«Лента.ру»: О дестабилизации постсоветского пространства предупреждали едва ли не в каждом прогнозе на 2014 год. Всем было очевидно, что одна из стран, где могут начаться беспорядки, — Украина. Почему этим прогнозам не придали значения? Как можно объяснить такой провал российской внешней политики?
Владимир Пластун: По-моему, большинство «провалов» в осуществлении, в принципе, довольно разумной политики руководства РФ, в том числе и на украинском направлении можно (и нужно!) отнести, во-первых, на счет некомпетентности лиц, которым была поручена разработка деталей и их реализация. Они, эти лица, не просто некомпетентны, но и безответственны. К сожалению, рекомендации специалистов не доходят до «верхов» — их «перехватывают», обрабатывают и представляют в удобоваримом для руководства виде. Можете назвать хотя бы одного чиновника, понесшего наказание за провал? Они умело маскируются.
Во-вторых, в России на уровне исполнительной власти активно действует «пятая колонна», преследующая свои узкокорыстные и узкополитические интересы, смыкающиеся с интересами представителей противоположной стороны.
Каким может быть сейчас мирный сценарий на Украине? Существует мнение, что приоритетным следует признать косовский сценарий — вы с этим согласны?
Какой мирный сценарий сейчас возможен, не знаю. Предлагались неплохие сценарии, но кто слышал и слушал?!
Думаю, Киеву нужно забыть о Крыме как о дурном сне. Что касается Юго-Востока Украины, самопровозглашенных республик, то убеждён в необходимости продолжения переговоров. Это очень-очень трудно, но надо избежать еще большего кровопролития.
Где, по вашему мнению, случится следующий конфликт подобного уровня и интенсивности? В качестве следующей цели англосаксонского мира эксперты называет Среднюю Азию и Казахстан. Как вы лично оцениваете такие прогнозы?
Не гадаю на кофейной гуще, но согласен с экспертами. Наблюдается интенсивное проникновение экстремистов в названные вами регионы, а также в Татарстан и Поволжье. Полным ходом идет обработка населения. Об этом говорят открыто, а в СМИ только капельки просачиваются…
Какие еще регионы России в зоне риска?
Постоянно кровоточащая рана — Дагестан. Здесь годами проводятся антитеррористические операции, и конца им не видно.
Не исключаю и другие регионы. Особое внимание следует уделить тем, где трудятся наемные рабочие (их неуважительно называют гастарбайтерами) из государств Средней Азии. Именно их активно обрабатывают идеологи исламизма.
Подход такой: вариант первый — «ты, мусульманин, гнешь спину за жалкие гроши, вкалывая на неверных, которые живут в роскоши». Вариант второй (совместимый с вариантом первым): «Власть, поправшая духовные ценности ислама, заставила тебя покинуть родную землю и семью. Мы поможем тебе восстановить справедливость!»
На человека, попавшего в трудные социальные условия, да еще в чужих краях, это действует практически безотказно.
Зоны риска возникают там, где федеральная, региональная, областная, городская власть пренебрегает интересами населения. Речь идет не только о «понаехали тут», но и об обычных жителях городов и сел. Людей убивает равнодушие чиновников, работающих только на себя. А количество чиновников только растет. По данным Росстата, в 2010 году бюрократический аппарат включал в себя 1,7 миллиона человек, то есть ровно столько, сколько в советские времена, когда населения было на 70 миллионов человек больше! В век сплошной компьютеризации плодится куча бумаг, а уровень внимания к людским нуждам и заботам падает. Ох, и рванет однажды!
Какие вы видите основные риски и дестабилизирующие элементы на постсоветском пространстве? Какие организации могли бы выступить в качестве стабилизатора? Может быть Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), взявшая курс на расширение?
Основной дестабилизирующий элемент — пренебрежение к людям со стороны чиновников. И в России, и в СНГ. Это, кстати, относится и к русским, оказавшимся неожиданно для себя после развала СССР в чужой стране. Это верно и в отношении тех, кто вынужден был уехать на заработки в Россию.
Не вижу конкретно организации, способной стабилизировать обстановку. «Дестабилизатором», по-моему, было внедрение дезориентирующего сознание простых людей призыва «Вперед, к рыночной экономике! Через приватизацию!». Чем это обернулось, теперь понятно. Попранием справедливости и обнищанием…
ШОС сможет оказать очень серьезное влияние. Но для этого ей надо выйти из состояния спячки. Нужны не громкие заявления о готовности все крушить, а кропотливая работа. Только без «пятой колонны».
Можно ли вернуть русское присутствие на Памир? Как вы оцениваете вероятность работы с Пакистаном — строительство инфраструктуры, в том числе энергетической и транспортной, в этой стране?
Выражение «вернуть русское присутствие на Памир», по-моему, звучит провокационно. Русские вернутся, если их пригласят.
С Пакистаном работать можно и нужно, хотя очень трудно. Там давно «застолбили» места западные компании. Хотя, учитывая, что Пакистан — вечно бурлящая страна, западники-бизнесмены там вряд ли долго удержатся. Здесь я не беру область военно-политических отношений, где «торчат уши» США, перед которыми Пакистан в финансовых долгах как в шелках. Думаю, что среднеазиатские представители смогли бы найти и тему и партнеров в Пакистане для переговоров по упомянутым вами проблемам.
Каким вы видите себе расширение ШОС в свете противостояния России и стран Запада?
У меня создалось впечатление, что ШОС, наконец-то, обретает жизнеспособность: очерчивает цели и задачи, активно подает голос во внешнеполитической области и заставляет с собой считаться. Слишком долго длился период бездействия… Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Откровенно враждебные действия террористов и не совсем адекватное поведение Запада принудили руководство ШОС в лице его создателей осознать опасность без преувеличения глобального масштаба. Надеюсь, что будут приняты разумные, взвешенные, но решительные меры. Сейчас тот момент, когда промедление смерти подобно.
А еще я бы хотел добавить, что на днях президент США Барак Обама объявил: в рядах исламистов насчитывается 15 тысяч боевиков из 90 стран мира. Это серьезная угроза, которую ни санкциями против России, ни бомбежками Сирии не ликвидировать.