, Италия, Швейцария, Люксембург, Нидерланды. Как говорит профессор Ли Даокуй, одна из причин, по которой новый банк стал привлекательным для европейских экономик, состоит в том, что страны Европы, «в особенности, Великобритания, Германия, недовольны и разочарованы поведением США в МВФ и Всемирном банке». А в последний день марта на сайте Госсовета КНР появилось сообщение о том, что в апреле Россия войдёт в число стран-учредителей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
В эти же дни стартовала подготовка к Восточному экономическому форуму, который должен проходить во Владивостоке с 12 по 15 августа 2015 года. По словам российского вице-премьера Юрия Трутнева, инвесторы в Азии уже сейчас проявляют интерес к форуму, в том числе в связи с мерами по развитию Дальневосточного региона России (имеются в виду принятие федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», подготовка закона о свободном порте Владивостока, создание Фонда развития Дальнего Востока).
Страны Азии лидируют в мире по темпам роста промышленного производства и промышленного экспорта и в то же время нуждаются в новых рынках для своих технологий и капиталовложений. Существенным для развития российско-азиатской торговли является также то, что подавляющее большинство стран Азии не участвует и не намерено участвовать в антироссийских санкциях США и Евросоюза. А условия предоставления кредитов со стороны финансовых структур азиатских стран в сравнении с условиями, которые существуют на Западе, во многих случаях выглядят более приемлемыми для стран-получателей.
chinadaily.com.cn
Доля взаиморасчетов в национальных валютах между РФ и странами Азии, по имеющимся оценкам, достигает ныне 15% по сравнению с 5% в конце 1990-х. При этом юань КНР, ринггит Малайзии, донг Вьетнама, квай Тайваня, вона Южной Кореи, национальные валюты Гонконга, Сингапура и Брунея, то есть валюты наиболее развитых стран Восточной и Юго-Восточной Азии, всё больше используются во взаиморасчетах между государствами внутри АТР. Одновременно в других регионах в межгосударственных расчетах растет доля южноафриканского ранда, индийской рупии, бразильского риала, западно- и центральноафриканского франка.
Нельзя не отметить и то, что объемы торговли России с зарубежной Азией с 2013 года увеличиваются опережающими темпами. Растут взаимные поставки готовой промышленной продукции в торговых связях РФ с Индонезией и Индией, Ираном и Пакистаном, Малайзией и Тайванем, Гонконгом и ОАЭ, Египтом и Вьетнамом, Турцией и Таиландом. Плюс к этому внешнеэкономические партнёры России в Азии со второго полугодия 2014 г. наращивают экспорт в РФ производственных инвестиций. Как говорит генеральный директор Делового центра экономического развития СНГ Владимир Савченко, «начаты переговоры о заключении соглашений о свободной торговле РФ, Белоруссии и Казахстана с рядом других стран, например с Индией и Турцией; проходят заседания экспертных групп по этому вопросу с Вьетнамом, Египтом, Монголией».
Процессы, происходящие в азиатской торговле, заметно тяготеют к дедолларизации мировой экономики. Характерно, что именно такую направленность азиатско-тихоокеанской экономической интеграции Советский Союз предлагал еще в феврале 1953 года на Филиппинской конференции стран-участниц Экономической комиссии ООН для Дальнего Востока и Тихого океана. Советская сторона предложила тогда организовать межгосударственное совещание по вопросам более тесного экономического взаимодействия между странами этого региона, включая обсуждение вариантов отказа и от доллара США во взаиморасчетах, и от ценовых котировок транснациональных бирж на сырьевые и промышленные товары. В 50-х годах ХХ века Западу удалось заблокировать эти инициативы Москвы, но сегодня, когда Россия стала объектом санкционной войны со стороны Запада и столкнулась с серьезными внешними вызовами своей экономической безопасности, снижение уровня долларизации российской экономики вновь стоит в числе первоочередных и насущных задач.