ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Морской старт» вряд ли нужен даже арабам

«Морской старт» вряд ли нужен даже арабам


25-03-2015, 12:58. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Морской старт» вряд ли нужен даже арабам

«Морской старт» вряд ли нужен даже арабам
Замороженный международный проект «Морской старт» вызвал интерес Объединенных Арабских Эмиратов. Однако дальше переговоров о возможной покупке дело не пошло. Сейчас никто не может гарантировать бесперебойной поставки ракет «Зенит-3SL», производящихся на Украине. Кроме этого, есть ряд чисто экономических проблем.

Российская сторона провела несколько встреч с представителями Объединенных Арабских Эмиратов, проявивших заинтересованность в приобретении международного проекта «Морской старт».

«ОАЭ обозначили свой интерес к этому проекту. Российской стороной с ними было проведено несколько встреч, но в настоящее время интенсивность контактов снизилась», – сообщил источник ТАСС. По его словам, не исключено, что падение интереса со стороны представителей ОАЭ связано со снижением цен на нефть.

Источник отметил, что для ОАЭ, которые обзавелись собственным космическим агентством лишь два года назад, было бы выгодно получить готовую космическую инфраструктуру, высококлассных специалистов и известный на рынке пусковых услуг бренд с собственным портфелем заказов.

Ранее сообщалось, что ОАЭ намерены в 2021 году, к 50-летию создания государства, отправить космический аппарат к Марсу.

Международная компания «Морской старт» была основана в 1995 году при участии американской компании «Боинг», российской «Энергии», норвежской «Кварнер» и украинских предприятий – КБ «Южное» и Южмаша. Это крупнейший коммерческий международный проект создания и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. Компания и одноименный плавучий космодром созданы с целью воплотить в жизнь идею запуска ракет-носителей с экватора.

«Морской старт» – первый в истории коммерческий международный проект ракетно-космического комплекса океанского базирования. Основная цель – оказание услуг по запуску космических аппаратов с плавучей стартовой платформы. Большинство спутников выводится на геостационарную орбиту из экваториальной зоны в Тихом океане. В рамках проекта с 1999 года выполнено 36 пусков ракет «Зенит-3SL», из них один был частично успешным, два – аварийными.

В августе прошлого года «Морской старт» приостановил деятельность до середины нынешнего года. Проблемы возникли в связи с тем, что производство ракет-носителей «Зенит 3SL» находится на территории бывшей УССР.

В сентябре сообщалось, что к проекту проявил интерес израильский капитал.

«Морской старт» может заинтересовать государство, у которого нет удобного космодрома, – заявил газете ВЗГЛЯД научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – Но дело в том, что этот проект рассчитан на одну ракету. Проблемы с ее производством очень большие».

«Если вы хотите кому-то продать «Морской старт», вы должны гарантировать, что ракета для него будет поставляться, – отметил он. – А этого сейчас никто гарантировать не может, ни Россия, ни Украина. Поэтому поговорить о такой продаже вполне можно, но чтобы она закончилась чем-то реальным – крайне маловероятно. Если их заинтересовал вопрос, то они, конечно, начали разбираться. И поняли проблемы, которые существуют».

По словам эксперта, с этим проектом связаны не только политические, но и экономические проблемы: «Не так уж легко сделать это предприятие выгодным».

«Сейчас любые услуги по запуску поступают на очень конкурентный рынок, – пояснил он. – Там мы присутствуем с «Протоном», китайцы, японцы, присутствует, считайте как новое космическое государство, Space X. Все они весьма агрессивные и охотятся за новыми запусками. И считать, что еще одна новая компания – а если ее купят, это будет новая компания – будет иметь какую-то серьезную долю на рынке пусковых услуг, чересчур оптимистично».

В конце прошлого года вице-премьер Дмитрий Рогозин не исключал, что «Морской старт» может быть перенесен в Бразилию. «После того, что произошло на Украине, говорить о промышленности, тем более о высокотехнологичной, больше невозможно», – отметил Рогозин, добавив, что в этой связи проект «завис». Рогозин отметил, что проблемой также является нынешнее месторасположение космодрома, который «сейчас находится у американских берегов, недалеко от Лос-Анджелеса». «Мы, конечно, будем его забирать обратно», – добавил вице-премьер, передает РИА «Новости». «Бразильские коллеги, которые имеют свой космодром, находящийся рядом с океаном, могут предложить нам сотрудничество в этом направлении, и сейчас вырисовывается интереснейший диалог на экспертном уровне», – сказал он.

В январе стало известно, что в Объединенной ракетно-космической корпорации обсуждаются планы переоборудования на новейшую российскую ракету-носитель «Ангара».«Перед ОРКК и Ракетно-космической корпорацией «Энергия» стоит задача дальнейшего эффективного использования проекта «Морской старт», и сейчас специалисты изучают возможность эксплуатации на комплексе российских ракет-носителей, в том числе и ракет семейства «Ангара», – сказали в пресс-службе корпорации.

В то же время генконструктор ракеты «Ангара» Владимир Нестеров заявил, что не считает использование ее для проекта «Морской старт» целесообразным. «Морской старт» не приспособлен для того, чтобы осуществлять запуск этой ракеты. Он приспособлен только для ракеты «Зенит». Конечно, реализовать такой проект можно, но непонятно, зачем и в какую сумму это обойдется», – заявил Нестеров.

По его словам, замена «Зенита» «Ангарой» потребует переделки плавучего космодрома и всей обеспечивающей инфраструктуры. При этом Россия не получит новых возможностей при реализации космической программы.

«Все задачи, которые Россия должна выполнять с Плесецка и Восточного, можно решить имеющимся парком ракет-носителей, за исключением задач освоения дальнего космоса – Луны и Марса, но эту проблему «Морской старт» не решит ни при каких обстоятельствах. Запуск с экватора тяжелой «Ангары» не сделает из нее ракету-носитель сверхтяжелого класса», – пояснил он.

По мнению Ивана Моисеева, если будет принято решение о замене «Зенита» «Ангарой», то «это будет совершенно другой проект, дорогостоящий, с неизвестным результатом». «Я не вижу вариантов, кроме закрытия «Морского старта». Может быть, кто-то найдет», – сказал он.


Вернуться назад