На протяжении всего непродолжительного периода существования независимой Украины отношения с национальными меньшинствами у киевских властей не складывались. Со временем национальные проблемы Украины, по большей части замалчиваемые, переросли в хронические, а «национальная революция» подвела их к критической точке. Особенно это заметно на положении румын и венгров.
Румыны – вторая по численности группа населения на Буковине (некогда эта историческая область входила в состав Древнерусского государства, сейчас северная часть Буковины принадлежит Украине). 97% украинских румын проживают в Черновицкой (115 тыс.) и Закарпатской (32 тыс.) областях. По данным CEMES (Centre for European Migration and Ethnic Studies), среди проблем румынского меньшинства на Украине – непропорционально малое представительство румын в системе высшего образования и невозможность получения полноценного образования на румынском языке. В результате отмены после февральского переворота 2014 г. Верховной радой Украины закона 2012 года о региональных языках неудовлетворенность украинских румын их положением только усилилась.
Киев отвергает все упрёки в пренебрежении к культурным потребностям украинских румын, но это только увеличивает их недовольство. В июне 2014 года в Одессе прошел слет румын Бессарабии при содействии Института румынской культуры (Румыния). На съезде много говорилось о необходимости открытия новых румынских культурных центров (существующих недостаточно, их сотрудники зачастую даже не владеют румынским языком). Глава Одесской областной национально-культурной румынской ассоциации «Бессарабия» отметил, что «основной проблемой румынской общины в Одесской области является функционирование школ с преподаванием на румынском языке, а также их финансирование».
В Киеве твердят, что на законодательном уровне национальные меньшинства на Украине защищены якобы лучше, чем в Румынии. Это тоже не соответствует действительности, как и многое в современной украинской пропаганде. Примером могут служить русские староверы-липоване, которые живут в Румынии уже несколько веков. Силами общины русских староверов в Румынии проводятся симпозиумы, посвященные их истории и религиозной традиции. В Бухаресте издается газета «Зори», в Яссах – журнал «Китеж-град». Многие староверы имеют румынские награды (писатели Никита Данилов и Леонте Иванов, ученый Михай Нистор и многие др.). Законодательство Румынии даёт право всем национальным меньшинствам иметь свои этнические организации, сохранять традиции, язык, а государство их в этом поддерживает. В 2003 г. в православной семинарии им. св. Василия Великого в городе Яссы для детей русских староверов был открыт специальный семинарский класс, где изучают старообрядческое православие.
На Украине же за 23 года независимости количество школ с румынским языком преподавания сократилось с 18 до 5. Этот процесс шёл параллельно с закрытием огромного количества русских школ.
Не лучше обстоят дела с венгерским меньшинством. Из последних новшеств Киева – перекройка одномандатных избирательных округов в местах компактного проживания венгерского меньшинства на Закарпатье. Теперь голоса венгерских избирателей распылены по разным округам, венгры не имеют больше возможности избирать своих представителей в Верховную раду. Ссылки венгерских активистов на закон Украины №709 – VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам проведения выборов» от 21 ноября 2013 г. и статью 18 раздела III закона Украины «О выборах народных депутатов», предусматривающие образование избирательных округов с учетом административно-территориальных границ проживания национальных меньшинств, Киев игнорирует. Сейчас в Европейском суде находится жалоба представителей венгерской общины Закарпатья с просьбой повлиять на позицию Киева, заставив его соблюдать собственные законы.
Жалобы жалобами, а положение венгров, оказавшихся под властью «украинского национального государства», становится всё сложнее. В марте 2013 г. украинские радикалы атаковали в Закарпатье венгерских туристов. Среди пострадавших были дети. Затем украинские СМИ сообщили о том, что за решение «венгерского вопроса» взялся «Правый сектор». Итог: осквернен памятник на Верецком перевале в честь перехода венгерских племен через Карпаты к Дунаю (на нем появились надписи:«Смерть венграм!»); на заседание общественного совета венгров в закарпатском районном центре Берегово ворвалась группа хулиганов, избивших участников совещания. Венгров это настолько возмутило, что проживающий в Закарпатье видный деятель венгерской интеллигенции поэт Карой Бала написал статью «Хамская страна», дав оценку действиям украинских властей в отношении его соотечественников.
Попытки Киева свести всю национальную политику к введению в оборот двуязычных печатей, бланков и вывесок венгерскую общину больше не устраивают. Такими косметическими мерами культуру венгров в местах их тысячелетнего проживания не сохранить. Среди почти двухсоттысячного венгерского населения Закарпатья постепенно зреют ирредентистские настроения.