ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Европейские энергетические прожекты: литовский сжиженный миф

Европейские энергетические прожекты: литовский сжиженный миф


7-03-2015, 09:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Европейские энергетические прожекты: литовский сжиженный миф

Страны Единой Европы ежегодно потребляют сотни миллиардов кубометров природного газа. Данный показатель колеблется год от года в достаточно широком диапазоне ± 10-12 %, но ниже 440 млрд. кубометров не опускается. На вариативность газовых потребностей Старого Света влияют многие факторы – климатические, экономические, энергосберегающие и прочие. Стратегия энергетического развития ЕС на период до 2030 года предусматривает рост удельного (и количественного) веса природного газа в потреблении промышленными производствами и домохозяйствами. Около 70 % голубого топлива Европа импортирует. В отдельных странах ЕС зависимость от ввозимых энергоресурсов равна 100 %.

Литва уверенно входит в этот неформальный клуб европейских энергетических акцепторов. В Литву приходится ввозить все виды топлива – будь то природный газ, нефть, отдельные продукты ее переработки, каменный уголь, установки для производства биотоплива или оборудование для ветровых генераторов. Благодаря закрытию Игналинской АЭС как пережитка советского прошлого энергетический баланс страны существенно изменился. Литовские потребности в 7 миллионов тонн нефтяного эквивалента в равных долях покрываются природным газом, каменным углем и нефтью. Примечательно, что другим странам Евросоюза удалось отстоять свои АЭС. Венгерская станция в г. Пакш, чешская в г. Дукованы и т.п. продолжают энергетическую деятельность и прирастают новыми энергоблоками. Даром что построены задолго до континентального торжества толерантной демократии и либеральной экономики. В Литве это торжество оказалось масштабным и безальтернативным. После упразднения Игналинской АЭС пришлось замещать 80-85 % (!!) генерирующих мощностей в энергетике страны.

С 2009 года Литва существенно увеличила закупки газа, нефти и угля на внешних рынках. Благо существующие субсидии ЕС позволяют частично профинансировать подобный импорт. Постепенное расставание с индустриализацией тоже помогло уменьшить потребление энергетических ресурсов. Да что там – ради борьбы с восточным империализмом удалось снизить транзит российских углеводородов! Путем создания бюрократических рогаток, путем повышения пошлин и сборов на российскую нефть себе в убыток. Построенный в литовском Бутинге терминал по приему нефтепродуктов из свободных и правильных стран отчего-то оказался нерентабельным. С 2011 года он демонстрирует стабильные убытки в графе «Прибыль». Как и нефтеперерабатывающий завод в г. Мажейкяй, как и вся крупнейшая прибалтийская нефтекомпания ORLEN Lietuva. В чей собственности находится мажейкяйский НПЗ, терминал в Бутинге, магистральные нефтепроводы и сеть литовских АЗС.

После очевидного успеха в достижении нефтяной независимости от РФ Вильнюс предпринял аналогичные шаги в газовом направлении. Литва ежегодно потребляет 2.6 млрд. кубометров природного газа. Еще недавно приходилось закупать 3.2 млрд. м3, но деиндустриализация помогает сберечь валюту и обеспечивает трудоустройство литовцев за рубежами собственной страны. Весь поступающий в Литву газ до 2015 года был российским. Пока к причалам клайпедского порта не прибыл корабль с гордым названием Independence – регазификатор, хранилище сжиженного газа и символ энергетической независимости в одном прочном флаконе. Прибытие случилось еще в начале ноября 2014 года, то бишь свыше трех месяцев назад.

Построенный в Южной Корее корабль будет принимать до полумиллиарда газовых кубометров ежегодно. Он создаст конкуренцию монопольному положению Газпрома на литовском газовом рынке. Технологически Independence способна обеспечить голубым топливом и Латвию, и Эстонию, и другие европейские страны. Давно вошедшие в ЕС либо бьющиеся головой в запертые ворота с надписью «Ассоциация». Достаточно произнести магическое заклинание «Газпром, прощай – в добрый путь!», и волшебный корабль Independence увлечет пассажиров на седьмое небо изобилия и прогресса, в яркий свет и в доброе тепло. Если верить в чудеса.

Если в чудеса не верить, возникает ряд вопросов. Например, насколько выгодна эксплуатация судна-регазификатора. По действующему контракту с владельцем волшебного корабля (норвежской фирмой Hoegh LNG) содержание Independence у клайпедского пирса обходится в 156.000 $/сутки. В сто пятьдесят шесть тысяч долларов ежедневно. Без праздников и без выходных, вне зависимости от интенсивности эксплуатации. Означенную сумму литовский бюджет обязан вносить на протяжении 10 лет. Выгодные инвестиции, они такие. Помогают уверенно смотреть в завтрашний день. Осенью 2024 года терминал можно будет выкупить в государственную, в частную либо в смешанную собственность для литовских газовых нужд. К тому времени сумма арендных платежей за «Независимость» превысит 0.56 миллиарда долларов. Это более чем существенно для страны с населением менее трех миллионов человек, с единственным крупным потребителем газа (комбинат по производству азотных удобрений концерна Achema), с растущей зависимостью от субсидий из Брюсселя.

Стоит отметить, что стоимость инфраструктуры по распределению газа внутри Литвы, расходы на техническое обслуживание корабля в данную сумму не входит. За десять арендных лет они составят не менее чем 400 млн. $. Это минимальное значение экспертных оценок, большинство специалистов называют сумму в интервале 500-600 млн. $. Плюс (стыдно говорить, но приходится), сам перерабатываемый газ тоже требуется купить. Если действительно предстоит задействовать корабль по газовому назначению. С чем возникают определенные сомнения.

