США имеют отработанные и хорошо продуманные механизмы воздействия на элиту и СМИ государств, что позволяет им устанавливать там свое влияние при относительно небольших затратах. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал профессор МГИМО Евгений Кожокин, сравнивая российскую и западную стратегии влияния на страны постсоветского пространства, в частности на Украину.
«У США есть хорошо продуманные методы работы с элитами. Они добиваются влияния (здесь речь идет не только о странах СНГ) в стране, прежде всего, среди двух категорий — среди политиков и журналистов. Также у них есть всегда программы для молодежи. Вот три направления, которые они очень эффективно реализуют. Мы нередко в реализации нашей политики осуществляем экономическую помощь, которая по своим количественным показателям намного превосходят то, что американцы тратят на привлечение элит. Но об этой экономической помощи знает небольшое количество лиц, и они это относят не к тому, что Россия оказывает их стране экономическую поддержку, проявляя тем самым определенное благородство и хорошее отношения к этой стране и народу.
Они это связывают с тем, что это они такие умелые и ловкие, и им удается провести русских, вынудив их осуществлять экономическую политику в интересах этой страны. То, что, казалось бы, должно давать большой эффект, не дает вообще никакого эффекта. Очень небольшое количество лиц (в бюрократии, в бизнесе) знают реально, сколько Россия дает их стране. Они понимают, что другого такого партнера нет нигде. Но большинство людей отнюдь не альтруисты, а эгоисты, и их интересует не столько то, как много получает страна и население в целом, как то, сколько получает данный конкретный человек. А данный конкретный человек получает от США периодически гранты, возможность обучать своих детей в США. И это перевешивает».
Кроме того, по словам эксперта, существует еще одна проблема: «Американцы умеют работать и с правящей элитой, и с контрэлитами. Мы всегда работаем с правящей элитой. Поэтому в борьбе за влияние нередко нас переигрывают».
На вопрос, целесообразно ли России менять стратегию в этом направлении, Евгений Кожокин ответил, что это постепенно происходит: «Мы ее постепенно меняем, стараемся создавать программы для молодых. Но еще в этом направлении нам много предстоит сделать, чтобы переломить сложившуюся тенденцию».
«У США есть хорошо продуманные методы работы с элитами. Они добиваются влияния (здесь речь идет не только о странах СНГ) в стране, прежде всего, среди двух категорий — среди политиков и журналистов. Также у них есть всегда программы для молодежи. Вот три направления, которые они очень эффективно реализуют. Мы нередко в реализации нашей политики осуществляем экономическую помощь, которая по своим количественным показателям намного превосходят то, что американцы тратят на привлечение элит. Но об этой экономической помощи знает небольшое количество лиц, и они это относят не к тому, что Россия оказывает их стране экономическую поддержку, проявляя тем самым определенное благородство и хорошее отношения к этой стране и народу.
Они это связывают с тем, что это они такие умелые и ловкие, и им удается провести русских, вынудив их осуществлять экономическую политику в интересах этой страны. То, что, казалось бы, должно давать большой эффект, не дает вообще никакого эффекта. Очень небольшое количество лиц (в бюрократии, в бизнесе) знают реально, сколько Россия дает их стране. Они понимают, что другого такого партнера нет нигде. Но большинство людей отнюдь не альтруисты, а эгоисты, и их интересует не столько то, как много получает страна и население в целом, как то, сколько получает данный конкретный человек. А данный конкретный человек получает от США периодически гранты, возможность обучать своих детей в США. И это перевешивает».
Кроме того, по словам эксперта, существует еще одна проблема: «Американцы умеют работать и с правящей элитой, и с контрэлитами. Мы всегда работаем с правящей элитой. Поэтому в борьбе за влияние нередко нас переигрывают».
На вопрос, целесообразно ли России менять стратегию в этом направлении, Евгений Кожокин ответил, что это постепенно происходит: «Мы ее постепенно меняем, стараемся создавать программы для молодых. Но еще в этом направлении нам много предстоит сделать, чтобы переломить сложившуюся тенденцию».