ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Пять обязательных пунктов китайской классической стратегии

Пять обязательных пунктов китайской классической стратегии


11-11-2014, 09:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Пять обязательных пунктов китайской классической стратегии

В IV веке до н. э. писали: «Был человек, который имел всего 30 000 войска и никто не мог ему противостоять в Поднебесной. Кто это? Отвечаю: Сунь-цзы». Китай как государство относится к числу древнейших. Одно из общемировых достояний китайской древности — самобытная философия войны, которая насчитывает множество аспектов.  Рассмотрим только пять.

 песочные часы

Пункт 1. Время является полноправным участником конфликта.

 Время — третья сторона конфликта. Время действует абсолютно на всех (но неодинаково), поэтому время нужно учитывать и использовать. Когда это выгодно — переложить на время свои усилия и риски. Если противник уже обречен (не совершенен), его добьет время, но если время работает против тебя, необходимо менять условия – действовать более активно в направлении конкретной тактической (или стратегической) выгоды. Противоборствующие стороны состязаются между собой и со временем, но у этого «полководца» никто не выиграл, потому что у времени выиграть принципиально невозможно. Это просто не в силах человека. Поэтому ставится вопрос: кто проиграет самым первым. Побеждает тот, кто более совершенен (адекватен) по отношению к временным изменениям и менее подвержен саморазрушению. Стратегия влияния времени проистекает из философии недеяния  и понимания цикла перемен. «Весна» побеждает «зиму», «осень» побеждает «лето» и тому подобное.

 Далеко не случайно в эпоху «сражающихся царств» идеальный полководец (или советник) – это вышедший из отшельников (даос), постигший «законы Неба и Земли». Простое наблюдение за природой объясняет любой процесс, в том числе и войну (сражение) с точки зрения последовательных этапов жизненного цикла. Рождение – рост – максимум силы – зрелость – увядание – ветхость – смерть – рождение нового. Весна – лето – осень – зима – новая весна.

пять первоэлементов 

 Пять первоэлементов — как показатель своего состояния и состояния противника: огонь побеждает металл, металл побеждает дерево, дерево побеждает почву, почва побеждает воду, вода побеждает огонь. Круг замыкается. Поэтому, если противник движется по нисходящему пути, ему мешать незачем, не надо делать масло более масляным, не надо для падающей воды быть лучше, чем естественные водопады. Однако, недеяние не должно восприниматься как пассивность, скорее, это внутренняя работа по сохранению своей силы и подготовка к нужным действиям в нужных обстоятельствах.  Каждый вступающий в единоборство обязан знать, как можно использовать время в своей стратегии. Ведь «беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы». Ставится задача быть в союзе со временем, «быть совершенным», дать возможность времени проявить отрицательные качества противника к его ущербу. Из пункта первого вытекает пункт второй.

 власть естественности

 Пункт 2. «Власть естественности».

 Сунь-цзы писал о том, что правильный удар войска подобен удару камнем по яйцу, все уже готово у тебя (к победе) и у противника (к поражению). Еще он утверждал, что нужно действовать так естественно, как если бы круглые предметы сами скатывались со склонов возвышенных мест. Бегство (отступление) от превосходящего и сильного противника является не постыдным, а естественным. «Мощь – это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой». Общий смысл принципа проявляется в следующем высказывании: «Форма у войска подобна воде; форма у воды избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска избегать полноты (у противника) и ударять по пустоте (слабому месту).  Вода устанавливает свое течение в зависимости от места, войско устанавливает свою победу в зависимости от противника».

 Сунь-цзы прямо указывал, что если «нет выгоды, не двигайся, если не можешь приобрести, не пускай в ход войска, если нет опасности, не воюй». Поэтому «государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева, полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы». «Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут».

«Власть естественности» проявляется и в тактике, как уже было сказано выше, если противник полон сил (находится на максимуме возможностей) или имеет более выгодную тактическую позицию, на него нападать не рекомендуется. Сделаешь себе только хуже. Кроме того, «если войско противника идет домой, не останавливай его, если окружаешь войско противника, оставь открытой одну сторону, если он находится в безвыходном положении, не нажимай на него». То есть, иными словами, используй энергию противника к его ущербу, не трать силы на то, что итак тебе может достаться, не прилагая больших материальных и человеческих усилий. Не рискуй понапрасну жизнями своих людей и судьбой государства, действуй в рамках «естественного».