В ноябре 2014 года, едва хранилище-регазификатор Independence обосновался у клайпедского причала, были оглашены подробности его функционирования. Тендер на поставку газа для детища норвежской Hoegh LNG выиграла норвежская же Statoil. В энергетике случаются и не такие совпадения. Пустяки, дело-то житейское. Миллиард туда, полмиллиарда сюда – диверсификация, она такая. Адекватно посчитать риски способны далеко не все. Правда, стоимость норвежского газа разглашать запрещалось вовсе. Таковы условия межгосударственного контракта, полная тайна вкладов, заграница всем поможет. Но отдельные ценовые протуберанцы осветили литовский путь в газовую независимость. Их можно объединить под собирательным названием «Магия 20 %»:

- Еще два года назад, в январе 2013 года, Газпром уменьшил стоимость своего трубопроводного газа для Литвы на 20 %;

- Доля сжиженного газа, импортируемого посредством терминала, должна составить в Литве до 20 % от общего объема потребления. Причем с административным регулированием обязательности закупок именно LNG-газа;

- В 2015 году отпускная цена на природный газ в Литве увеличилась аккурат на 20 %;

- Ни один пузатый газовоз в Литву до сих пор так и не прибыл.

Ни один, понимаете? Подробности контракта со Statoil предусмотрительно неизвестны. Но резкий спад нефтяных цен в общемировом масштабе вынуждает крупные концерны продавать добываемый газ как можно дороже. Если цена трубопроводных углеводородов (как правило) жестко привязана к стоимости нефтяного барреля, то у LNG-газа такой зависимости нет. Гигантский азиатский рынок принимает сжиженный газ на заведомо лучших условиях, чем сложившиеся на европейском газовом рынке в 2015 году. Настолько лучших, что норвежской Statoil может быть выгоднее уплата неустойки литовским партнерам и перенаправление своих газовозов в Китай, Японию и Южную Корею. Если неустойка вообще предусмотрена полупрозрачным контрактом между Statoil и Литвой. Катар несколько лет назад поступил с экспортом своего газа в Польшу именно так, в одностороннем порядке передумав осуществлять рейсы к LNG-терминалу в Свийноусьце. И это случилось даже без спада цен на нефть. Ничего личного, выгода газового бизнеса диктует географию поставок.

Подтверждением данного тезиса является бравурное сообщение от министра энергетики Литвы. Г-н Р. Масюлис сообщил о подписании контракта между литовской компанией Litgas и американской компанией Cheniere energy. Соглашение касается лучшего в мире природного газа из США, переправляемого через Атлантику, за 8.000 километров, прямиком к литовским берегам. Разумеется, для «ослабления позиции России, которая использует свои ресурсы в качестве энергетического оружия, дабы шантажировать страны, зависящие от российского газа». Не для обеспечения же Литвы теплом и светом, в самом деле.

К сожалению, у фирмы Cheniere energy пока нет своего СПГ-терминала для экспортных нужд. У других американских компаний есть, а у Cheniere energy нет. По всей видимости, отсутствие готового терминала явилось явным конкурентным преимуществом данной фирмы. Далее, правительство США все еще не санкционировало поставки сжиженного газа за пределы богоизбранной Америки. Медлят нерешительный Обама и пораженческий Сенат. Нет бы о борьбе с Газпромом в глобальных масштабах думать, они о дешевых энергоресурсах для американской промышленности пекутся.

Стоимость трансатлантических поставок сжиженного газа не разглашается. Норвежская Statoil в планах литовского правительства более не упоминается. Литовский терминал продолжает простаивать в Клайпедском порту – но теперь с перспективой получить газ в 2016 году. Да не откуда-нибудь, а из США. Вот и контракт имеется. Не хотите сравнить с предыдущим образцом эпистолярного жанра, столь же перспективным и диверсифицированным?

Вместо нынешних цитат министра литовской энергетики полезнее вспомнить его фразу годовалой давности: «Поскольку из-за строительства нашего терминала Газпром снизил для Литвы цену на природный газ, то можно сказать, что наши вложения уже окупились».

Выплачивая 57 млн. $ в год за аренду газоснабженческого терминала, сроки его практического использования регулярно сдвигаются. А газовые тарифы для литовских потребителей уже выросли и суммарно обеспечивают бюджетную прибыль около 370 млн. $. За вычетом расходов на Independence остается порядка 300.000.000 $. Сугубо из-за роста цен для потребителей, на магические 20 %.

В 2016 году найдутся веские причины слегка подкорректировать сроки поставок газа из США. Мало ли в мире стран, экспортирующих сжиженный газ. Логика убедительных оправданий «Ишак и падишах» вполне применима и в XXI веке, вдали от азиатских монархий и без участия фольклорных хитрецов. Литовский сжиженный миф доказал свою жизнеспособность и прибыльность. При условии регулярного заключения новых контрактов и четких объяснений – почему предыдущие соглашения временно не осуществились. В крайнем случае, всегда доступен газовый реверс из сопредельных и дальних стран. Ближайшие союзники наверняка поделятся пошаговой инструкцией по организации виртуальных реверсных поставок с реальным профитом на нужных банковских счетах.

Источник новости


Вернуться назад