 Однако, если все же приходится сражаться, «бросай своих солдат в такое место откуда нет выхода, и тогда они умрут, но не побегут». «Если же они готовы идти на смерть, как не добиться победы»(?). «Когда солдаты подвергаются смертельной опасности, они ничего не боятся, когда у них нет выхода, они держатся крепко… когда ничего поделать нельзя, они дерутся».  Все это также вполне естественно.

пакт молотова - рибентропа 

 Пункт 3. Война (противоборство) как искусство обмана.

Один из базовых военных канонов древнего Китая «Искусство войны» Сунь-цзы (цитаты из которого здесь столь обширно приводятся), точно определяет, что война – это путь обмана. «Поэтому, если ты и можешь чего-нибудь, показывай, будто не можешь; если пользуешься чем-нибудь, показывай, будто этим не пользуешься. Хотя бы ты и был близко, показывай, что ты далеко, хотя бы ты и был далеко, показывай, что ты близко». «Вызвав в нем (противнике) гнев приведи его в состояние  расстройства, приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение, если его силы свежи, утоми его; если у него воины дружны, разъедини их. Нападай на него когда он не готов, выступай, когда не ожидает».

 Задача полководца, используя принцип естественности и времени (о чем выше) лишить противника «совершенства», заставить его принять более уязвимую форму, либо спровоцировать его растратить свои силы без получения нужного (существенного) результата. Методом ведения войны (противоборства) является создание ложных представлений у противника и его последующий разгром с точки зрения предсказуемости его дальнейших действий.  Из пункта третьего вытекает пункт четвертый.

 36 стратагем

 Пункт 4. Война как концепция управления противником.

 Стратегии непрямых действий, в частности, посвящены знаменитые 36 стратагем (подробнее здесь), которые, несмотря на бытовой или прикладной описательный характер, являются чисто военными или политическими, если считать, что война – это и есть политика, только иными (крайними) средствами.   

 британский кот

 Пункт 5. Добыча и использование информации.

Еще один принцип (пятый по нашему счету) – это разнообразное добывание и использование информации, которое в более вульгарной форме источников звучит как использование шпионов. «Защищаются друг от друга несколько лет, а победу решают в один день. И в этих условиях жалеть титулы, награды, деньги и не знать положения противника – это верх негуманности. Тот, кто это жалеет для людей, не помощник своему государю, не хозяин победы». «Пользование шпионами – самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия».

 шпион

Сунь-цзы делит шпионов обстоятельно на пять категорий:

  • «Шпионы местные», «которых вербуют из местных жителей страны-противника и пользуются ими»;
  • «Шпионы внутренние», которых вербуют из чиновников страны-противника;
  • «Шпионы обратные», «которых вербуют из шпионов противника и пользуются ими»;
  • «Шпионы смерти», это шпионы, которые передают противнику ложные сведения, как достоверные;
  • «Шпионы жизни», это «шпионы, которые возвращаются с донесением» (собственно, это то, что иногда понимается под классической разведкой).

Каким же образом все вышеуказанное связано с настоящим временем? Самым непосредственным. Например, если заменить в тексте слово «армия, войско» словом «государство» и перенести древние подходы в настоящее время – ничего ровным счетом не изменится (в смысле актуальности советов).

 китай и сша

 Кстати, если рассматривать современную мировую политическую историю в русле противоборства США и Китая, то станет ясно, что Китай в случае своего успеха вовсе не собирается разрушать США. Потому что, говоря словами Сунь-цзы: «по правилам ведения войны наилучшее – сохранить государство противника в целости, на втором месте – сокрушить это государство». «Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию не сражаясь; берет чужие крепости не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго». «Сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего, лучшее из лучшего – победить чужую армию, не сражаясь».

  обама в кнр

Поэтому смысл китайской политики – это сохранение равновесия в свою пользу. Все остальное сделает время, искусство понимания изменений и информированность. США когда-то использовали Китай в рамках своих политических концепций. Почему же Китай не может, добившись некоторого экономического паритета (в результате американских действий), не попытаться использовать США(?).

Примечание: Цитаты приведены по изданию: Сунь-цзы «Искусство войны», Москва, Центрполиграф, 2012 год. Перевод Н. И. Конрада.



Вернуться назад